Дорожные горизонты: интервью с начальником ФКУ Упрдор «Черноморье» Владимиром Кужелем

В настоящее время подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Черноморье» Федерального дорожного агентства осуществляет работы по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог на территории двух регионов: в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Особое внимание федеральные дорожники уделяют повышению уровня безопасности дорожного движения, ликвидации участков концентрации ДТП, дооснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами доступности для маломобильных групп населения. Идет успешная реализация мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности подведомственных объектов, охрану искусственных сооружений: тоннелей, мостов, путепроводов.

Именно на южных рубежах нашей страны федеральными дорожниками за последние десять лет выполнен колоссальный объем работы. Подробнее о деятельности управления и реализуемых им проектах — в интервью с его начальником Владимиром КУЖЕЛЕМ.

Дорожные горизонты: интервью с начальником ФКУ Упрдор «Черноморье» Владимиром Кужелем

Справка «МК на Кубани»

Владимир Кужель работает в дорожной отрасли с 1983 года. Прошел трудовой путь от мастера строительного участка Крыловского дорожно-строительного управления до начальника Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог „Черноморье” Федерального дорожного агентства». Под руководством Кужеля на юге проложены и отремонтированы сотни километров дорог федерального и регионального значения, решены задачи по проектированию и строительству ряда важнейших автодорожных объектов, которые обеспечили эффективную логистику во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и высокую транспортную доступность Крымского полуострова в 2018-м. Эти трассы и развязки стали частью современной транспортной инфраструктуры — автодорожным фундаментом, на десятилетия вперед обеспечившим условия для устойчивого социально-экономического развития городов и районов Крыма и Кубани, включая курортную агломерацию Сочи — главный туристский и спортивно-оздоровительный центр нашей страны.

Хорошая дорога — путь к успеху

— Владимир Николаевич, расскажите о результатах работы учреждения за последние годы, о том, какими трассами управляете, в какой мере удается обеспечивать их нормативное транспортно-эксплуатационное состояние?

— В настоящий момент общая линейная протяженность федеральных дорог, состоящих в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Черноморье» на территории Краснодарского края и Адыгеи, составляет 1266 км. На балансе нашего учреждения более 350 мостов — это свыше 50 тысяч погонных метров и 28 транспортных развязок, значительная часть которых выполнена в разных уровнях.

За пять постолимпийских лет в двух регионах приведено в надлежащее состояние 113 искусственных сооружений — мостов, водопропусков и путепроводов и почти 750 км дорожного полотна: проложено и реконструировано почти 47 км дорог и транспортных развязок, проведен ремонт более 456 км дорожного полотна, из них капитально — 168 км.

На 243 километрах федеральных трасс выполнена замена так называемого слоя износа — плановые работы по переустройству верхнего слоя дорожного «пирога», несущего основные температурные и силовые нагрузки. В нормативном состоянии на сегодняшний день находится порядка 80 процентов подведомственных «Черноморью» автодорог. Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял менее 50 процентов.

Значительная часть федеральных трасс двух регионов обеспечивает курортно-туристическое сообщение. Это автодороги А148 «Дублер Курортного проспекта в Сочи», А149 Адлер — Красная Поляна и автодорожная составляющая совмещенной дороги Адлер — ГЛК «Альпика-Сервис» — трассы, соединяющие побережье олимпийской столицы с горноклиматическими курортами и спортивным кластером Красной Поляны, А159 — дорога, открывающая путь из Майкопа в Кавказский биосферный заповедник, и охватывающая почти две трети всего российского курортного Черноморья А147 Джубга — Сочи. Среднесуточная интенсивность движения на курортных направлениях колеблется от 6 до 19 тысяч автомобилей, а в летние месяцы на некоторых участках достигает 30 тысяч!

Важнейшую задачу внутренних и внешних региональных и межрегиональных связей обеспечивают трассы А146 Краснодар — Верхнебаканский, А147 Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия, А160 Майкоп — Бжедугхабль — Адыгейск — Усть-Лабинск — Кореновск, А136 «Подъезд от М4 „Дон” к г. Краснодару», Р217 «Кавказ», Подъезд от Р217 к г. Майкопу и А290 Новороссийск — Керчь. Они соединяют краевой, районные и республиканский центры с рядом крупных городов, а также являются частями международных маршрутов, ведущих в Европу и страны Ближнего Востока.

На федеральных дорогах на территории Кубани и Адыгеи наметилась устойчивая тенденция сокращения количества так называемых мест концентрации ДТП. Такой тренд обусловлен как оптимизацией схем движения, устройством противооползневых и противоэрозионных систем и сооружений, так и установкой систем освещения, в том числе автономных, особенно в местах дислокации наземных пешеходных переходов, а также строительством капитальных и временных надземных пешеходных переходов, оборудованных системами помощи маломобильным группам населения. Многие переходы на территории Сочи удалось оснастить системами удаленной диспетчеризации и дистанционного управления, что позволило радикально увеличить удобства для лиц с ограниченными возможностями в первую очередь тем, что работа систем доступной среды по запросу инвалида идет в реальном режиме времени: оператор через переговорное устройство и подключенные к Интернету видеосистемы видит и слышит человека, которому необходимо помочь воспользоваться лифтом или подъемной платформой.

В ходе работы мы периодически сталкиваемся с экстремальными проявлениями природной стихии. Как, к примеру, нехарактерный для края и Адыгеи буран, поздней осенью нанесший удар по восточным областям наших регионов. Тогда на значительном участке федеральной дороги транспорт, по большей части местный, оказался заперт в снежном плену — без возможности покинуть трассу по съездам и добраться в свои населенные пункты: районные дороги оказались полностью непроездными из-за глубоких снежных переметов. Тем не менее, благодаря тесной кооперации с МЧС и местными властями, последствия стихии удалось ликвидировать в кратчайшие сроки. Другой пример чрезвычайной ситуации — паводок на реке Макопсе в Лазаревском районе Сочи, когда превысивший все мыслимые отметки уровень воды образовал бушующий поток, в считанные часы изменивший русло реки и размывший береговой устой моста. Сам мост, которому более полувека, устоял под ударом стихии, однако автомобильное сообщение с Сочи было прервано. После падения уровня воды дорожники, работая в круглосуточном режиме, всего за 43 часа восстановили разрушенный устой, устроили дорожное полотно и пустили транспорт. Уже в условиях непрерывного движения на протяжении полутора месяцев продолжались работы второго этапа по укреплению устоя моста и формированию на подступах к нему безопасного профиля русла реки Макопсе. Теперь можно с уверенностью говорить, что рецидив подобной стихии не способен будет создать здесь что-то чрезвычайное. И в прошлом, и в текущем году для сохранения эксплуатационных качеств искусственных сооружений на многих мостах проводятся планово-предупредительные работы, параллельно идет реализация программы реконструкции ремонтонепригодных мостов.

Качество и красота — в приоритете

— Какие проекты «Черноморья» сейчас являются ключевыми и какой объект управления вы бы назвали главным достижением 2018 года?

— Важнейшей задачей в постолимпийский период на территории Южного федерального округа руководство государства и Федерального дорожного агентства видит в транспортно-логистической интеграции Республики Крым и города Севастополь с материковой Россией.

В 2015 году на Таманском полуострове нами был начат масштабный проект по строительству автодорожного подхода к новому транспортному переходу через Керченский пролив. Фактически это ответвление от существовавшего ранее направления А290 Новороссийск — Керчь к переправе порта Кавказ — построенная с нуля современная четырехполосная трасса, ведущая к Крымскому мосту. Движение по первой развязке и далее по 40 километрам основного хода автодорожного подхода со стороны Краснодарского края было открыто одновременно с пуском движения по Крымскому мосту в мае 2018 года. Второй этап реализации объекта, включающий строительство четырех транспортных развязок, двух автоматизированных пунктов весогабаритного контроля и ряда объектов придорожного сервиса, был завершен в декабре 2018 года — практически одновременно с вводом в эксплуатацию многоуровневой транспортной развязки в районе поселка Джигинка, расположенной на выезде из Анапы. Оба объекта находятся теперь в составе федеральной дороги А290 Новороссийск — Керчь, обеспечивая перспективную пропускную способность направления до 36 тыс. автомобилей в сутки. Стоит также отметить уникальный инспекционно-досмотровый радиометрический комплекс на автоподходе, который был закончен осенью прошлого года в рамках реализации мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспортной безопасности. Он дислоцируется непосредственно перед въездом на Крымский мост.

Именно автодорожный подход к Крымскому мосту мы считаем для себя не только важнейшим объектом 2018 года, но и главным реализованным проектом прошедшей пятилетки! Этот сорокакилометровый четырехполосный автобан категории IБ с пятью транспортными развязками и феноменальными показателями ровности покрытия, определенными специальной передвижной лабораторией, позволяет обеспечивать высокоэффективную логистику на Таманском полуострове и распределение транспортных потоков перед Крымским мостом, и, конечно, его качество и красота доставляют удовольствие автовладельцам!

Набранный еще в предолимпийские годы темп мы не сбавляем более десяти лет: в текущем году управление одновременно реализует 59 проектов в сфере ремонта, реконструкции и дорожного строительства. Ключевые объекты в реализации расположены сейчас на федеральной дороге А290 Новороссийск — Керчь и на трассе «Подъезд к г. Майкопу от Р217 „Кавказ”».

Сейчас на А290 в активной фазе строительно-монтажных работ находится Обход г. Анапы на км 47 — км 52 и участок от развязки в Джигинке до начала автоподхода к Крымскому мосту на км 73 — км 100. На днях положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект строительства и реконструкции оставшегося сегмента А290 на км 52 — км 73. К моменту завершения этих трех объектов (с вводом второго этапа дороги «Таврида» на территории полуострова Крым в декабре 2020 года. — Ред.) в 2024 году Анапу и Севастополь свяжет современная четырехполосная дорога первой категории: по две полосы в каждом направлении.

Наши объекты на А290 входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, принятый правительством РФ, что говорит об их приоритетности и важности в масштабах всей страны.

Крупные объекты реализуются сейчас на подъезде к столице Адыгеи — от федеральной дороги Р217 «Кавказ» со стороны Армавира. Здесь в районе Кужорского переезда строится крупная развязка, исключающая пересечение в одном уровне с железнодорожными путями основного трафика, заходящего в город. Ввод объекта запланирован на 2020 год. Рядом ведем реконструкцию участка этой дороги на км 92 — км 100 до четырех полос первой технической категории. В составе этого 10-километрового участка три транспортные развязки, сдаем его в эксплуатацию уже в этом году.

В границах двух субъектов мы также курируем ход реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Майкопе и поселке Яблоновский по этой программе будут отремонтированы десятки километров наиболее остро требующих поддержки муниципальных и региональных дорог. Здесь руководство процессом осуществляют профильные министерства Краснодарского края и Республики Адыгея.

Готовы реализовать любые задачи

— Каковы обозримые перспективы развития дорожной инфраструктуры на южных рубежах: автоподходы к Крымскому мосту достроите — что дальше? Какие горизонты можно обозначить?

— Даже неспециалисту очевидно, что черноморское побережье, и, в частности, Сочи, отчаянно нуждается в улучшении логистических возможностей в части внешней транспортной доступности. Связывающая Сочи с другими регионами федеральная автодорога А147, двухполосная почти на всём своем протяжении, со сложным рельефом, развивалась еще в советское время. Но кто тогда мог предвидеть столь резкий рост плотности транспортных потоков, который стал очевиден даже неспециалисту уже начиная с двухтысячных годов?!

Решением этой проблематики в обозримой перспективе может стать строительство обходов крупных населенных пунктов: города Туапсе, поселка Лазаревское — и реализация в дополнение к имеющимся двум третьей очереди Обхода города-курорта Сочи. Также изучаются варианты спрямления «легендарных» прибрежных серпантинов по аналогии со знаменитым виадуком над ущельем реки Чемитоквадже, который, кстати, является самым высоким мостом в России. Реализация этих объектов в рамках развития автодороги А147 может быть объединена в один проект, а может реализовываться поэтапно в формате нескольких отдельных объектов. Окончательное решение здесь лежит в компетенции правительства РФ, а мы со своей стороны, имея и опыт, и силы, и высокую результативность, готовы к реализации этой жизненно необходимой для главного курортно-спортивного города России задачи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру