Темнота на улицах региона стоит такая, что не видно ни зги. На радость представителям преступного мира, которым на редкость комфортно «криминалить» в такой благоприятной обстановке. Вот невольно и думаешь с раздражением всякий раз, когда покидаешь по необходимости свою залитую светом квартиру: до каких пор мы будем позорно жить во тьме, как в средневековье?
Статистика
Мертвая тишина ранним утром или поздним вечером, усугубленная безнадежной устрашающей тьмой, — «триллер» из нашей жизни. Взять хотя бы Комсомольский микрорайон Краснодара: возле 83-й средней школы полным-полно и других детских школьно-дошкольных учреждений. А тьма даже на «пятачке детства» в озвученные часы стоит такая, что лучше туда не соваться без надобности. Побьют-искалечат, а ты из-за густо-черной мглы и не разглядишь, кто на тебя напал. И хорошо, если вообще живым останешься…
Как это ни трагикомично, но речь идет не о какой-то глухой станице, где и поныне при лучине живут, а о столице Кубани. Да какой же Краснодар после этого столичный город?! Как был наш город «главной деревней края», так и остается ею поныне во многих отношениях. В том числе и в плане уличного освещения. На многих улицах его сегодня нет и в помине! А там, где освещение присутствует, пребывает в таком допотопном состоянии, что даже стыдно об этом говорить.
Только вдумайтесь в официальную статистику. В беспристрастные отчетные данные чиновников по оценке состояния распределительных сетей наружного освещения Краснодарского края. Средний износ кабельных линий в регионе составляет… 70 процентов! Воздушных — почти 60 процентов. Вдобавок, как не скрывают сами кубанские власти, «более 60 процентов от общего количества установленных опор наружного освещения имеют сверхнормативный срок службы. Количество светильников наружного освещения со сверхнормативным сроком службы насчитывает более 70 процентов от их общего числа. Половину общего парка источников света составляют лампы накаливания и ртутные (преимущественно мощностью 250 вт), при этом светоотдача ртутных ламп не соответствует установленным требованиям СНиП из-за коррозии или отсутствия оптического отсека. Кроме того, лишь 30 процентов пунктов питания систем наружного освещения имеют автоматическое управление…».
И так далее, и тому подобное… Плачевная картина налицо, одним словом! Если подытожить. Причем в аналогичном состоянии находятся ныне и декоративные светильники. На Кубани, по статистике, используют свыше 3 тысяч осветительных приборов, предназначенных для декоративного и архитектурного освещения. И как минимум треть из них нуждается в срочной замене по причине физического износа или неисправности. Остальные тоже пребывают не в лучшем виде, но еще могут худо-бедно потерпеть год-другой до радужных перемен. Как сетуют вдобавок чиновники, «многие установленные декоративные светильники… не эксплуатируются или пострадали от вандализма, по каким причинам можно констатировать в отдельных населенных пунктах отсутствие архитектурного освещения…».
Кто виноват?
Ответ на этот извечно русский вопрос долго искать не приходится. С одной стороны, «жилищно-коммунальный» департамент края и сам прекрасно понимает и честно фиксирует в своих официальных ведомственных отчетах, что «наружное освещение имеет важное социальное значение. Поэтому необходимо проведение в кратчайшие сроки комплекса мероприятий, обеспечивающих надлежащий уровень его надежности, энергоэффективности и направленных на его дальнейшее развитие. Многие улицы, в том числе центральные, места отдыха и массового пребывания населения, а также объекты образования и здравоохранения имеют недостаточное наружное освещение или полностью не освещаются в ночное время. А свыше 35 процентов светоточек дворовых территорий, детских учреждений и учреждений здравоохранения не отвечают требованиям безопасности и надежности эксплуатации. Существует прямая зависимость качества освещения дворов, пешеходных дорожек и детских площадок с уровнем преступности в городах и районах края…».
Так почему же тогда Кубань, прекрасно осознающая все пагубные последствия «жизни во тьме», до сих пор так и не решила эту архиважную социальную проблему? Все банально просто упирается в деньги. Вернее, в огромные деньжищи, которые насчитывают сотни миллионов рублей и которые муниципалитеты не могут (или не хотят?) выделять на уличное освещение. Основная причина сложившейся беды упирается в недостаток средств, поскольку финансирование систем наружного освещения осуществляется в крае по так называемому остаточному принципу, исходя из возможностей местных бюджетов. А последние, как правило, такой возможности у себя не находят. Выделяют традиционно «каплю в море» на уличное освещение. Вот и пребывает десятилетиями уличное световое хозяйство региона в упадке, недостатке и жуткой разрухе.Самое смешное, что эта самая экономия на «революцию» в уличном освещении региону боком выходит не только по социально-правовым причинам. Возвращается бумерангом и в материальном плане. Та же повышенная аварийность имеющихся донельзя изношенных уличных световых сетей вынуждает муниципалитеты содержать значительное количество спецтехники и ремонтных бригад, что приводит к дополнительным затратам местных бюджетов на содержание систем наружного освещения. А вот если бы вместо имеющейся рухляди оборудовать регион новыми передовыми системами освещения с автоматическим управлением, экономический эффект от них вышел бы впечатляющий! По подсчетам специалистов, край в этом случае экономил бы ежегодно до 120 миллионов рублей. И даже больше.
Что делать?
Нельзя сказать, конечно, что регион вообще ничего не делает, дабы хоть немного изменить к лучшему сложившуюся, едва ли не экстремальную ситуацию с уличным освещением. Мы бесконечно принимаем в последнее время долгосрочные целевые программы в данном плане, рассчитанные на несколько лет. С определенным задействованием краевого бюджета. К примеру, в недавнем прошлом приняли программу «Развитие и реконструкция систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края на 2008—2010 годы». Бойко построили, реконструировали и отремонтировали по ней свыше 850 километров линий уличного освещения, установили и заменили свыше двух тысяч опор и более десяти тысяч светильников. Но в 2009 году, как отчитались тогда чиновники, «из-за нехватки средств в краевом бюджете финансирование мероприятий указанной программы не проводилось…».
Вот так боремся с тьмой! Местами-кусками-временами, когда деньги находим. Такая вот целенаправленность целевых программ на практике выходит.
Ныне тоже имеем заглядывающий далеко вперед план борьбы с уличной темнотой. Краевым департаментом ЖКХ разработана концепция долгосрочной краевой целевой программы «Развитие систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края на 2012—2014 годы». По ней тоже немало хорошего и революционного предусмотрено на данный момент. Но, думается, если и эта программа «забуксует» по причине нехватки денег, кардинального изменения к лучшему на улицах края мы опять не увидим. Вот только когда и муниципальные бюджеты, и краевая казна произведут переоценку ценностей и приоритетов при очередном распределении средств и поставят во главу угла проблему уличного освещения не на словах, а на деле, только тогда, думается, у региона появится реальный шанс победить кромешную тьму…