В Краснодарском крае продолжают вводить ограничения для электросамокатов

В Краснодарском крае продолжают вводить ограничения для электросамокатов

Двадцать первый век — век автомобильных пробок. С этой проблемой столкнулись все крупные города страны, и Краснодар и Сочи в этом списке не стали исключением.

Краснодар, например, всегда славился своими узкими дорогами. Даже в прежние, еще советские годы наши родственники, приезжавшие в гости из других регионов, всегда этому удивлялись.

— Почему у вас так тесно? — сокрушалась моя сестра из Подмосковья. — У нас идешь по городу — дороги широкие, тротуары просторные, воздуха много, а у вас даже центральные улицы как проулки.

В первый раз я об этом услышала — не вру — лет тридцать назад, еще подростком, и уже тогда задумалась: а почему так? А потом сама для себя решила: широта дорог, как видно, определяется широтой русской души. Ну а мы, кубанцы, всегда были жадными до земли: сколько нам ни дай, каждый старается прихватить себе еще хотя бы несколько сантиметров лишку. Это бросается в глаза везде, особенно в частном секторе и на дачах: люди выносят на дороги заборы, делают пристройки почти вплотную к проезжей части...

Казалось бы, что тебе дадут эти прихваченные полметра? Они сделают тебя счастливее? Конечно, нет. Но эти вроде бы незначительные самозахваты, как мне кажется, и привели к моде на то, что на ширине дорог у нас начали экономить.

Разумеется, в советские годы никто и не предполагал, сколько машин будет на городских дорогах в XXI веке. В итоге мы получили то, что получили: город, состоящий из длинных утомительных пробок.

Например, ночью, когда на улицах почти пусто, из Комсомольского микрорайона в центр Краснодара мы добираемся на автомобиле за двадцать минут. Утром, в час пик, на тот же путь можно потратить полтора-два часа.

В Сочи не лучше. Правда, пробки здесь, в отличие от Краснодара, появились недавно.

Просто пример приведу. Я переехала в Сочи четыре года назад. В 2018-м четырехполосную улицу Донскую, где нет наземных пешеходных переходов, а подземные находятся далеко друг от друга, я — каюсь — иногда просто перебегала. Точнее, переходила. Почти спокойно. Сейчас уже не рискую: машин много, опасно, поэтому каждый раз честно плетусь чёрт-те куда вкруговую, чтобы перейти на другую сторону по подземному переходу.

Машин в Сочи становится всё больше. Бурный расцвет жилищного строительства превратил город в эпицентр миграционных потоков. Люди покупают здесь квартиры и переезжают к нам целыми семейными кланами, везут за собой родственников и друзей...

В общем, причины, почему машин в городе становится всё больше, понятны. А что с этим делать?

«Пересядем на самокаты!»

Да, именно так многие и подумали. И это логично.

Научно-технический прогресс давно оснастил современные самокаты двигателями и превратил их в мобильное и удобное средство передвижения по городским улицам. Подобные агрегаты стоят вполне доступно и при этом способны развивать скорость до тридцати, а некоторые и свыше пятидесяти километров в час. Согласитесь, это повеселее, чем скучать в автомобильных пробках, сидя в салоне машины.

Но есть одно но. Крупные современные российские города оказались не приспособлены к такому виду транспорта. Дороги у нас есть. Тротуары вроде бы тоже. А куда деть самокатчиков и велосипедистов — вопрос.

Они могли бы ездить по трассам, и это логично, но опасно: можно угодить под колеса автомобиля какого-нибудь лихача. Они могли бы ездить по тротуарам, но это снова опасно, только уже теперь для пешеходов. Идеальным решением проблемы стали бы велосипедные дорожки, но наши узкие улицы к этому не приспособлены.

В итоге мы имеем то, что имеем. А точнее, мы имеем самокатчиков всюду: и на дорогах, и на тротуарах, и на газонах, и вообще везде, где только можно проехать.

Велодорожка по-сочински

Насколько опасно оказаться рядом с летящим на всех парах электросамокатом, я ежедневно убеждаюсь лично, когда иду по бульвару вдоль реки Сочи со стороны улицы Чайковского. Здесь честно пытались решить вопрос с велодорожками, но всё свелось к принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Короче говоря, просто купили банку краски и нарисовали на брусчатке тротуара белую полосу: справа пусть ходят пешеходы, а слева катаются самокатчики и велосипедисты. Бульвар узкий. Неудобно и тем и другим.

Кстати, о том, что на бульваре нарисована именно велодорожка, а не что-то другое, сразу догадываются немногие. Сочи в любое время года заполнен туристами, а набережная реки — одно из излюбленных мест для прогулок приезжих. Люди идут себе спокойненько по тротуару и до последнего могут не подозревать, что это опасно.

На этом бульваре я неоднократно видела ДТП с участием пешеходов и людей на самокатах. Если честно, ходить там мне всегда страшновато. Вроде бы передвигаешься по своей «полосе», но нет никакой гарантии, что сейчас в тебя кто-то сзади не въедет.

Я часто вижу, как на самокатах ездят подростки и не совсем трезвые взрослые люди. На улице Чайковского есть несколько точек, где самокаты можно взять напрокат, оплатив аренду через виртуальный терминал, и их, естественно, берут «абы кто».

Недавно я видела, как на самокате по тротуару в буквальном смысле летела влюбленная парочка. Вдвоем на одном. Обнявшись. Я едва от них уклонилась, но вдруг на тротуар выбежал ребенок. Парочка на самокате, пытаясь его объехать, на полной скорости врезалась в перила. Упали. Я подошла, чтобы спросить, нужна ли помощь. Но пострадавшие вдруг разразились такой громкой нецензурной бранью, обвиняя ребенка, который бегал «не там, где надо», что я решила просто не вмешиваться: еще и мне достанется.

Почему людям дают самокаты в аренду, даже не ознакомив их с правилами поведения на дороге?

Это вопрос волнует меня каждый раз, когда я иду по Сочи пешком.

Ответа на него никто не дает.

Короли тротуара

Понятно, когда ДТП совершают люди на арендованных самокатах. В Сочи покататься их берут в основном туристы, а курортник — это человек, как известно, расслабленный. Устав от груза ежедневной ответственности, все мы, приезжая на отдых в чужой город, немного превращаемся в детей. Тут тебя никто не видит, никто не знает, тут можно позволить себе чуть больше, чем дома.

Однако, по моим наблюдениям, владельцы электросамокатов ведут себя на дорогах не лучше курортников, зачастую не имея ни малейшего представления о правилах дорожного движения.

«Я король тротуара!» — искренне считает мой тридцатилетний сосед, счастливый владелец такого вот электросамоката.

Мне всегда забавно видеть его, взрослого бородатого мужика, рассекающего по Сочи на двухколесном коне так, что только рубашка на ветру пузырится.

На самокате он ездит на работу, и в этом есть здравое зерно: не нужно стоять на остановке в ожидании тесного и душного автобуса, а потом нервничать из-за дорожных пробок. Проблема только в отсутствии тех самых велодорожек, а мой сосед никак не соглашается признать, что главный на тротуаре — это всё же пешеход, а не он, самокатчик.

Он с упоением ругает нерасторопных пешеходов, у которых и реакция плохая, и извилины шевелятся медленно, а ноги так вообще у всех поголовно кривые и деревянные.

Недавно сосед, кстати, хвастался: мол, купил себе новый электросамокат, проверял скорость — не врут: пятьдесят километров в час четко дает. Нет, я понимаю, что мужской азарт, все дела... Но где в Сочи средь бела дня можно было развить такую скорость? Спрашивать постеснялась, дабы не разругаться.

А как оно у других?

Велосипедные дорожки вполне стандартный атрибут транспортного сообщения всех современных цивилизованных стран. Для интереса я решила покопаться в истории и нашла несколько любопытных фактов.

В Европе велосипеды появились примерно в 1870 году и быстро стали основным видом транспорта. К 1920 году их доля в транспортном потоке составила уже 75 процентов. А знаете, что случилось? Начались конфликты. Между велосипедистами, всадниками и пешеходами. Именно поэтому в Европе уже тогда, сто лет назад, начали появляться велосипедные дорожки.

В начале прошлого века велосипед был очень модным и популярным транспортным средством и в США. А еще на велосипедах там любили просто кататься — ради развлечения. В итоге 1 января 1900 года в Калифорнии была открыта первая платная прогулочная магистраль — Пасадена — Лос-Анджелес. Она имела длину два километра, была вымощена сосновыми плитками и освещалась в темное время суток. Проезд по дорожке стоил десять центов в один конец, пятнадцать — туда и обратно.

К середине ХХ века велосипедистов с дорог вытеснили автомобили. Велодорожки «за ненадобность» стали застраиваться автомобильными парковками.

О велосипедах вспомнили вновь в семидесятых годах: именно тогда Европа задумалась об экологической обстановке, да еще и грянул нефтяной кризис. Первой возродить велосипедную инфраструктуру взялась Голландия: с 1978 года здесь вновь начали выделять на улицах велодорожки.

Примеру Голландии очень быстро последовали Дания, Германия, Англия, другие европейские страны, США и Канада. Сети велодорожек существуют в Бразилии, Чили, Аргентине, Китае, Малайзии и Индонезии...

Получается, что Россия от всех отстает лет на сорок!

Как быть? Что делать?

Эти вопросы давно будоражат всех россиян — как народные умы, так и власть.

То, что велодорожки необходимы, очевидно. Но инфраструктура современных российских городов, как уже говорилась, к ним оказалась не готова. И ладно бы речь шла только о велосипедистах! Современные электросамокаты, как уже говорилось, представляют угрозу для пешеходов. Что с этим делать, как минимизировать дорожные риски, пока не решено.

Уже давно поговаривают, что весь электротранспорт с мощностью двигателя свыше 0,25 киловатта и скоростью от 50 километров в час следует приравнять к мопедам. А на мопедах можно ездить только по автомобильным дорогам, и для управления ими нужны права категории М.

Но следует приравнять — это не значит, что приравняли. В конце прошлого года во многих СМИ писали о том, что нынешней весной в силу вступят поправки к ППД, в которых речь якобы пойдет о электросамокатах... Однако изменений пока не случилось, а значит, велосипедисты и самокатчики всё еще приравнены к пешеходам.

А что наши люди? А ничего. Продолжают себе кататься на электросамокатах, даже не интересуясь их мощностью и прочими немаловажными параметрами.

Кстати, для интереса я решила узнать, сколько стоит учеба в автошколе, если хочешь получить права категории М. Нашла несколько предложений по краю с ценой от 13 до 15 тысяч рублей. Немало.

Представила себе картину: семья туристов, собираясь на курорт, дружно бежит в автошколу получать права категории М — вдруг захочется прокатиться по набережной на самокате... Нет, нереально...

В общем, разговоров вокруг электросамокатов много, проблемой все обеспокоены, но адекватных подвижек в этом деле нет. Можно сказать, что современное российское общество пока находится на стадии дискуссии по этому поводу: все предлагают свое, но рациональное зерно еще не найдено.

Новости регионов

Пока суд да дело, власти Новосибирска провели опрос на тему «Самокаты в городе: удобны или опасны?». Итоги: 55,9 процента опрошенных заявили, что из-за электросамокатов опасаются ходить по тротуарам, а 40,9 процента респондентов посетовали, что опасаются выезда самокатов на проезжую часть. В общем, как оказалось, самокатчики нервируют всех — и пешеходов, и автовладельцев.

В Санкт-Петербурге власти заговорили о том, что аренду электросамокатов следует сделать доступной только по паспорту. Может, хоть тогда их перестанут брать напрокат дети.

В Казани власти заявили о готовности изобрести свои правила использования самокатов.

А вот в Екатеринбурге владельцы крупнейшего в городе сервиса по прокату электросамокатов не стали ждать санкций со стороны властей и приняли решение: ограничить скорость движения своих устройств на тротуарах — там они смогут разогнаться не больше пятнадцати километров в час.

Но, кстати, есть регионы, где власти заявляют о своем нежелании вмешиваться в процесс освоения народом двухколесного транспорта. Например, в Алтайском крае далеко не все считают, что использование электросамокатов нужно жестко регулировать, ведь тогда теряется сам смысл этого дешевого и удобного средства передвижения.

А что у нас?

В Анапе городские власти своим волевым решением ограничили въезд на городскую набережную велосипедов и электросамокатов. Это произошло после многочисленных жалоб со стороны жителей и отдыхающих.

В Краснодаре мэр города заявил о том, что скоро будет запрещено устраивать стоянку самокатов где попало и для этих мест в городе будут организованы специальные площадки. Решение разумное. Электросамокатов в городе становится всё больше, и зачастую арендаторы не задумываются о том, где оставить свой транспорт, загромождая пешеходные дорожки.

В Сочи буквально на днях вступил в силу документ, регламентирующий деятельность сетевых компаний по прокату электросамокатов. Теперь скорость электросамокатов ограничена до десяти километров в час. Кроме того, на набережных курорта передвигаться на них запрещено, как и в Центральном районе Сочи, в прибрежной прогулочной зоне. Также решено сократить общее количество электросамокатов в городе до полутора тысяч штук.

В этом году на черноморском побережье ожидается туристический бум, а значит, машин и пешеходов на улице прибавится. И самокатов (там, где их движение еще не запретили) с велосипедистами, разумеется, тоже.

Пока я готовила этот материал, для себя сделала вывод: этим летом мне предстоит ходить по сочинским улицам с опаской. И под ноги надо смотреть, и по сторонам, и назад лучше почаще оглядываться.

Думаете, нагнетаю? Ничуть. Самокатов я действительно боюсь. Насмотрелась. Опасно. Так что в этом вопросе я, увы, пессимистка.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру