«Объединение» атакует объекты ТоАЗа в Тамани

Действия землевладельцев грозят оставить стратегический вопрос экспорта российского аммиака на милость Украины

30.01.2018 в 19:01, просмотров: 816

Многострадальный проект «Тольяттиазота» по строительству глубоководного комплекса по перевалке аммиака и сыпучих удобрений на полуострове Тамань снова оказался в эпицентре судебных разбирательств. Не успела компания отбиться от требоваваний властей  признать «самостроем» ряд объектов инфраструктуры «ТоАЗа», как аналогичные претензии к ней предъявили краснодарские землевладельцы. Представители некоего ООО «Объединение» требуют признать незаконным строительство железнодорожной ветки, ведущей к новому терминалу «Тольяттиазота», и демонтировать ее. Новый иск ставит под угрозу планы самарского предприятия избавиться от украинской зависимости в вопросах экспорта своей продукции.

«Объединение» атакует объекты ТоАЗа в Тамани
фото: Наталия Губернаторова

Терминал государственной важности

Перевалочный комплекс «Тольяттиазот» строит в Тамани с переменным успехом вот уже почти 20 лет. Работы по его возведению начались еще в 1999 году, однако в 2005 их пришлось приостановить «по независящим от предприятия причинам». Спустя 10 лет строительство стоимостью 300 млн долл. реанимировали, и уже к 2020 году «ТоАЗ» планировал ввести в эксплуатацию две очереди своего нового терминала: для перевалки аммиака и для перевалки карбамида.

Стратегически важный проект (включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года») призван в первую очередь обезопасить экспортные поставки аммиака и расширить географию поставок российской продукции на мировые рынки через Черное море. На сегодняшний день «ТоАЗ», который производит 20% всего российского аммиака (или 10% мирового), вынужден использовать для зарубежных поставок построенный еще в советское время трубопровод «Тольятти-Одесса». Иными словами - полностью зависит от позиции и прихотей все менее дружественной Украины, которая в любой момент может (и прецеденты уже были) «перекрыть вентиль» российскому экспорту.

Несмотря на огромное экономическое, политическое и государственное значение терминала, «ТоАЗу» на протяжении последних нескольких лет приходится отбивать атаки на него в судах. Так, с 2014 года у предприятия уже пытались отобрать часть уже построенной инфраструктуры под предлогом, что она якобы была возведена без получения разрешений на строительство. «ТоАЗ», в свою очередь, утверждает, что все работы были согласованы, а постройки — законны.

Поначалу ситуация складывалась не в пользу самарского производителя — процесс в Краснодаре он проиграл. Однако в сентябре прошлого года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поддержал «Тольяттиазот», направив дело обратно на пересмотр.

«Объединение» против развития Тамани

Попытки получить ценные инфраструктурные объекты, предпринимает сегодня ООО «Объединение» под руководством Геннадия Юфика. Как пишет РИА «Новый день» : Оно подало к «Тольяттиазоту» иск о сносе железнодорожного полотна, которое якобы было построено самовольно на принадлежащем «Объединению» участке. На время разбирательств суд наложил на объект обеспечительные меры, запретив Росреестру по Краснодарскому краю каким-либо образом регистрировать железнодорожную ветку. Это решение «ТоАЗ» сейчас оспаривает в апелляции. Очередное заседание по этому делу назначено на 30 января.

… Геннадий Юфик известен в Краснодарском крае как человек, сколотивший приличный земельный капитал… Так, в свое время его добычей стало одно из старейших в крае винодельческих хозяйств «Мильстрим – Черноморские вина» (бывший «Мирный»), входившее в топ-10 крупнейших производителей вина в России. В сети без труда можно найти описание того, как Юфик вместе с экс-менеджером «Мильстрима» Олегом Варум, Андреем Герцевом и другими предпринимателями размывал доли работников АПФ «Мирный» до тех пор, пока не взял под контроль и завод, и принадлежащие ему земли. Пайщики «Мирного» судятся до сих пор, однако без особого успеха.

Однако настоящее «золотое дно» Юфик и его партнеры нащупали после того, как было принято решение о создании сухогрузного района морского порта Тамань. Под государственный стратегический проект, оцениваемый в 228 млрд рублей, понадобились участки земли, в том числе и принадлежащие предпринимателю. Для краснодарского землевладельца это стечение обстоятельств оказалось удачным способом извлечь из своего положения сверхприбыли.

В этом контексте атаку «Объединения» на «Тольяттиазот» можно рассматривать как логическое продолжение политики получения максимальной цены при продаже земли.

В результате от подобных ситуаций страдает не только крупный бизнес (тот же «ТоАЗ»), но в первую очередь государственные интересы России, российские предприятия и бюджет страны теряют деньги. А украинские, напротив, зарабатывают.



Партнеры