Каждый десятый россиянин вынужден постоянно подрабатывать

Каждый десятый россиянин вынужден постоянно подрабатывать

По статистике, каждый десятый россиянин постоянно подрабатывает, а 64 процента всерьез думают о дополнительном заработке

Что выбрать: работать внеурочно или отказывать себе во всём? Тут каждый решает сам за себя, исходя из возможностей и обстоятельств. Одни просто мечтают, а другие предпринимают по этому поводу реальные шаги. Но я, например, давно заметила: обычно к теме подработки сводятся все разговоры в дружеских компаниях. Или даже просто старого знакомого на улице встретишь — встали, поговорили и обязательно затронули вопрос о том, кто и где имеет дополнительный приработок.

Что поделаешь, время сейчас такое: все в буквальном смысле рыщут в поисках денег. Многие, у кого есть автомобили, таксуют после официального трудового дня или развозят товар заказчикам интернет-магазинов. Те, у кого есть ноутбуки или компьютеры, по ночам занимаются копирайтом: перерабатывают чужие тексты для разных интернет-сайтов.

Кстати, один из крупных интернет-порталов по поиску работы провел опрос среди соискателей, и вот что выяснилось.

Рейтинг самых оптимальных вариантов дополнительной занятости выглядит так:

— администратор (за высказались семнадцать процентов опрошенных),

— курьер (пятнадцать процентов),

— водитель (четырнадцать процентов),

— сборщик заказов в магазинах (двенадцать процентов),

— репетитор (одиннадцать процентов),

— копирайтер (семь процентов),

— строитель или разнорабочий (пять процентов),

— компьютерный мастер (четыре процента),

— официант (два процента).

Среди прочих участники опроса чаще всего озвучивали такие варианты, как мастер по ремонту, дизайнер и бухгалтер.

Но всё это голая статистика. А чем занимаются в свободное от работы время кубанцы, какие профессии оптимальны для подработки в условиях Краснодарского края?

Город маклеров

Я живу в Сочи. Город курортный, стоит на горах. Промышленности нет. Аграриям тут тоже делать нечего. Естественно, основные сферы, в которых заняты местные жители,— торговля и обслуживание.

Для многих сочинцев дополнительный источник дохода — это сдача жилья в аренду. В принципе, если у человека есть одна-две лишние квартирки, он и вовсе может не работать, а сдавать их отдыхающим. А у кого недвижимости нет, тот может взять на себя роль посредника при сдаче жилья внаем и тоже с этого иметь.

Если вы приедете в Сочи, то прямо у вокзала на вас в буквальном смысле набросятся маклеры, предлагающие квартиры, комнаты и даже койки. За услуги им платить не надо: с посредниками обычно расплачиваются арендодатели.

Не хотите связываться с маклерами на вокзале? Обратитесь к любому таксисту или работнику газетного киоска — и вам обязательно подскажут варианты заселения.

Попахивает радушием и гостеприимством? Ан нет. Сочинцы так подрабатывают.

Сочи — это город, где никто ничего не делает бесплатно. Вы попросили у знакомого номер телефона установщика окон или мастера по ремонту холодильника? Координаты вам дадут, но уверяю, не просто так. Наверняка с мастером есть договоренность: из тех денег, которые вы заплатите ему за работу, он отстегнет посреднику от трех до десяти процентов.

Я живу в Сочи пять лет и в первое время не переставала удивляться тому, насколько здесь монетизировано так называемое сарафанное радио. Я приехала в Сочи по приглашению — продавать квартиры в жилом комплексе напрямую от застройщика. Я журналист, но деньги предложили хорошие, поэтому решила попробовать себя в роли продавца недвижимости.

Изо дня в день в отделе продаж наблюдалась одна и та же картина. К нам приходили непонятные люди и говорили:

— Сколько вы мне дадите за то, что я приведу вам клиента?

Спрашиваешь:

— А вы кто? Вы представляете агентство по недвижимости?

— Нет, я просто рядом живу!

— А кого вы собираетесь к нам привести?

— Мои знакомые квартиру хотят купить.

— Так приводите — продадим.

— А сколько вы мне за это заплатите?

— А почему мы вам должны платить?

— Ну я же приведу к вам клиентов...

И так до бесконечности.

Мне в прямом смысле было дико слышать, что люди хотят получить процент от сделок, в которых в роли покупателей выступают их же родственники, близкие, друзья. Уже позже, пожив в Сочи с годик, я поняла: работы здесь на самом деле не так уж и много, уровень зарплат оставляет желать лучшего, а цены курортные, достаточно высокие. И всё это заставляет людей быть изворотливыми. Это не сочинцы плохие — это жизнь такая!

За время жизни в Сочи я и сама немного поднатаскалась в посредническом деле. Было дело — барышничала ремонтами за процент и даже с брокером одним сотрудничала. Он помогал получать кредиты людям с плохими финансовыми показателями — тем, у кого нет официальной работы или испорчена кредитная история. Подрабатывала я, естественно, не на постоянной основе, а от случая к случаю, когда клиент вдруг подвернется. Нормально. Копеечка лишней никогда не бывает.

Руки не для скуки

В восьмидесятых годах, когда я училась в школе, рукоделие было в большой моде. Советская легкая промышленность одевала всех по шаблону — в одинаковые трусы, носки и платья. Но женщины хотели выделяться — одеваться в то, чего на других нет. Поэтому доморощенные мастерицы, умевшие шить и вязать, воспринимались обществом с огромным уважением.

А потом наступили девяностые. В страну потянулись караваны с недорогой импортной одеждой. Сегодня вещи на себя и своих домочадцев можно заказать даже в Интернете — из любой точки мира.

В общем, современной женщине, чтобы достойно одеть себя и семью, уже не обязательно уметь самой изготавливать вещи. Пошла в торговый центр да купила всё что нужно.

Однако авторская одежда, украшения, игрушки и предметы интерьера всё еще пользуются определенным спросом. Любители эксклюзивных вещиц, наверное, никогда не переведутся. Вот благодаря им и выживают современные рукодельницы.

У меня есть приятельница, диспетчер в такси,— она валяет игрушки из войлока. Не детские, а скорее, как украшение для дома. Пыталась продавать в соцсетях — дело шло не очень хорошо. Наши люди не берут. А потом ей подсказали иностранный сайт, где можно выставить работы на продажу. И оказалось, что для европейцев русские войлочные игрушки представляют интерес.

Покупают. Готовы платить авансом, а потом ждать, когда товар по почте пересечет все границы и прибудет к ним. То, что для русских никчемная безделушка, пылесборник, для иностранцев ценные русские сувениры.

А вот еще пример. Один мой знакомый, кандидат наук, преподаватель ведущего кубанского вуза, всё свободное время проводит в гараже, где у него оборудована самая настоящая кузница. Он кует ножи, кинжалы, разные украшения из металла для частных дворов. И у него всегда есть заказы.

Знакомый говорит, что выковать, например, розу из металла — это долгий, кропотливый труд, который не все готовы оценить по достоинству. Примерно то же самое можно купить по Интернету на каком-нибудь специализированной сайте, но это будет не ковка, а штамповка. Простой обыватель разницы не отличит, а знающих людей не так уж и много... В общем, всё это сильно сбивает цену. Поэтому рассматривать кузнечное дело как основной источник дохода мой знакомый нужным не считает, а как хобби и небольшой приработок — вполне.

Сетевой маркетинг

Он занимает особое место в жизни русского человека. Сетевой маркетинг пришел в Россию в девяностые годы, когда экономическая обстановка в стране была особенно нестабильной и неспокойной. Никто не понимал, как жить, что делать. Вот именно тогда и начали появляться все эти распространители косметики и чудодейственных исцеляющих средств.

Суть сетевого маркетинга заключается в этакой финансовой пирамиде: ты берешь на оптовом складе товар — обычно за свои деньги — и распространяешь его в розницу. Но организаторы сего бизнеса не дают тебе покоя и уверяют: будет лучше, если ты начнешь продавать товар не сам, а найдешь тех, кто возьмется его толкать за тебя за небольшое вознаграждение. Ты, мол, наберешь себе агентов, а сам «сядешь» на процент от продаж. И твои агенты тоже могут набрать себе «штат» людей, которые займутся реализацией продукции, а сами тоже сядут на процент. И так по цепочке, по цепочке...

Заманчиво, но сомнительно, да? А многие в эту схему как верили, так до сих пор и верят.

Как только последний человек в это финансовой цепочке узнаёт про оптовый склад, вся схема рассыпается как карточный дом. Кому в итоге это выгодно? Только самим организаторам бизнеса — остальные остаются в дураках.

Я до сих пор не могу понять, как можно заинтересоваться такой работой. Это всё равно что купить в супермаркете носки, сесть на улице через дорогу и продавать их на десять рублей дороже. Какой в этом смысл? Но ведь есть люди, которым и это нормально!

Кстати, помню, в девяностые годы в газетах писали, что известный американский миллиардер Рокфеллер начинал свой путь с торговли сигаретами: покупал в магазине пачку, а продавал их поштучно. Поднаторел в спекулянтстве и со временем разбогател.

Я в эту байку верю слабо и ни разу не видела людей, которые разбогатели бы на сетевом маркетинге, но в качестве подработки для некоторых и это сгодится. Например, моя соседка приносит к себе на работу косметику, которую берет на каком-то сетевом складе. Сотрудники у нее кое-что покупают. Это избавляет их от необходимости ходить по магазинам за кремами и шампунем, а распространительница получает за свою работу небольшой процент.

Эта же соседка пыталась свой шампунь и мне продать — пришлось ограничить с ней общение. Не знаю, может, шампунь и хороший, но она так навязчиво его рекламировала... Представители сетевого маркетинга мне вообще всегда зомби напоминают. О чем с ними ни заговоришь, они всё сведут к тому, что у них надо что-то купить.

Доброта по прейскуранту

Кто еще на Кубани и как подрабатывает? Рассказывать об этом можно бесконечно. Способов подзаработать во внеурочное время огромное множество. Более того, по моим наблюдениям, нынче уже даже доброта стала денег стоить.

Не успеваешь забрать первоклашку из школы? Не беда. Мама одноклассника заберет. Не бесплатно, конечно: зачем ей лишние хлопоты?

Нужно выгулять собачку, а ты на работе? Отстегни — сосед всё уладит.

Нужно мешок цемента на этаж поднять? Бесплатно тоже никто пачкаться не будет.

Увы, но жизнь в условиях финансовой незащищенности диктует свои правила.

Интересно, а что будет дальше? Как далеко это может зайти?

Готовя этот материал, я немного углубилась в прошлое. Я застала восьмидесятые и помню их отлично. Я помню, как наша соседка по лестничной клетке совершенно бесплатно шила для меня модные юбочки в школу. А еще раньше, во времена моего детства, любой мужчина, увидев женщину с огромными сумками, считал своим долгом помочь их поднести к подъезду.

Те времена прошли безвозвратно вместе с ощущением стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Теперь каждый хочет денег за свой хороший поступок.

А что же дальше? Я на минутку представила: 2030 год, иду на встречу с подругой. Несу еду, которую сама же и съем, вино, которое сама же и выпью, и ценник на психологические услуги. Не, ну а что? Не буду ж я вхолостую, бесплатно слушать ее жалобы на мужа, детей и в целом на жизнь! Рыночная экономика, мать ее так. Дружба дружбой, а кошелечки врозь...

Брр!.. Нет, фантазия, остановись. Надеюсь, к тому времени останется в нас еще что-то святое. А может, и жизнь у нас, россиян, наладится, станет стабильной и сытой, а доброта снова станет бесплатной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру