От 20 до 60 процентов рынка пассажирских перевозок в крае захватили нелегалы

Проблема назрела еще лет пять назад, но сегодня достигла критических размеров

За последние два года краевой департамент транспорта провел пять конкурсов. Перевозчикам предложили 198 лотов — маршрутов и графиков регулярного сообщения. И только по 20 из них провели конкурс. 110 признали несостоявшимися, так как было подано всего по одной заявке. На 68 предложений никто не откликнулся

Проблема назрела еще лет пять назад, но сегодня достигла критических размеров
Фото: livekuban.ru

«Автовокзалы Ейска и Апшеронска находятся под угрозой закрытия. Месячный оборот денег от продажи билетов на станции приморского города упал за последние три года с 2,5 млн до 500 тысяч рублей». С такой информации для журналистов началась пресс-конференция краевого отделения «Опоры России» (общественной организации малого и среднего предпринимательства»). 
Тема разговора более чем серьезная. Едва ли не половину рынка пассажирских перевозок (междугородних в частности) захватили нелегальные транспортные предприятия. Проблема назрела еще лет пять назад, но сегодня достигла критических размеров, озвучили докладчики. Среди них — не только представители «Опоры России», но и руководители транспортных предприятий Ейска, Каневского района. Они объяснили: нелегальные перевозчики попросту выдавливают с рынка официально зарегистрированных. На первый взгляд все выглядит невинно. В 200-300 метрах от автокассы пассажирам предлагают отправиться в путь на микроавтобусе, причем за полчаса до отправления вокзального автобуса. Некоторые пассажиры с радостью соглашаются. В итоге легальные перевозчики отказываются работать на маршрутах. Обслуживание направлений попросту не приносит дохода. За последние два года краевой департамент транспорта провел пять конкурсов. Перевозчикам предложили 198 лотов — маршрутов и графиков регулярного сообщения. И только по 20 из них провели конкурс. 110 признали несостоявшимися, так как было подано всего по одной заявке. На 68 предложений никто не откликнулся. 
— Сейчас нелегальные перевозчики есть практически в каждом городе и районе края. Они не несут почти никаких издержек, не платят налогов, то есть находятся в более благоприятных экономических условиях. Если бы речь шла просто о более качественной услуге, мы бы не стали вмешиваться в ситуацию. Однако видим здесь признаки незаконной конкуренции. Проблему нужно решать, а не надеяться, что рынок все выровняет, — прокомментировал ситуацию председатель регионального отделения «Опоры России» Даниэль Башмаков.
Какие же требования предъявляют сегодня к легальным перевозчикам? Об этом журналистам рассказал руководитель комитета по транспорту и пассажирским перевозкам региональной «Опоры» Сергей Кумбарули. Так, перевозчик должен иметь лицензию, собственную или арендованную производственную базу, страховой договор, обязан перевозить льготные категории граждан. Есть и критерии для автотранспорта. Автобусы — категории М3, класса 2, причем не старше 10 лет. Необходимо наличие ремней безопасности, тахографов, системы ГЛОНАСС, огнетушителей, запасных выходов… У водителей обязателен опыт междугородних перевозок не менее трех лет. Все они ежегодно обучаются по 20-часовой программе, регулярно проходят инструктажи и осмотры, носят форму установленного образца. У нелегалов этого нет и в помине. А еще у них есть еще одна уловка — представляют незаконные перевозки как заказные.
— Идет подмена понятий. Заказная поездка — это когда есть договор, например, на групповую поездку в театр, есть список с печатью, страховой договор, условие доставить людей туда и обратно. А нелегальный перевозчик везет, кого поймает. Кроме того, водители не проходят предрейсовый осмотр, нарушается режим труда и отдыха, скоростной. Нелегальный перевозчик доставляет пассажиров из Краснодара в Ейск всего за три часа и тем самым подвергает их жизни опасности. Они перевозят любые грузы без проверки. А кто знает, что в коробке? Между тем груз можно отправить и с официальным перевозчиком. Такая услуга существует. Специалисты проверяют коробку и выдают разрешение. Пока такая система действует только на вокзалах краевого центра «Краснодар-1» и «Краснодар-2», — добавил Сергей Кумбарули.
Почему же некоторые пассажиры все-таки выбирают нелегальных перевозчиков? Увы, преимущества налицо… Это в первую очередь скорость доставки, комфорт, возможность выйти, где хочешь. И, наоборот, до того же Приморска-Ахтарска официальным автобусом ехать четыре часа — заходит едва ли не в каждую станицу.
— Доходность некоторых маршрутов за последние пять лет сократилась в два раза. Если раньше коэффициент наполняемости автобусов на междугородних направлениях был 75-80 процентов, и это считалось хорошим показателем, то сейчас всего 20, — отметил руководитель каневского автопредприятия «Далматин» Венедикт Ядрышников.
Некоторые журналисты усомнились, что в сфере легальных перевозок дела идут плохо. Мол, живем в близлежащих с Краснодаром населенных пунктах. На работу ездим маршрутными автобусами, по дороге подбирают пассажиров. Водитель плату за проезд берет, а билета не дает. Куда идут эти деньги?
Проблема есть, согласились докладчики, но она неповсеместна. Автобусы официальных перевозчиков оборудованы видеорегистраторами, которые контролируют дорогу, салон. Водитель не будет действовать вне правил, потому что рискует потерять работу. Кроме того, напомнили они, важна гражданская позиция. Не дали билета — проси. Безбилетный проезд со стороны пассажира — тоже нарушение.
— Считаем, нужно детально изучить конкурентные преимущества нелегалов. Например, подумать о дополнительных остановках на пути следования, о системе проверки багажа. Будем продолжать настаивать и на лицензировании заказных перевозок. Сегодня нелегалов наказывают штрафами. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — 50 тысяч рублей, для юридических, при повторном нарушении — 200. К сожалению, привлечь к ответственности нарушителей непросто. Мы обратились в краевую прокуратуру. В ближайшем будущем проведем круглый стол, где совместно рассмотрим проблему, — подвел итоги пресс-конференции Даниэль Башмаков.
 

Источник: Associated Press

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 27 апреля 2016

Заголовок в газете: Пираты с большой дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру