В Сочи разрабатывают правила для горнолыжников

В Сочи разрабатывают правила для горнолыжников

«Было дико страшно, снег падал, и казалось, засыпает полностью! Кричала, но, как выяснилось потом, этого не было слышно» — так на своей страничке в социальных сетях написала лыжница. В горах Сочи она каталась вне оборудованных трасс... и вдруг провалилась под снег. На глубину более двух метров. Чем сильнее девушка пыталась выбраться, тем глубже ее засасывало в холодную ловушку. Спас любительницу внетрассового катания ее приятель, который оказался рядом. Девушка отделалась испугом и мокрыми ногами. Повезло. Как и еще одному экстремалу. Выехав за официальную зону катания, он рухнул с восьмиметровой высоты в замерзший водопад. Результат — перелом обеих рук и ног. Главное — жив. Бывает, что и нет. Сообщения о несчастных случаях в горах Красной Поляны с любителями андреналина и внетрассового катания в текущем сезоне появляются очень часто. Такая статистика заставила власти Сочи задуматься о необходимости определения правил поведения на горных склонах.

Острый вопрос

— Туристы часто забывают о том, что катание на горных лыжах и сноуборде — экстремальный вид спорта, который требует соблюдения определенных правил. И в первую очередь за собственную безопасность и здоровье отвечают именно сами катающиеся. Поэтому на сегодняшний день самый важный и острый вопрос — о безопасности на горнолыжных курортах. Отсутствие нормативно-правового регулирования в этой сфере приводило к тому, что в пиковые дни в госпиталь Красной Поляны поступало до ста пострадавших на склонах,— сообщили в администрации Сочи.

Было принято решение обратиться с инициативой к Законодательному Собранию Краснодарского края с предложением о внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях», установив ответственность за умышленное катание на необорудованных участках склона или катание в состоянии алкогольного опьянения. В прессе тут же появились громкие заголовки: «В Сочи запретят фрирайд». Оказалось, ничего подобного. Помимо администрации, в рабочую группу по составлению кодекса вошли и представители горных курортов олимпийской столицы.

— К сожалению, в настоящее время в нашей стране отсутствуют нормативно утвержденные правила поведения и оказания услуг на территории горных курортов. Существуют правила дорожного движения, поведения на воде, авиационном транспорте, а вот правил поведения на горных курортах, на трассах и за их пределами — нет! Хотя ни для кого не секрет, что горнолыжный спорт не самый безопасный способ проведения досуга. Мы вынуждены руководствоваться нормативными документами, регулирующими туристскую отрасль, но они имеют очень отдаленное отношение к деятельности горнолыжных курортов. Связано это с тем, что сама индустрия горнолыжного отдыха в России лишь недавно получила бурное развитие,— объяснил заместитель генерального директора курорта «Роза Хутор» по правовым вопросам Игорь Смычагин.

На первом этапе специалисты предлагают четко определить все понятия: что значит фрирайд, внетрассовое катание, горный патруль или спасатель курорта.

— Запрещать фрирайд, естественно, никто не собирается. Из-за особенностей климата и большого количества мягкого снега горы Сочи всегда притягивали любителей фрирайда, поэтому было бы странно с нашей стороны поддержать попытки запретить это на законодательном уровне. И в первую очередь, чтобы избежать каких-то общих запретов, необходимо дать четкие определения всем понятиям. Что такое фрирайд, на каком этапе заканчивается ответственность курорта и начинается ответственность гостя, в каких случаях мы можем обеспечить безопасность гостей, а в каких — нет. Например, есть официальные трассы, которые маркированы, но не обрабатываются ратраком,— это зона ответственности курорта, а есть межтрассовые участки или зоны за пределами курорта, катание на которых полностью в зоне ответственности гостя. Катание и там и там — это, по сути, фрирайд, но последствия такого катания могут быть совершенно разными. Катание вне оборудованных трасс на курортах опасно не только тем, что экстремал может разбиться сам, но и тем, что может причинить вред другим людям, например спустив лавину. Мы стремимся к тому, чтобы новый свод правил давал возможность курортам самостоятельно определять наличие зон для фрирайда, правила внетрассового катания с установлением ответственности за их нарушение,— подчеркнул Смычагин.

Создание горнолыжного кодекса позволит во многом обеспечить безопасность. По статистике, нарушителей, которые, несмотря на ограждения и предупреждающие знаки, выезжают за маркированные трассы, процентов десять, а вот опасности из-за вызванной ими лавины подвергаются все остальные. Кроме того, в нормативном акте будут закреплены такие понятия, как спасатель курорта или горнолыжный патруль. Сегодня эти специалисты есть на многих курортах, только вот действуют они, что называется, на свой страх и риск.

— Службы, обеспечивающие безопасность гостей,— спасатели курорта, лавинная служба, горный патруль — это сотрудники курорта, частной компании, и у них нет полномочий и возможностей, предусмотренных законом. Например, если наш горный патруль заметил на склоне пьяного человека, который своим катанием угрожает безопасности других, он, по сути дела, ограничен только правами, предусмотренными правилами курорта. Привлечь такого нарушителя к ответственности мы, к сожалению, не можем. По закону это могут сделать только представители власти, но вот только пока они доедут на курорт, может произойти несчастье. Конечно, мы такие вопросы решаем в пределах своих полномочий, убеждаем покинуть трассу, выводим, блокируем ски-пасс, но правового поля для решения таких задач пока не существует. Если говорить о наших гостях, то с принятием новых правил на уровне закона для них фактически ничего не изменится. Спасатели курорта не перестанут оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, и патрули не начнут штрафовать сидящих на склоне сноубордистов — нам важно, чтобы объем наших полномочий и границы ответственности были описаны на уровне нормативного акта в первую очередь для того, чтобы и мы, и гости понимали, что наши службы работают в нормативно определенном правовом поле, а не как частные лица, к которым впоследствии можно, например, предъявить претензии, что нужно было дожидаться МЧС, а не вытаскивать кого-то из под снега,— рассказал представитель курорта.

По сути дела, сегодня катание на горных курортах подчиняется лишь правилам самих комплексов. Приобретая ски-пасс, человек формально заключает договор с организацией, и никакого отношения к ответственности перед государством и обществом эта история не имеет.

Нужен кодекс

— Единственной мерой воздействия на нарушителей сегодня, по сути, является блокировка ски-пасса. Даже если, катаясь вне трассы, он вдруг спустит лавину, привлечь такого гостя к ответственности будет крайне сложно, поскольку он не нарушил ничего, кроме договора с курортом. Каких-то мер административной ответственности за нарушение правил курорта не предусмотрено, а их наличие было бы хорошим инструментом в борьбе со злостными нарушителями. Если говорить о несчастных случаях или последствиях нарушения правил курорта, которые привели к причинению вреда жизни или здоровью людей, то это уже зачастую сфера действия Уголовного кодекса и несколько иная история,— отметил заместитель генерального директора курорта «Роза Хутор» по правовым вопросам Игорь Смычагин.

Создание горнолыжного кодекса на законодательном уровне поддерживают и настоящие фрирайдеры. Житель Красной Поляны Александр Курбангалеев на лыжи встал тогда, «когда и трасс не было». Катался даже в национальном парке «Русская Арктика», на архипелаге Северная Земля, мало кому известных горах Бырранга и плато Путорана.

— Фрирайд — это не только идеология свободы, но и определенная техника катания. И запретить его точно никто не может. А вот то, что необходимо все правила катания и взаимоотношения курортов и лыжников оформить в правовом поле, точно. В последние годы появилось очень много неадекватных ребят. Например, настоящий фрирайдер точно знает главное правило: спуск по целине должен быть вдоль линии падения воды, то есть вертикально вниз. А посмотрите после снегопада: склоны изрезаны траверсами от лыж и сноубордов. При таком катании легко можно вызвать лавину, спустить ее на окружающих. Получается, что многие просто не знают, ни куда ехать, ни как. Взяли селфи-палку в руки — и погнали. Поэтому я выступаю за неотвратимость наказания в случае катания над трассами. Например, в Европе, если ты залез по ограждение, выписывается штраф, который исчисляется десятками тысяч. Спустил лавину — вплоть до тюремного наказания,— рассказал Александр Курбангалеев.

При этом новый кодекс должен работать в обе стороны. Если есть правила для горнолыжников, значит, есть правила и для самих курортов.

— На зарубежных курортах у зон для фрирайда или внетрассового катания часто стоят сотрудники курорта. Они проверяют наличие необходимого набора, в который входит рюкзак, бипер, щуп, лопата. Есть — можешь идти, кататься на свой страх и риск. Курорты должны выпускать лавинный бюллетень и информировать о закрытии зон внетрассового катания. Новый кодекс, который сейчас разрабатывается, должен также учитывать ответственность курортов по установке знаков, ограждений, созданию системы видеофиксации, дистанционной блокировке ски-пассов нарушителей, описывать порядок действий сотрудников курорта. Тогда станет меньше не только опасных, но и спорных ситуаций. Необходимо взять под контроль поведение на трассах: там происходит гораздо больше инцидентов из-за неадекватных катальщиков, поведение которых приводит к травмированию окружающих, чем вне трасс,— пояснил горнолыжник.

Работа над документом идет уже в течение месяца. Вскоре горные курорты представят свои наработки в администрацию Сочи, далее будет запущена необходимая процедура по формированию нормативного акта. Ожидается, что правила катания на законодательном уровне могут вступить в силу уже в следующем сезоне. И возможно, тогда сообщений о несчастных случаях в горах станет меньше.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру