Одна из первых независимых трупп Краснодара продолжает разбираться в кубанской ментальности.
Если в советском театре за мостик между вечными темами и волнующими зрителей сиюминутными вопросами отвечала местная драматургия, то ныне на региональной сцене в этой части уже много лет лакуна. И к чести комьюнити «Одного театра», они уже второй работой, как могут, пытаются исследовать это белое пятно: если иммерсивный спектакль «Невидимый Краснодар» был поставлен «варягами» — московскими режиссером Юрием Квятковским и драматургом Михаилом Дегтяревым на грант конкурса «Новый театр», то «Понаехи» — детище «Одного театра».
В качестве «автора-составителя» литературной основы и режиссера «Понаехов» дебютировал Александр Чеботарев — выпускник Кубанского государственного института культуры и Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, экс-ассистент режиссера нашего Театра драмы имени Максима Горького, участник международного театрального фестиваля «Территория» Всероссийского арт-кластера «Таврида», актер «Одного театра» («Серая радуга», «Мне мое солнышко больше не светит», «Затворник и Шестипалый» и всё тот же «Невидимый Краснодар») и педагог его Школы театрального искусства.
Задуманные как вербатим, «Понаехи» (даже были записаны интервью сирийца, американца и девушки с Урала) вылились в попытку «художественно-документального исследования» миграции: в нем без труда можно обнаружить следы замаха на широту темы в виде кадров с насекомыми между планами улиц (авторы видео — Никита Коншин и Александр Чеботарев, видеопроекция — звукорежиссер «Одного театра» Артем Маров). Как знать, к счастью или сожалению, в спектакль о взаимоотношениях с «собачкиной столицей» не вошел эпизод, где артисты лают.
За документальность в «Понаехах» отвечает «научная» кода: тексты-проекции истории заселения Кубани казаками и жалованной грамоты Екатерины II, определения причин и последствий миграции. За художественность — замечательно живые истории-монологи счастливой и не очень ассимиляции «героев-понаехов» Дарьи Жениховой, Марии Ступченко и Карима Армадова. Они сыграны и спеты с разной степенью убедительности, но, как метко заметил на обсуждении Иван Чиров — артист другого, Молодежного театра, «музыкальную часть можно смотреть вечно».
Подчеркнуто буффонадные, местами совсем ернические (чего стоят только плакатные реляции о Кубани-житнице или сценография Богдана Галася и Романа Валиахметова — брикеты сена и советские мозаики!), распадающиеся на части и утомляющие к финалу «Понаехи» примечательны другим: не слишком ловкой, но очень живой попыткой поговорить со зрителем о таких неотъемлемых и непарадных приметах Краснодара, как кумовство, блат, пробки, перенаселенность, дрянная экология и всё прочее, что мы год за годом ругаем за рулем, на кухнях и при встрече друг с другом.
И пусть идея толерантности в определенный момент спектакля бьет зрителя в глаза, словно финальный контровый свет (да не обидится художник по свету Андрей Васильев), в остальном «Понаехи» вполне рекомендованы тем, кто ощущает в себе силы разбираться в том, что думает о Кубани реально существующий и живущий здесь казак, что — нейросеть «Яндекса», тоже генерировавшая произносимый актерами текст, а что — лично вы.
Кстати
Следующие премьерные показы «Понаехов» в «Одном театре» пройдут 13—14 января.