Инициатором отмены «мобильного рабства» несколько лет назад выступил Дмитрий Медведев. Он же в августе нынешнего года подписал постановление, утверждающее правила финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров и взимания платы оператора за внесение изменений в указанную базу данных.
Эта инициатива привела общество к форменному расколу. Одни говорят об удобстве и даже необходимости такого подхода, другие возмущаются предстоящими расходами — ведь вскоре будет непонятно, какому оператору звонишь, а значит, велика вероятность попасть на «заградительные» межоператорские тарифы. Со стороны экспертов звучат и предостережения о возможном ухудшении качества связи.
О том, как это нововведение повлияет на работу сотовых операторов, насколько это будет удобно абонентам и какие существуют прогнозы по «перебежчикам», мы спросили у представителей ведущих сотовых операторов региона.
Самый расширенный ответ «МК» дал руководитель службы по маркетингу Краснодарского филиала ОАО «ВымпелКом» Валерий Романов. По его словам, сложность проекта Mobile Number Portability (переносимость мобильного номера) заключается в двух вещах. Во-первых, необходимо осуществить подготовку всех сетей сотовой связи к работе в условиях, когда номер «отвязан» от сети и его нужно уметь найти в любой сотовой сети своего региона. Также это должны уметь те междугородные сети, через которые тоже проходит трафик между сотовыми сетями. А во-вторых, необходимо добиться согласованного осуществления бизнес-процессов в разных операторских компаниях, чтобы осуществить «отпускание» абонента из одной сети и «прием» его в другую.
«Также очень важно перед тем, как предлагать сервис абонентам, провести его комплексное межоператорское тестирование. Вот именно на эти тесты времени не остается совсем. Его к 1 декабря не успеют провести даже те операторы, которые успевают подготовить свои сети и информационные системы к запуску в установленный срок. По нашему мнению, выводить на рынок сервис в таком состоянии опасно. Именно поэтому мы и призываем дать операторам дополнительное время на завершение подготовки и полноценные тесты», — подчеркивает Валерий Романов.
В то же время представитель ОАО «ВымпелКом» отмечает, что проект MNP является стратегически важным для компании, и сейчас все ресурсы брошены на то, чтобы в обозначенные законодательством сроки по максимуму реализовать качественную услугу MNP для абонентов.
«Хочется думать, что мы в этом не одиноки, поскольку если будет готова только «большая тройка», в целом это не даст эффекта, — говорит Валерий Романов. — Для полноценного тестирования и уверенности в качестве услуги мы рассчитывали на ее введение с 1 марта 2014 года — это позволит нам быть уверенными, что все процессы отлажены, услуга предоставляется без сбоев, на должном уровне».
О необходимости переноса срока проекта MNP говорят и представители МТС. Так, пресс-секретарь МТС на юге России Юлия Феоктистова в комментариях «МК» отметила: «Считаем необходимым перенести сроки внедрения MNP с 1 декабря на более поздний срок для того, чтобы не дискредитировать услугу и к запуску этого сервиса могли подготовиться все участники рынка. В процесс вовлечены не только операторы мобильной и фиксированной связи, но также платежные системы. Участники рынка были лишены возможности проведения полноценного тестирования перед запуском, на что в других странах уходило от года до двух. Кроме того, до сих пор нет основного документа, который определяет организационно-техническое взаимодействие всех участников процесса перенесения номера абонента, хотя до запуска услуги осталось несколько дней. Таким образом, открытым остается вопрос непроработанности ряда законодательных и технических вопросов, поэтому не представляется возможным эффективно оказывать данную услугу с 1 декабря».
Однако законодатели мнение сотовых операторов в расчет не берут, предпочитая воздействовать на компании кнутом в виде нормативного акта о санкциях за нарушение закона. Возможно, поэтому некоторые операторы изначально смирились со сроком 1 декабря.
Например, региональный управляющий директор Tele2 в Краснодарском крае и Республике Адыгея Андрей Холодов рассказал «МК», что данный оператор «активно готовится к запуску услуги переноса номера 1 декабря».
«Еще в конце сентября Tele2 вместе с «МегаФоном» первыми провели тестовый перенос номера абонента мобильной связи. В процессе тестов были опробованы возможности совершать и принимать звонки, а также отправлять и получать смс абонентом, использующим перенесенный номер. Все проведенные тесты прошли успешно», — сообщил Андрей Холодов, назвав эти тесты «лишь первым, хотя и важным результатом в подготовке запуска услуги MNP».
По мнению Холодова, каждый оператор должен протестировать работу своих внутренних систем (например, систем биллинга, которые отвечают за корректное взимание платы с абонента) и, что особенно важно, отладить процесс взаимодействия с оператором базы данных перенесенных номеров и другими операторами сотовой и фиксированной связи.
Впрочем, проект MNP вызывает у сотовых операторов не только негативные эмоции. Так, представители МТС и «Билайн» указывают на то, что отмена «мобильного рабства» позволит привлечь в компании новых клиентов.
«В преддверии MNP мы чувствуем себя уверенно. Мы рассчитываем, что переносимость номера позволит нам привлечь в свою сеть новых пользователей. В МТС уже осуществили необходимые доработки информационных системы и техники, которые требовались согласно существующей нормативной базе», — говорит пресс-секретарь МТС на юге России Юлия Феоктистова.
Руководитель службы по маркетингу Краснодарского филиала ОАО «ВымпелКом» Валерий Романов также отмечает, что MNP рассматривается его компанией как возможность расширить базу абонентов в условиях насыщенного рынка.
«Безусловно, все операторы уже конкурируют друг с другом через повышение качества услуг и их разнообразие, но MNP может стать катализатором конкуренции и появления дополнительных возможностей для абонентов», — рассказал Валерий Романов.
На вопрос «МК» о том, как абонентам сотовой связи в будущем можно будет решить проблему определения, какому оператору они звонят, отреагировали только представители «Билайн».
Как отметил Валерий Романов, «для особо интересующихся оператор базы данных перенесенных номеров планирует открыть специальный интернет-сервис, в котором по конкретному номеру можно узнать оператора, в сети которого этот номер «прописан» в данный момент времени». Однако от себя добавим, что вряд ли большая часть людей захочет перед звонком разыскивать в Интернете сведения о принадлежности номера какому-либо оператору. А значит, отмена «мобильного рабства» все равно ударит по карману звонящих. Прогнозы относительно числа людей, которые захотят воспользоваться возможностью перехода к другому оператору с сохранением старого номера, в компаниях разнятся.
Например, руководитель пресс-службы Кавказского филиала ОАО «МегаФон» Амир Рашидов сообщил «МК», что согласно внешнему исследованию EРSI Ratings, около 21% абонентов операторов заинтересованы в переносе номера.
«Наши собственные оценки количества заинтересованных в этой услуге абонентов совпадают с оценкой EPSI. Порядка 20% абонентов думают о смене оператора. Но при этом нужно понимать, что количество воспользовавшихся услугой будет меньше, чем количество абонентов, потенциально заинтересованных в ней. Мы полагаем, что после введения MNP сильного перераспределения абонентов на рынке не произойдет», — говорит Амир Рашидов.
А вот в «Билайн» ожидаемые цифры более скромные. «По нашим прогнозам в целом на рынке (по всем операторам) MNP будут подвержены от 4 до 7% абонентов», — отмечает Валерий Романов.
Впрочем, по словам представителя ОАО «ВымпелКом», давать точные прогнозы до старта услуги несколько спекулятивно, поскольку многое будет определяться как готовностью всех операторов, так и агрессивностью их маркетинговой политики.
Абонент, желающий сохранить номер, обращается к тому оператору, в сеть которого он хочет перенести свой номер. В офисе оператора абонент предъявляет паспорт и заполняет заявление. Номера переносятся только в пределах одного региона. После этого операторы проводят все необходимые проверки, о результатах которых сообщается абоненту. В частности, проверяется, действительно ли именно этот номер выделен данному абоненту конкретным оператором. Если у абонента остались долги перед оператором, от которого он уходит (так называемым оператором-донором), то абонент должен эти долги оперативно погасить, иначе переноса номера не случится. Если все нормально, то на восьмой день после подачи заявления номер будет технически перенесен в сеть нового оператора. Абонент вставляет в аппарат новую SIM-карту со старым номером и может пользоваться услугами нового оператора. При этом перерыв в возможности позвонить не должен быть более 30 минут, а проблемы по входящей связи — не более 6 часов.
Если еще какие-то долги перед оператором-донором остались уже после технического переноса (например, пришли счета за международный роуминг), абонент также должен оперативно рассчитаться, иначе услуги ему заблокируют уже у нового оператора. Для предприятий процесс переноса похожий, но более длительный, он занимает 29 дней.