Новость о том, что на Кубани убили священника, появилась в субботу утром. 61-летний Николай Меденцев погиб в ночь с 18 на 19 октября. Преступник приехал в Белореченск, домой к священнослужителю. Нанеся несколько ударов по голове и затянув петлю на шее батюшки, он попытался поджечь дом. Затем сел в машину Николая Меденцева и, погрузив тело священника в багажник, направился к выезду из города.
Покореженную «Ауди», в которой лежал убитый настоятель Свято-Покровского храма, на рассвете нашли на улице Либкнехта. Не справившись с управлением, преступник врезался в заросли айвы и оставил автомобиль.
Когда на следующий день я приехала в Белореченск, все знали, кто убийца. Да, накануне вечером Следственный комитет РФ на своем официальном сайте разместил информацию о том, что преступник задержан и что он является бывшим мужем жены священника. Но это было не совсем так. Главный подозреваемый, действительно, 41-летний Юрий С., но он являлся бывшим мужем племянницы Николая Меденцева.
Это мне подтвердила по телефону и родная сестра погибшего батюшки Любовь Мохова. Рассказать еще что-либо о произошедшем она не смогла — убитая горем женщина была просто не в состоянии общаться с журналистами, но посоветовала обратиться к Антонине Ефимовне, которая служит при храме бухгалтером.
Свято-Покровский храм в Белореченске удалось найти не сразу. Расположенное в самом центре города скромное двухэтажное здание терялась среди более массивных строений. И даже синяя с золотым маковка купола различалась не сразу на фоне голубого неба и желтой листвы платанов.
Антонина Ефимовна, женщина лет 70-ти с добрым и одновременно строгим лицом сидела в небольшом, залитом солнечным светом кабинете. Поначалу она вовсе не хотела говорить о батюшке и о человеке, который лишил его жизни, но потом несколько смягчилась, словно оттаяла, и согласилась на разговор.
«Отец Николай был против брака племянницы с этим Юрием, - начала она. - Но все-таки смирился с решением родственников и даже обвенчал их».
Почему же батюшка был против? Дело в том, что Юрий был непростым человеком. Грамотный, образованный, он имел два юридических образования, служил в МВД. Во время службы его периодически отправляли служить в «горячие» точки. И как объяснила Антонина, Чечня для мужчины не прошла бесследно. Юра был резок, груб, периодически поднимал руку на жену. Да чего только стоит тот факт, что мужчина хранил дома «на память» о Чечне два человеческих уха. Тем не менее, он был верующим человеком, приезжал вместе с женой на службы в Свято-Покровский храм, крестил в нем своих детей.
«С отцом Николаем у них никогда конфликтов не было, - говорит Антонина Ефимовна. - Батюшка не пытался давать Юре советы, в чем-то убеждать или упрекать его».
Около года назад Юрий и племянница Николая Меденцева развелись. К тому времени мужчина уже не служил в органах — отправили на пенсию. Чтоб не сидеть без дела, подался в казаки..
Зачем Юрию было убивать отца Николая? Антонина Ефимовна понять этого не может. Повторяя горькое «за что?», женщина начинает плакать.
«Он меня на покой отпускать не хотел, - говорит она про отца Николая. - Мол, мы с тобой семнадцать лет в храме служим, ты еще молодая женщина. А теперь с кем служить?»
Официальная версия следственных органов это — имущественный спор Юрия с его бывшей женой. Но какое отношение к этому имел отец Николай? Да, наверняка, он был на стороне своей племянницы, но разве это могло стать поводом для убийства?
«Обиду он какую-то затаил...», - говорит Антонина Ефимовна. Но какую? Она не знает.
Не знает этого и присоединившийся к разговору Анатолий Жужнев: мужчина, который также более 15-ти лет провел бок о бок с отцом Николаем. Когда в 1997-м батюшка приехал в Белореченск и начал строить в городе Свято-Покровский храм, Анатолий на добровольных началах пошел к нему прорабом. Вспоминает, что помимо того, что Меденцев жил служением Богу, он был еще и хорошим руководителем, организатором. Еще бы, превратить убогое здание бывшего кинотеатра в такой храм! А храм, действительно, очень красивый, особенный. Небольшой, но очень светлый и уютный. Однако в домашнем быту отец Николай к уюту не стремился. Участок его находится на самом краю города, у реки. Одноэтажный простенький домик.
«Он так хотел, - говорит Анатолий, - быть в уединении».
Жил отец Николай один. Два его сына тоже посвятили себя служению церкви: один в станице Ленинградской, другой — в Краснодаре.
«Николай держал их на расстоянии, - вспоминает Анатолий Жужнев. - Говорил, если я вам сделаю, что вы просите, вы мышей перестанете ловить».
Возможно, это трагическая история могла закончиться по-другому, если бы отец Николай не стремился к уединению, если бы в доме находился кто-то еще, а двор не был бы обнесен таким глухим забором. Но батюшка был один.
Чего хотел от него бывший полицейский, человек, который воевал за нашу Родину в Чечне? А ведь именно в этой «горячей» точке в 96-м году в плену боевики жестоко расправились с православным священником Анатолием Чистоусовым.
Как же мог мужчина, не один год воевавший с этими извергами, в итоге уподобиться им? И почему батюшка, который помогал людям найти выход из сложных ситуаций, встать на путь истинный, в этот раз не смог убедить запутавшегося мужчину?
В этой истории остается множество вопросов, на которые, как мы надеемся, стражи порядка смогут найти ответы.
...Во дворе церкви я встретила мальчика. Он сидел на скамейке и задумчиво смотрел на играющую в солнечном свете маковку купола, а потом тихо сказал : «Наш храм осиротел». Мальчик прав, только осиротел не только Свято-Покровский храм. Все мы осиротели, упустив что-то серьезное, важное.