Эксперты рассказали о том как справляться с травлей в школе

Эксперты рассказали о том как справляться с травлей в школе

Почему возникает подростковая агрессия?

Неправильный цвет волос, смешные очки, рюкзак на колесиках. Ботаник, двоечник или хулиган. Мы собрали несколько историй о детской агрессии, причиной которой может стать всё что угодно.

С проблемами в отношениях со сверстниками сталкиваются большинство детей. Чаще всего они начинаются в период переходного возраста. В этот время начинается формирование осознанной личности, отделение собственного «я» от коллектива. Каждый пытается выделиться, казаться лучше, умнее, смелее. Психологи отмечают, что дети в своей агрессии могут быть более жестокими, чем взрослые. Ребенок попадает в среду, в которой понимает: «Или я их, или они меня».

Последствия травли в детстве проявляются и в дальнейшей жизни. Они служат основой для комплексов, психологических блоков и негативных установок. Иногда человек даже не осознаёт этого: проблема может быть зарыта на глубоком подсознательном уровне. Неудачи на работе, в личной жизни, трудности с эмоциональным фоном — причина всего может скрываться в далеком детстве. «Психолог нужен каждому!» — популярное сейчас мнение.

Из первых уст

Не всегда последствия травли негативные. Многие признаются, что благодаря плохим отношениям с одноклассниками научились отстаивать свое мнение и быть уверенными в себе. Один из опрошенных — Илья Орлов — поделился своим опытом:

— Я был «ботаником», меня часто задевали. В какой-то момент мне это надоело и я начал драться с теми, кто пытался это делать. В итоге все поняли, что задевать меня — дело бесполезное. Теперь не боюсь драк, могу постоять за себя. А обидчики из прошлого, если встречают на улице, то здороваются и спрашивают, как жизнь, будто мы были близкими друзьями.

На контакт пошли и те люди, которые сами были в школьное время агрессорами и задевали одноклассников. Причины такого поведения у каждого из них оказались совершенно разными.

Даниэлла Зайцева рассказывает:

— Меня в школе не дразнили — это делала я сама. Считаю, что это как естественный отбор: реагируют только слабые. Я прямолинейный, несдержанный человек, всегда говорю всю правду в лицо, и не всем это нравится. Еще буллинг похож на энергетический вампиризм: если видишь ответную реакцию, возникает желание двигаться дальше. Я практически перестала заниматься буллингом в одиннадцатом классе: мне стало это скучно.

Бывшим «буллером» оказался и Егор Иванов, но его точка зрения отличается от мнения Даниэллы:

— Я любил подшучивать над другими в детстве, мне казалось, что это смешно. Сейчас я жалею об этом и думаю, что был не прав. Я никого не доводил до слез, ну я такого точно не помню. Но на меня обижались и жаловались родителям. Я согласен, что в разделении на сильных и слабых есть доля правды, но применять агрессию впустую считаю бессмысленным. Каждый заслуживает жить и выглядеть так, как он хочет.

Бьет — значит любит

Практически каждая девочка сталкивалась с фразой «Если дергает за косички, значит, ты ему нравишься». Но так ли это на самом деле или это просто оправдание мальчишеских шалостей? Татьяну Мельник одноклассник Артем в седьмом классе ударил головой о парту просто шутки ради. А еще через пару недель поставил на колени перед всем классом.

— Тот момент, когда он поставил меня на колени, я не помнила,— рассказывает Татьяна. — Стала ходить к психологу, начали копаться в прошлом и стали проявляться скрытые воспоминания. Врач сказала, что это нормальная реакция психики на травмирующее событие — просто его забыть. Я вспомнила, что смеялась в тот раз, когда смотрела на него. Но мне не было смешно — это была моя защита. Сейчас понимаю, что это не прошло бесследно для меня. Хотелось бы увидеться с ним, поговорить, спросить, как ему сейчас живется.

Мария Размыслова уже давно окончила и школу, и университет. Но в памяти до сих пор живут воспоминания о буллинге. Мальчик из ее класса дергал ее за волосы и пытался бить, а после толкнул на катке так, что она повредила копчик.

— Я сильно переживала и хотела перейти в другой класс. Хорошо, что у меня были доверительные отношения с родителями,— вспоминает Мария. — Когда мой папа пришел поговорить с обидчиком, тот кинул в него стул. Уже после окончания школы он нашел меня в социальных сетях и написал, что я ему нравилась в школе. Его брат говорил ему, что мы поженимся, но, к счастью, этого не случилось. То есть его травля была проявлением чувств.

Мнение специалиста

Учитель начальной школы и детский психолог Екатерина Яковлева рассказала, какие дети чаще всего становятся агрессорами и как в случаях школьной травли должны себя вести преподаватели и родители.

— Агрессию проявляют обычно те дети, в чьих семьях подобная напряженная обстановка. Если ребенок видит жестокость со стороны матери или отца, то он точно переймет эти качества,— объясняет психолог. — Важно вовремя замечать ухудшение отношений между ребятами в таких ситуациях. Чем раньше начать работу, тем большего результата можно добиться. Нужно работать комплексно и с родителями, и с учеником. В самых запущенных случаях иногда необходимо изъятие ребенка из семьи, где к нему плохо относятся. Бывают и просто задиры — с такими достаточно просто поговорить, объяснив им, почему они поступают неправильно. Многое зависит от возраста ребенка: если это младший школьник, то силен авторитет учителя, а если подросток, то у него уже другие ценности: друзья, внешняя среда.

С травлей в школе нужно разбираться так же быстро, как и с болезнью. Длительное промедление и пускание ситуации на самотек могут серьезно навредить детской психике. Всё это отразится в будущем на ребенке, которому придется отдавать крупные суммы специалистам для восстановления психологического здоровья. В России существует единый телефон доверия для детей: 8 (800) 200-01-22. Психологи на линии анонимно поддерживают ребят в трудных ситуациях, дают советы, как справиться с эмоциями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру