Как не прогадать на госконтракте

или Явные признаки того, что на заказчика скоро придется подавать в суд

Когда строительная компания одерживает победу в борьбе за государственный контракт, стоит задуматься, как именно этот контракт будет исполняться. Какие проблемы могут возникнуть, когда строители выйдут на объект, и как их решать?

или Явные признаки того, что на заказчика скоро придется подавать в суд

Всем нам известно, что победитель, получающий право заключить госконтракт, определяется в три этапа. Сначала проверяются первые части заявок участников размещения заказа – рассматривается возможность применения на конкретном объекте строительных материалов, обладающих определенными качественными характеристиками и потребительскими свойствами. Потом проводится аукцион, а уже после аукциона оцениваются вторые части заявок и анализируются учредительные документы участников размещения заказа. Малейшее отклонение от законодательно установленного сценария ведет к снятию компании с торгов (а то и в реестр недобросовестных поставщиков), поэтому на данном этапе стоит направить усилия на соблюдение процедурных тонкостей. Обжаловать действия аукционной комиссии по недопущению к торгам конкретной фирмы и добиться отмены этого решения будет сложнее, поэтому выверять документацию приходится в буквальном смысле до запятой. 

Только после того, как Вы увидите свою фирму в протоколе как победителя, стоит приступать непосредственно к планированию работ. И здесь могут возникнуть проблемы. Практика показывает, что случаи проведения ремонтных работ в точном соответствии со сметной документацией и установленными госконтрактом сроками редки. Рассмотрим основные причины возникновения таких «отклонений».

Ошибки в сметной документации

Любой контракт начинается с определения объемов работ и составления технического задания. Однако представители заказчика зачастую не могут установить точные объемы (из-за того что не являются специалистами в данной области) и определяют их «на глаз», или как говорили мои университетские преподаватели – по форме “3П” – Пол, Палец, Потолок! 

Другой нюанс работы – устаревшие планы и чертежи зданий, сооружений, коммуникаций. Смета составляется на основании недостоверных первичных данных, объемы в которой не совпадают с реальными. После чего сметная документация проходит проверку в экспертных центрах на предмет правильности применения тех или иных коэффициентов. Суть от этого не меняется – если исходные данные не соответствуют объекту, все производные от него будут только увеличивать ошибки!

После всего этого объявляется электронный аукцион, запрос котировок или конкурс на право выполнения данных работ. Когда победитель торгов приходит на объект, он с удивлением узнает, что реальные объемы существенно отличаются от указанных в смете, причем они могут оказаться как больше, так и меньше.

В связи с этим рассмотрим три ситуации. 

Первая – реальный объем работ больше, чем тот, который указан в сметной документации. Здесь возможна следующая проблема: заказчик просто не будет подписывать акты приемки выполненных работ по форме КС-2, мотивируя свои действия низким качеством ремонта, неправильным тоном краски, несоблюдением технологии и другими отговорками. Иначе говоря, если выполнить работы в точном соответствии со сметой (например, покрасить коридор на 95%), существует вероятность, что оплаты произведенных работ придется добиваться через суд.

В этих обстоятельствах целесообразнее пожертвовать частью прибыли и покрасить коридор на 100%, нежели поссориться с заказчиком. Если расхождение по объемам составляет более 10%, стоит встретиться с заказчиком и попытаться найти компромиссный вариант. Заметим, что добиться дополнительного финансирования на выполнение «внеплановых» работ крайне сложно, поэтому при переговорах необходимо прийти к единому решению, какие минимальные дополнительные объемы нужно сделать подрядчику, чтобы заказчик подписал акт приемки выполненных работ.

Вторая ситуация – объем работ меньше указанного в смете. Казалось бы, строительная компания должна остаться в выигрыше – к примеру, по смете площадь стен коридора составляет 200 кв. м, а в действительности – 180 кв. м. Но не стоит обольщаться. Спустя несколько месяцев, проверяющие могут произвести соответствующие замеры и за 20 непокрашенных, но заактированных «квадратов» выписать подрядчику штраф, размер которого будет выше, чем экономия на краске. Конечно, решение контрольно-ревизионных органов можно оспорить, поскольку за подготовку сметной документации и подписание актов по форме КС-2 ответственность несет заказчик, но перспективы потерять время на таком споре достаточно конкретна.

Рекомендации здесь будут просты: либо заактировать реальные объемы, либо дополнительно покрасить какие-то другие площади – на основании письменного распоряжения заказчика. В таком распоряжении обязательно нужно отметить, что данные площади покрашены в счет выполнения государственного контракта, и указать его номер и дату заключения.

Третья ситуация – количество некоторых стройматериалов высчитано с арифметическими ошибками. Если сметная документация достаточно объемна, сметчик может просто перепутать разрядность, а сотрудник экспертизы – этого не заметить. Математическая ошибка (опечатка) приведет к уменьшению или увеличению количества строительного материала или объема работ в 10 раз. Например, в практике автора был случай, когда согласно смете строительная компания должна была установить на 10 раковин один (!) смеситель.

Во всех вышеуказанных случаях, я рекомендую строго придерживаться контракта, а любые отступления в сторону уменьшения или увеличения объемов выполнять только по письменному согласованию с Заказчиком.  Есть тут одно правило – перед написанием писем согласовывайте их содержание с Заказчиком, что написано пером – не вырубишь уже топором. Иначе может себе дороже выйти и “вырубать” уже в суде придется.

Невозможность соблюдения сроков

Прежде всего, сроки могут сдвигаться из-за несвоевременного освобождения помещений для ремонта. Строительным организациям, которые проводили ремонтные работы в учреждениях, продолжающих в этот период обслуживать посетителей, данная проблема хорошо знакома. Например, в учреждениях здравоохранения, где на зарплату врачей и медсестер напрямую влияет число пролеченных больных, освобождать помещения никто не торопится. Если ремонтируется отделение или целый этаж, в 99 случаях из 100 они не будут полностью закрыты. Строителям придется постоянно останавливаться, чтобы сотрудники больницы или поликлиники могли перенести мебель, оборудование, документацию. Кроме того, некоторые пациенты имеют удивительную потребность «прогуляться» по только что уложенной плитке, а медицинские каталки – свойство «таранить» только что покрашенные стены, оставляя в местах столкновений хорошо заметные следы.

Проблема в том, что убрать последний дефект достаточно сложно, поэтому, возможно, придется перекрашивать всю стену. Ведь доказать, что дефект возник по вине сотрудников учреждения, практически невозможно – они вряд ли сознаются, что допустили «роковое» столкновение.

Кроме того, иногда сроки невозможно выдержать из-за возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий. Это касается учреждений здравоохранения (к примеру, в период эпидемии гриппа работать в больнице запрещено). Казалось бы, такая ситуация является форс-мажорной, поэтому штрафные санкции за несоблюдение сроков к строителям применяться не должны. Но что делать людям, которые уже начали работать на данном объекте? Да и сама компания-подрядчик оказывается в непростом положении: на неопределенный срок «замораживаются» деньги, которые пошли на обеспечение государственного контракта, отодвигается и момент оплаты выполненных работ.

Не секрет, что любое бюджетное учреждение старается закрыть свои долговые обязательства в декабре, а пик эпидемий приходится как раз на этот месяц. И, если строители не уложатся в срок до конца текущего года, им придется ждать заработанных денег один-два месяца уже в новом году (пока определятся лимиты и сформируются бюджеты).

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру