Как изменились за сто лет автомобильные предпочтения жителей Кубани

Как изменились за сто лет автомобильные предпочтения жителей Кубани
Фото: "МК на Кубани"

В современном мире автомобиль давно перестал быть просто транспортным средством, превратившись в неотъемлемую часть повседневной жизни. Он выступает одновременно как двигатель экономического прогресса и как составляющая социокультурного пространства. Его значение постоянно меняется, приспосабливаясь к новым требованиям и техническим достижениям.

Обладание автомобилем зачастую связывают с положением в обществе, достигнутыми успехами и определенным стилем жизни. Выбор конкретной марки и модели может говорить о вкусах, пристрастиях и даже о жизненной философии владельца. Автомобиль прочно вошел в массовую культуру, вдохновляя творцов в кинематографе, музыке и изобразительном искусстве.

Современные автомобили становятся всё более интеллектуальными и экологически чистыми. Однако неизменным остается отношение владельцев к своим машинам. Как сто лет назад, так и сегодня владельцы автомобилей заботятся о своих «железных конях», тратя на них много времени и даже давая им ласковые прозвища.

С днем рождения, авто!

Каждый январь человечество празднует годовщину появления автомобиля. Датой его создания традиционно считают двадцать девятое января 1886 года. Именно в этот день немецкий инженер Карл Бенц получил патент на свой трехколесный самодвижущийся экипаж с бензиновым мотором.

Изобретение Карла Бенца стало отправной точкой в истории автомобилестроения. Его самоходная коляска, оснащенная двигателем внутреннего сгорания, ознаменовала собой начало новой эры в транспорте. Патент, полученный Бенцем, юридически закрепил его приоритет в создании первого автомобиля.

С легкой руки Карла Бенца этот день, двадцать девятое января, стал символом технического прогресса и инноваций, а его празднование — данью уважения изобретателям и инженерам, которые сделали возможным появление транспортного средства, незаменимого в наше время.

В следующем за памятной датой десятилетии началось массовое промышленное производство самоходных колясок в Германии, Франции, США. Тогда же данные виды транспорта стали завозить в Россию. К примеру, в 1901 году на территорию страны было доставлено сорок автомобилей и семь мотоциклов.

Подобная техника оставалась предметом роскоши, а первые российские автомобилисты были, как правило, представителями аристократии или крупными промышленниками, способными не только приобрести дорогостоящую машину, но и обеспечить ее обслуживание, что в условиях отсутствия развитой инфраструктуры было непростой задачей.

С ростом числа автомобилей возникла потребность в их обслуживании и ремонте, то есть созрела необходимость для создания специализированных ремонтных мастерских. И вскоре они были созданы. Первые мастерские по ремонту и обслуживанию автомобилей в России появились в начале XX века, преимущественно в крупных городах — Санкт-Петербурге и Москве. Не отставала от российских столиц и провинция: у нас, на Кубани, мастерские по ремонту техники, включая автомобили, начали появляться в 1920-х годах. Поначалу это были небольшие мастерские, часто частные, предлагавшие услуги по ремонту автомобилей и сельскохозяйственной техники. Эти мастерские, как правило, занимались кузнечным делом, ремонтом двигателей и ходовой части.

Потребность в ремонте и обслуживании техники резко возросла в 1930-е годы, что привело к созданию государственных авторемонтных предприятий в России. В это время наряду с Ремонтно-механическим заводом в Краснодаре подобные предприятия стали появляться в других городах края.

ПДД для трех машин

В 1905 году в столичном граде кубанском — Екатеринодаре — насчитывалось всего три автомобиля. К 1912 году их количество выросло до четырнадцати. Одни предназначались для пассажирского движения по найму, а другие — для личного пользования екатеринодарцев. Тем не менее муниципалитет счел нужным упорядочить движение автомобилей на городских улицах. Уже летом 1909 года вступило в силу постановление о езде на автомобилях по Екатеринодару. В нем указывалось, что поездки допускаются только при получении владельцем и шофером машины соответствующих разрешений городской управы.

Городская управа Екатеринодара неустанно следила за тем, чтобы новейшее чудо техники — самоходная коляска — не нарушало привычный уклад жизни, пугая лошадей дымом, грохотом или иным своим видом. Тормоза должны были быть безупречными, гарантируя мгновенную остановку при необходимости.

Издаваемый транспортным средством шум регулировался предписаниями: рожок или труба с пневматической грушей служили для предупредительных сигналов. Если же коляска двигалась бесшумно, ее следовало оснащать колокольчиком или бубенчиком, дабы возвещать о приближении экипажа. С заходом солнца на машинах зажигались яркие фонари, которые рассеивали мрак ночных улиц.

Скорость движения была строго ограничена: в черте Екатеринодара — не более двенадцати верст в час, за городом — до двадцати. Движение предписывалось по правой стороне, обгон — исключительно слева. Испуганная лошадь требовала немедленной остановки «самохода». Управление «автоматическими экипажами» и перевозка грузов допускались только при наличии разрешений, выданных владельцу и управляющему автомобилем.

Как только появились в Екатеринодаре Правила дорожного движения, сразу же появились и водители-нарушители. Больше всего нарушений, как свидетельствуют газетные публикации начала позапрошлого века, допускали любители быстрой езды. В одном из номеров «Кубанского курьера» за 1912 год читаем следующее: «В данное время в городе Екатеринодаре процветает автомобильный спорт как самый новый и модный... Эти чудовища на резиновых шинах с рычанием носятся по городу самым полным ходом... Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на Красную улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание».

На втором месте после штрафов за превышение скорости следовали наказания за нежелание водителями оборудовать автомобили номерными знаками. Аналогии с современностью здесь напрашиваются сами собой, не правда ли?

Выбор екатеринодарской элиты

«Скажи мне, какая у тебя машина, и я скажу тебе, кто ты». Эта старая поговорка обретает особый смысл, когда речь заходит о Екатеринодаре периода Гражданской войны. Краевед Игорь Сирица в своей книге «Старый Екатеринодар. Повседневная жизнь» воссоздает картину автомобильного мира тех лет, раскрывая предпочтения и статус владельцев. В то время, когда на весь город приходилось всего сорок четыре автомобиля, выбор марки говорил о многом.

К примеру, войсковой атаман Николай Успенский, не гнушаясь грязных городских улиц, отдавал должное как отечественному автопрому, разъезжая на «руссо-балте», так и американской роскоши в виде кадиллака. Походный атаман Вячеслав Науменко предпочитал американский «Гудзон» для личных нужд, а для приема гостей использовал немецкий «Комник».

В Добровольческой армии также ценили комфорт передвижения. Барон Врангель рассекал на фиате, генерал Шкуро предпочитал форд и более утилитарный студебекер, а черкес Улагай и вовсе владел двумя фиатами и одним английским «Непиром». Чины рангом пониже также старались не отставать, щеголяя по улицам на опелях, рено, «бенцах», «Адлерах» и мерседесах.

Как изменился автомобильный пейзаж Кубани и ее сердца — Краснодара (Екатеринодара) — по сравнению с прошлым веком? Сегодняшний рынок, очерченный 2024—2025 годами, демонстрирует явный сдвиг в сторону экономичных моделей, неугасающий интерес к полноприводным «проходимцам» и прочное лидерство отечественных и китайских брендов.

Статистика продаж говорит сама за себя: Lada, как и прежде, уверенно держит пальму первенства на рынке новых отечественных автомобилей, занимая около трети всего сегмента. В фаворитах неприхотливая Granta, элегантная Vesta и легендарная Niva Legend. Китайские марки — Haval, Chery, Changan и Geely — бесспорно доминируют, контролируя около семидесяти процентов рынка.

На вторичном рынке Lada также остается королевой дорог, удерживая за собой примерно пятую часть спроса. Особой любовью у кубанцев пользуются Priora, «классика» 2107, Granta и 2114 Samara. Оставшуюся часть пирога делят между собой Toyota, Hyundai, Mercedes-Benz и Kia.

Примечательно, что кубанские водители стали более расчетливыми, голосуя рублем за оптимальное сочетание цены и качества. В тренде более свежие модели из доступного ценового сегмента. Это заметно и по увеличившемуся спросу на автомобили с пробегом в возрасте трех — пяти лет. Люди стремятся получить машину в хорошем состоянии, с понятной историей обслуживания и без критических проблем, но при этом не переплачивать за новизну. Дилеры, конечно, стараются удержать покупателей, предлагая различные акции и скидки на новые модели, но зачастую это не перебивает привлекательности вторичного рынка.

Кубанцы стали лучше разбираться в автомобилях и перестали бояться самостоятельно изучать информацию о потенциальной покупке. Онлайн-платформы с объявлениями о продаже, аналитические статьи и обзоры автоэкспертов — всё это активно используется для принятия взвешенного решения. Больше нет слепой веры в бренд или советы знакомых. Главное — соответствие авто реальным потребностям и бюджету.

Конечно, нельзя не отметить растущую популярность автомобилей с экономичным расходом топлива. В условиях нестабильных цен на бензин это становится важным фактором. Поэтому дизельные двигатели и гибридные установки сейчас в приоритете у многих покупателей.

В общем, кубанский авторынок демонстрирует признаки зрелости. Люди стали более рационально подходить к выбору «железного коня», учитывая не только цену, но и множество других факторов. И этот тренд, скорее всего, будет набирать обороты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру