В декабре солист Музыкального театра Краснодара отметил семидесятилетие

Поздравления от коллег и поклонников творчества принимал Вячеслав Егоров

19.12.2017 в 12:47, просмотров: 14063

Этот год у него многократно юбилейный: 45 лет работы в профессиональном музыкальном театре, и 25 лет из них — в Краснодаре. «Для какого издания интервью?» — спрашивает юбиляр. И улыбается: «Я ведь был убежденным комсомольцем!»

В декабре солист Музыкального театра  Краснодара  отметил семидесятилетие
Фото: пресс-служба театра

— Вы получили два высших образования, в том числе режиссер музыкального театра. Пели на разных сценах. Почему выбрали именно Краснодар?

— Не столько я выбрал Краснодар, сколько он меня. Шел 1991 год. Я служил в Саранском музыкальном театре — солистом и очередным режиссером. Не все в политике театра меня устраивало, и в то же время не хотелось заниматься полемикой.

В санатории «Актер» в Сочи я познакомился с Леонтием Желябиным, директором краснодарского театра оперетты. Театр искал тенора, который мог бы взять ведущие сольные партии. Мы договорились, что я поеду с краснодарским театром на 20-дневные гастроли в Ульяновск. Однако моему отъезду сопротивлялись: чтобы «отпросить» меня из Саранского театра, краснодарцы писали специальное письмо в республиканское министерство культуры. После этих гастролей я переехал в Краснодар, став одним из первых в театре артистов на контракте.

— Вы были свидетелем важнейшей перемены в жизни краснодарского театра: того, как театр оперетты превратился в Музыкальный. Как это происходило?

— Девяностые были непростым временем, когда политические события резко разворачивали страну, и людям во многом стало не до театра. Неясно было, как жить дальше.

В это время несколько человек: Желябин, Александр Гончаров (главный дирижер), Юрий Дрожняк (главный режиссер) — решили повысить статус и уровень театра оперетты, сделав из него полноценный музыкальный театр. Все это требовало кропотливейшего труда, бумажного оформления…

Смена статуса театра отчасти, конечно, была продиктована попыткой привлечь зрителя. Ведь труппа по большому счету поначалу оставалась той же. В городе ходили скептические разговоры. Однако уже в 1997 году у нас поставили оперу по классике: «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского; потом — «Кармен» Бизе и так далее. Главный балетмейстер театра Владимир Пак собрал балетную труппу, в которую вошел и будущая звезда Инь Даюн. Нас долго критиковали, к нам прислушивались, но мы выстояли и доказали, что на Кубани может быть полноценный музыкальный театр.

Большую роль в развитии краснодарской оперы сыграл великий дирижер Фуат Шакирович Мансуров. Он заложил серьезный фундамент, много и кропотливо работал с солистами. В Музыкальном театре поют и оперу, и оперетту, и мюзиклы, а ведь везде своя специфика, нужна разная подача голоса.

— Что такое для вас идеальный театр? И отвечает ли Музтеатр этому образу?

— Идеальный театр — это когда зритель жаждет попасть на его спектакли. Когда в театре достаточно разнообразный репертуар, который интересен для разных вкусов и разной публики.

Если говорить о Музтеатре, больше всего меня настораживает, что так редко идут некоторые хорошие спектакли. Например, та же «Баядера» — всего 2-3 раза в сезон! Это недоработка.

Хорошая тенденция есть: став художественным руководителем театра, дирижер Владислав Карклин двинул вперед оперу. А то некоторые постановки шли всего раз в сезон, а на ролях по 2-3 исполнителя. Можно ли было оставаться в хорошей вокальной форме, когда поешь спектакль раз в два-три года? Например, «Пиковая дама» требует не только серьезной спортивной натренированности, но и стабильной вокальной подготовки.

У театра пока еще не полностью сформирована репертуарная политика. Идут подряд мюзикл, модерн-балет, оперетта, балет, опера. Эти постоянные скачки не проходят бесследно для труппы.

— В одном из интервью, рассуждая о типажности в оперетте и опере, вы говорили: «С самого начала своей жизни в театре я боролся со стереотипами, которые обедняют палитру эмоций артиста и ощущений зрителя». Как с ними можно бороться в рамках самого жанра?

— Бороться можно только изнутри, насыщая роль драматическим содержанием. Ведь все эти персонажи: любовники, простаки, субретки — если разобраться, очень разные. Многообразно ведут себя в различных произведениях. Для меня как исполнителя они схожи лишь тем, что должны хорошо петь.

И потому, когда мне говорят: «Его легко спеть, он же герой!» — я не соглашаюсь. Каждый герой индивидуален. Наверное, такой подход связан с тем, что я учился в ГИТИСе, а не в консерватории, изучал актерское мастерство, перенимал опыт у великих: Покровского, Завадского, Ансимова.

— Вы не только солист, но и режиссер музыкального театра. В Краснодаре ставите часто?

— Когда меня приглашали в краснодарский театр, объяснили, что зовут как солиста, а не режиссера. Но у меня получилось поработать и в этом направлении. Лет двадцать я ставил новогодние выездные спектакли с артистами Музтеатра. Потом, когда всех артистов стали занимать на стационаре, начал сотрудничать с ансамблем казачьей песни «Криница». И вот последние пять лет ставим спектакли с ними! Ставил я и в Музтеатре: «Мадемуазель Нитуш», «Моя жена — лгунья». А также в нашей консерватории, со студентами, оперу: и «Травиату», и «Онегина», и «Фигаро».

— Оперная режиссура сегодня — предмет споров. Все чаще говорят о нетрадиционных постановках. Как нужно ставить оперу: классически или новаторски?

— Я сторонник классической школы. Иногда увидишь такое, что откровенно нелепо! Помню, видел я и «Сусанина» с красноармейцами. Часто у режиссера-«новатора» многое оказывается притянуто за уши. Но иногда изобретательность постановщика прямо-таки удивляет: так придумать, связать образы!

И, тем не менее, новаторские оперные спектакли, как бы они ни были любопытны, скорее всего, больше одного раза смотреть не станешь. В ярких, изощренно придуманных спектаклях зачастую на второй план уходит музыка, которая и составляет сущность оперы.

Я считаю главным один принцип: нельзя резать партитуру. В музыкальной драматургии важен каждый штришок, каждая интонация. Каждая нотка для чего-то придумана.

— Как вы отдыхаете?

— Люблю гулять с собакой, болонкой Парис. Выезжаем с семьей на море, в маленькую гостиницу — в Геленджик, Дюрсо… Нередко отпуск оборачивается очередными гастролями — так, например, произошло в Тамбове, куда я поехал навестить могилы родителей, а в итоге пел на концерте в местной филармонии. Но вообще отдых больше десяти дней для меня — катастрофа!

— 31 января пройдет ваш юбилейный концерт. Что услышат зрители и чего от концерта ждете вы?

— Прозвучат арии из опер, арии и дуэты из оперетт. Будут и опера, и балет, и оперетта, и детская студия Музыкального театра, и «Криница»! Главное для меня — встретиться с любимыми коллегами. Ведь коллектив у нас замечательный. Есть кому передавать мастерство: назову молодых солистов Артема Агафонова, Максима Рогожкина. А какой универсальный, пластичный хор! Многогранные артисты, которые работают и в опере, и в оперетте, и в мюзикле. Дай Бог им здоровья, и чтобы они контролировали переход из одного жанра в другой.

 Справка " МК"

Вячеслав Павлович Егоров (тенор). Народный артист России, лауреат премии губернатора Краснодарского края в области литературы и искусства, лауреат краевой премии им. М. А. Куликовского, лауреат премии им. Л. Г. Гатова. Родился 4 декабря 1947 года в городе Лиепая (Латвия). Окончил ГИТИС по специальности «актер музыкального театра», курс народного артиста России профессора Г. П. Ансимова (1974), а также по специальности «режиссер музыкального театра», курс народного артиста России профессора

М. А. Ошеровского (1990). В 1974 стал солистом Хабаровского театра музыкальной комедии, в 1980-м — солистом Саранского музыкального театра (республика Мордовия). С 1992 года — солист-вокалист Краснодарского музыкального театра. Без его имени невозможно представить становление оперного искусства на Кубани. Режиссер-постановщик спектаклей «По щучьему велению», «Удивительные приключения в сказочном царстве» и «Невероятные приключения в волшебном лесу» ансамбля казачьей песни «Криница», музыкальной комедии «Моя жена — лгунья» Музыкального театра. В свои 70 лет Вячеслав Павлович по-прежнему востребован. В его репертуаре множество ролей, среди которых Германн — «Пиковая дама» П. Чайковского; Хозе — «Кармен» Ж. Бизе; Альфред — «Травиата» Дж. Верди; Губернатор N-ской губернии — «Гоголь. Чичиков. Души» А. Пантыкина.