Казалось бы, позабытое «дорогу подскажете?» возвращается. Коллега, приехав на работу, восклицает: «Представляете, вызвала машину по телефону, приехала жуткая развалина, а водитель меня еще и спрашивает, где перекресток Красной и Северной…» «Бомбил» с каждым днем становится все больше. Уже не редкость машина с «шашечками» и ближнезаграничными номерами. Уровень обслуживания тоже с каждым днем все ниже. Очень быстро нелегалы вытесняют с рынка законопослушных таксистов. О ситуации знают и транспортники, и общественники, и власть. Но от этого лучше не становится. Напротив, в тень активно уходят даже те, кто многие годы рулил по всем правилам. В результате страдают и государство, недополучая миллиарды налогов, и граждане, которые не могут быть уверены, что, сев в машину по заказу, благополучно доберутся до пункта назначения. Не в восторге и оставшиеся в правовом поле таксисты, которых давят конкуренты-нелегалы. Но почему тогда ничего не делается?
Забытое старое
Практически безупречная система такси существовала в СССР. Централизованный автопарк на несколько сотен машин, собственная диспетчерская служба, обязательный медосмотр водителя, предрейсовая проверка состояния автомобиля механиком, ремонтная служба, готовая в любой момент выехать на поломку, и прочие приятные пережитки. Сегодня об этом можно только мечтать (опустим тот факт, что машин было мало даже в столицах).
В рыночных условиях такая организация заведомо убыточна: затраты на содержание автопарка, «белую» зарплату персоналу, а также налоги съедят выручку без остатка, да еще и не хватит. Поэтому в старом виде таксомоторные предприятия остались скорее как представители вымирающего вида. Бал правят индивидуальные предприниматели. Вернее, должны править, так как их, в свою очередь, теснят самостийные «бомбилы».
Если строго придерживаться буквы закона, то современный таксист должен быть частным предпринимателем и иметь водительский стаж не менее 3-х лет. Более того, он обязан заключить договор с медицинским учреждением о прохождении предрейсового осмотра и с автосервисом, который будет проверять машину перед выездом. То есть, по сути, на дорогу должен выезжать такой же проверенный водитель, как и в советские времена. Но разница, мягко говоря, есть. Для потребителя она выражается в том, что раньше он при необходимости мог найти того, кто его вез, что являлось серьезной гарантией безопасности и сохранности имущества пассажира. Сейчас никто никого не знает.
Ищут давно и не могут найти
«Забыла в такси сумочку. Позвонила по телефону в диспетчерскую. Оказалось, что там не знают, кто меня обслуживал. Звонила каждый день. Через три недели машину все-таки нашли, но оказалось, что на ней работал человек по доверенности, который куда-то уехал. Короче, ни сумочки, ни человека. Надо было сразу заявление в полицию писать (((». «Прямо в центре города в наше такси врезалась машина. Попал в больницу с травмой. После лечения пытался отыскать таксиста и виновника аварии. Никого не нашел. В диспетчерской сказали, что они только принимают и раздают заказы, а водителей не знают. Мрак». Похожими постами на форумах в Интернете никого не удивишь. Встречаются, конечно, и благодарственные оды честным таксистам, вернувшим «корзину-картину-картонку», но они выглядят небольшим светлым пятном на общем фоне.
Проверено на себе
Чтобы не быть голословным и не опираться только на страшилки, я решил провести собственное исследование. В течение месяца ездил на такси на работу и домой. Мой критерий легальности таксиста был прост: проходил ли он медицинский и технический осмотры, имеется ли путевой лист. Пользовался услугами пяти самых известных в Краснодаре фирм. За время эксперимента набралось 48 поездок. Результат: из почти полусотни водителей всего трое сказали, что посещали врача. Касаемо проверки автомобиля ответом, в лучшем случае, была недоуменная улыбка. Попадались и такие рыдваны, что вопросы об их предрейсовом техосмотре могли принять за издевательство. В этих случаях я не рисковал. И так понятно, что развалинам на дороге не место.
Чуть не забыл: путевки были почти у всех — пачки пустых (а значит, «левых») бланков демонстрировали охотно и даже с ухарством. Поясню: путевой лист, в народе «путевка», выдается в единственном экземпляре перед выездом, и в нем фиксируются перемещения авто. Отсутствие этого документа — нарушение, наказание за которое предусмотрено в Административном кодексе. Резюмирую: в качестве пассажира я чувствовал себя более-менее уверенно три раза за месяц.
Выгодная мимикрия
Углубление в тему дало некоторое понимание масштабов бедствия. Оказалось, для выявления нелегальных таксистов совсем необязательно пользоваться их услугами. Достаточно просто посмотреть на… цвет фонаря. Если он не желтый или оранжевый — практически стопроцентно такси нелегальное. Дело в том, что по действующему законодательству внешний вид этого самого фонаря четко регламентирован. Любые другие, кроме желтого и оранжевого, — не больше чем украшение. «Бомбилы» используют опознавательные знаки, всеми черточками, кроме цвета, похожие на законные, для того чтобы их принимали за такси. Это дает возможность, не вкладываясь в организацию легального бизнеса, работать на рынке и быть гораздо защищеннее, чем законопослушные таксисты. От кого? Да от всех.
— Я 30 лет в такси отработал, — рассказывал один из моих респондентов, пожилой Виктор Петрович. — Начинал еще при Горбачеве. Тогда бардак весь и пошел. Но все старался по правилам делать. В фирмах работал, потом сам на себя. А недавно закрыл к чертовой матери ИП и «бомбить» начал. Выгоднее и спокойнее.
— Что значит спокойнее? А ГИБДД?
— Раньше меня почти каждый день останавливали. А сейчас за два месяца — ни разу. Если б посмелее был, так давно бы «бомбить» пошел. Все боялся чего-то, налоги платил, к доктору ездил. Дурак был, потому и по закону жил.
Как ни прискорбно, но мой собеседник прав. Контролирующие организации могут привлечь к ответственности за нарушение правил перевозки пассажиров только легального таксиста. Тех, кто работает вне правового поля, они попросту не видят в силу своих ограниченных служебных полномочий. Могла бы прижучить нелегала полиция, но то ли не хочет, то ли хочет недостаточно. Почему «бомбилы», не стесняясь, катаются мимо автоинспекторов — тема для отдельного журналистского расследования. Причины же все большего ухода такси в тень упираются в две вещи: несовершенство законодательства и деньги. О втором мы поговорим чуть позже, остановимся на законе.
ФЗ «6 на 9»
Сейчас работа такси регулируется федеральным законом под номером 69. Мы обратились к одному из его создателей, депутату Госдумы РФ Вячеславу Лысакову:
— До вступления в силу 69-го закона такси развивалось хаотично. Старые правовые механизмы не работали, а новых не было. Как следствие, частный извоз выпал из сферы влияния государства и ушел в тень. Для того чтобы его вернуть в правовое поле, нужно работать не один год. Но первый шаг в регулировании этой сферы был сделан в 2012 году, когда вступил в силу ныне действующий закон о такси. На данный момент можно констатировать, что законодательство все же несовершенно и не защищает интересы легальных перевозчиков. Именно поэтому были внесены поправки в существующий закон. Их рассмотрение назначено на ближайшие заседания Госдумы. В числе наших предложений нормы, которые касаются регулирования работы таксистов и защиты пассажиров.
Итак, что предлагается. Первое: поменять полюсами ответственность для легалов и нелегалов. Сейчас законопослушный таксист (зарегистрированный как ИП, платящий налоги, проходящий 2 раза в год техосмотр и так далее) при нарушении может получить штраф до 30 тысяч рублей. При этом нелегал, даже если будет уличен, рискует штрафом в 1 тысячу рублей. Можно, конечно, его привлечь за незаконную предпринимательскую деятельность, но мороки со сбором доказательной базы много, а значит, на это, как обычно, нет сил и средств. В предлагаемой поправке помимо солидного штрафа для нелегала (30 тысяч рублей) Лысаков предлагает ввести лишение водительских прав за повторное нарушение. По мысли, угроза потерять и деньги, и источник дохода на несколько месяцев должна вынудить таксистов выйти из тени. А легалов, которые уже собрались свернуть с истинного пути, убережет от рокового шага.
— То, что предлагает депутат Лысаков, было озвучено в августе на Международном евроазиатском форуме таксистов. Его предложения — практически калька с тех решений, которые были приняты на данном мероприятии. Остается загадкой, почему господин Лысаков, озвучивая наши решения, ни разу не упомянул об этом очень представительном собрании, — комментирует заместитель генерального директора Некоммерческого партнерства автоперевозчиков Краснодарского края «Единство» Сергей Гвоздык. — Что же касается доли нелегалов, то она гораздо больше, чем озвучивают официальные структуры. Например, в Краснодаре, по нашим данным, из 28 тысяч такси разрешение на осуществление пассажирских перевозок легковыми таксомоторами имеют только около 3000 автомобилей — это, считай, 1 из 10. Ситуация критическая. Если не принять быстрых и радикальных мер, мы просто потеряем легальное такси. Одним ужесточением ответственности для водителей тут ничего не решишь. Проблема гораздо глубже. Диспетчерские, которые рекламируют себя как службу такси, в подавляющем своем большинстве таковыми не являются. Это просто конторы, где люди принимают звонки и передают их таксистам. При этом диспетчер зачастую не знает, кому отдал заказ. Ему главное свой процент получить. Уникальная вещь: деньги идут с каждого заказа, а они ни за что не отвечают. Более того, крупные диспетчерские центры вообще зарегистрированы не в Краснодаре, а значит, никаких налогов городу не платят. Так вот, на форуме мы предложили возложить ответственность на диспетчерские пункты за тех, с кем они работают. Чтобы при заключении соглашения проверяли, легальный таксист или нет. Отдал заказ нелегалу — жесткие санкции, вплоть до приостановления деятельности. Вот тогда что-то изменится. Но я знаю, что пока такой поправки нет. Господин Лысаков говорит, что над ней работают его эксперты. Долго работают. Но даже если такой документ внесут в Госдуму, очень сомневаюсь, что его примут. Слишком велико лобби перевозчиков, которым нынешнее положение дел на руку, свои огромные доходы они легко не отдадут.
По закону джунглей
Сегодня диспетчерские службы, действительно, почти ни за что не отвечают. Они предоставляют посреднические услуги и берут за это свою маржу. По сути, им абсолютно все равно, есть у таксиста разрешение или нет. Важен вал. Ведь деньги идут с каждого заказа. Именно этим объясняются постоянные акции по снижению цены километра: дешевле поездка — больше клиентов. При этом сами диспетчеры свой тариф держат твердо. Удешевление происходит за счет уменьшения прибыли рядовых водителей. Что выглядит довольно странно, если учесть дорожающие горючее и запчасти. Таксисты с этим пытаются бороться. Недавно в Новороссийске прошла акция протеста против снижения тарифов, оказалось, что при нынешних расценках они зарабатывают 80 копеек с километра. Но реалии таковы, что голос законопослушных участников рынка пассажирских перевозок заглушают давящие количеством и демпингом нелегалы: кризис и снижение доходов выгоняет на извоз все новых «бомбил», так что в ближайшее время дефицит рабочей силы диспетчерским службам не грозит.
Вместе с тем в неспешности законотворцев можно разглядеть и еще кое-что. Когда 69-й закон еще только обсуждался, по стране прокатилась волна протестов. Таксисты перекрывали дороги, устраивали пробеги и кричали, что эта норма погубит отрасль и лишит работы миллионы людей. Закон все равно приняли, но в такой беззубой форме, что народные волнения быстро стихли. Поэтому легко представить, что произойдет, если сейчас внести жесткие поправки и погнать народ на правовое поле. Волна может пойти почище, чем у дальнобойщиков, — таксисты к рефлексии не склонны. А социальные взрывы никому не нужны. Может, нежеланием будоражить общество в неспокойное время и объясняется пассивность лиц, ответственных за наведение порядка в отрасли? Тогда это уже политика. Но она приносит очень хороший доход небольшой группе граждан, которые вовремя рассмотрели и использовали дыры в законе. А посему, садясь в такси, держите вещи при себе и уповайте на то, что вам попался трезвый опытный водитель. И ждите, пока все успокоится.