Справка «МК на Кубани»
Владимир Кужель работает в дорожной отрасли с 1983 года. Прошел трудовой путь от мастера строительного участка Крыловского дорожно-строительного управления до начальника Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог „Черноморье” Федерального дорожного агентства». Под руководством Кужеля на юге проложены и отремонтированы сотни километров дорог федерального и регионального значения, решены задачи по проектированию и строительству ряда важнейших автодорожных объектов, которые обеспечили эффективную логистику во время Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и высокую транспортную доступность Крымского полуострова в 2018-м. Эти трассы и развязки стали частью современной транспортной инфраструктуры — автодорожным фундаментом, на десятилетия вперед обеспечившим условия для устойчивого социально-экономического развития городов и районов Крыма и Кубани, включая курортную агломерацию Сочи — главный туристский и спортивно-оздоровительный центр нашей страны.
Хорошая дорога — путь к успеху
— Владимир Николаевич, расскажите о результатах работы учреждения за последние годы, о том, какими трассами управляете, в какой мере удается обеспечивать их нормативное транспортно-эксплуатационное состояние?
— В настоящий момент общая линейная протяженность федеральных дорог, состоящих в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Черноморье» на территории Краснодарского края и Адыгеи, составляет 1266 км. На балансе нашего учреждения более 350 мостов — это свыше 50 тысяч погонных метров и 28 транспортных развязок, значительная часть которых выполнена в разных уровнях.
За пять постолимпийских лет в двух регионах приведено в надлежащее состояние 113 искусственных сооружений — мостов, водопропусков и путепроводов и почти 750 км дорожного полотна: проложено и реконструировано почти 47 км дорог и транспортных развязок, проведен ремонт более 456 км дорожного полотна, из них капитально — 168 км.
На 243 километрах федеральных трасс выполнена замена так называемого слоя износа — плановые работы по переустройству верхнего слоя дорожного «пирога», несущего основные температурные и силовые нагрузки. В нормативном состоянии на сегодняшний день находится порядка 80 процентов подведомственных «Черноморью» автодорог. Для сравнения: в 2013 году этот показатель составлял менее 50 процентов.
Значительная часть федеральных трасс двух регионов обеспечивает курортно-туристическое сообщение. Это автодороги А148 «Дублер Курортного проспекта в Сочи», А149 Адлер — Красная Поляна и автодорожная составляющая совмещенной дороги Адлер — ГЛК «Альпика-Сервис» — трассы, соединяющие побережье олимпийской столицы с горноклиматическими курортами и спортивным кластером Красной Поляны, А159 — дорога, открывающая путь из Майкопа в Кавказский биосферный заповедник, и охватывающая почти две трети всего российского курортного Черноморья А147 Джубга — Сочи. Среднесуточная интенсивность движения на курортных направлениях колеблется от 6 до 19 тысяч автомобилей, а в летние месяцы на некоторых участках достигает 30 тысяч!
Важнейшую задачу внутренних и внешних региональных и межрегиональных связей обеспечивают трассы А146 Краснодар — Верхнебаканский, А147 Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия, А160 Майкоп — Бжедугхабль — Адыгейск — Усть-Лабинск — Кореновск, А136 «Подъезд от М4 „Дон” к г. Краснодару», Р217 «Кавказ», Подъезд от Р217 к г. Майкопу и А290 Новороссийск — Керчь. Они соединяют краевой, районные и республиканский центры с рядом крупных городов, а также являются частями международных маршрутов, ведущих в Европу и страны Ближнего Востока.
На федеральных дорогах на территории Кубани и Адыгеи наметилась устойчивая тенденция сокращения количества так называемых мест концентрации ДТП. Такой тренд обусловлен как оптимизацией схем движения, устройством противооползневых и противоэрозионных систем и сооружений, так и установкой систем освещения, в том числе автономных, особенно в местах дислокации наземных пешеходных переходов, а также строительством капитальных и временных надземных пешеходных переходов, оборудованных системами помощи маломобильным группам населения. Многие переходы на территории Сочи удалось оснастить системами удаленной диспетчеризации и дистанционного управления, что позволило радикально увеличить удобства для лиц с ограниченными возможностями в первую очередь тем, что работа систем доступной среды по запросу инвалида идет в реальном режиме времени: оператор через переговорное устройство и подключенные к Интернету видеосистемы видит и слышит человека, которому необходимо помочь воспользоваться лифтом или подъемной платформой.
В ходе работы мы периодически сталкиваемся с экстремальными проявлениями природной стихии. Как, к примеру, нехарактерный для края и Адыгеи буран, поздней осенью нанесший удар по восточным областям наших регионов. Тогда на значительном участке федеральной дороги транспорт, по большей части местный, оказался заперт в снежном плену — без возможности покинуть трассу по съездам и добраться в свои населенные пункты: районные дороги оказались полностью непроездными из-за глубоких снежных переметов. Тем не менее, благодаря тесной кооперации с МЧС и местными властями, последствия стихии удалось ликвидировать в кратчайшие сроки. Другой пример чрезвычайной ситуации — паводок на реке Макопсе в Лазаревском районе Сочи, когда превысивший все мыслимые отметки уровень воды образовал бушующий поток, в считанные часы изменивший русло реки и размывший береговой устой моста. Сам мост, которому более полувека, устоял под ударом стихии, однако автомобильное сообщение с Сочи было прервано. После падения уровня воды дорожники, работая в круглосуточном режиме, всего за 43 часа восстановили разрушенный устой, устроили дорожное полотно и пустили транспорт. Уже в условиях непрерывного движения на протяжении полутора месяцев продолжались работы второго этапа по укреплению устоя моста и формированию на подступах к нему безопасного профиля русла реки Макопсе. Теперь можно с уверенностью говорить, что рецидив подобной стихии не способен будет создать здесь что-то чрезвычайное. И в прошлом, и в текущем году для сохранения эксплуатационных качеств искусственных сооружений на многих мостах проводятся планово-предупредительные работы, параллельно идет реализация программы реконструкции ремонтонепригодных мостов.
Качество и красота — в приоритете
— Какие проекты «Черноморья» сейчас являются ключевыми и какой объект управления вы бы назвали главным достижением 2018 года?
— Важнейшей задачей в постолимпийский период на территории Южного федерального округа руководство государства и Федерального дорожного агентства видит в транспортно-логистической интеграции Республики Крым и города Севастополь с материковой Россией.
В 2015 году на Таманском полуострове нами был начат масштабный проект по строительству автодорожного подхода к новому транспортному переходу через Керченский пролив. Фактически это ответвление от существовавшего ранее направления А290 Новороссийск — Керчь к переправе порта Кавказ — построенная с нуля современная четырехполосная трасса, ведущая к Крымскому мосту. Движение по первой развязке и далее по 40 километрам основного хода автодорожного подхода со стороны Краснодарского края было открыто одновременно с пуском движения по Крымскому мосту в мае 2018 года. Второй этап реализации объекта, включающий строительство четырех транспортных развязок, двух автоматизированных пунктов весогабаритного контроля и ряда объектов придорожного сервиса, был завершен в декабре 2018 года — практически одновременно с вводом в эксплуатацию многоуровневой транспортной развязки в районе поселка Джигинка, расположенной на выезде из Анапы. Оба объекта находятся теперь в составе федеральной дороги А290 Новороссийск — Керчь, обеспечивая перспективную пропускную способность направления до 36 тыс. автомобилей в сутки. Стоит также отметить уникальный инспекционно-досмотровый радиометрический комплекс на автоподходе, который был закончен осенью прошлого года в рамках реализации мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспортной безопасности. Он дислоцируется непосредственно перед въездом на Крымский мост.
Именно автодорожный подход к Крымскому мосту мы считаем для себя не только важнейшим объектом 2018 года, но и главным реализованным проектом прошедшей пятилетки! Этот сорокакилометровый четырехполосный автобан категории IБ с пятью транспортными развязками и феноменальными показателями ровности покрытия, определенными специальной передвижной лабораторией, позволяет обеспечивать высокоэффективную логистику на Таманском полуострове и распределение транспортных потоков перед Крымским мостом, и, конечно, его качество и красота доставляют удовольствие автовладельцам!
Набранный еще в предолимпийские годы темп мы не сбавляем более десяти лет: в текущем году управление одновременно реализует 59 проектов в сфере ремонта, реконструкции и дорожного строительства. Ключевые объекты в реализации расположены сейчас на федеральной дороге А290 Новороссийск — Керчь и на трассе «Подъезд к г. Майкопу от Р217 „Кавказ”».
Сейчас на А290 в активной фазе строительно-монтажных работ находится Обход г. Анапы на км 47 — км 52 и участок от развязки в Джигинке до начала автоподхода к Крымскому мосту на км 73 — км 100. На днях положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект строительства и реконструкции оставшегося сегмента А290 на км 52 — км 73. К моменту завершения этих трех объектов (с вводом второго этапа дороги «Таврида» на территории полуострова Крым в декабре 2020 года. — Ред.) в 2024 году Анапу и Севастополь свяжет современная четырехполосная дорога первой категории: по две полосы в каждом направлении.
Наши объекты на А290 входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, принятый правительством РФ, что говорит об их приоритетности и важности в масштабах всей страны.
Крупные объекты реализуются сейчас на подъезде к столице Адыгеи — от федеральной дороги Р217 «Кавказ» со стороны Армавира. Здесь в районе Кужорского переезда строится крупная развязка, исключающая пересечение в одном уровне с железнодорожными путями основного трафика, заходящего в город. Ввод объекта запланирован на 2020 год. Рядом ведем реконструкцию участка этой дороги на км 92 — км 100 до четырех полос первой технической категории. В составе этого 10-километрового участка три транспортные развязки, сдаем его в эксплуатацию уже в этом году.
В границах двух субъектов мы также курируем ход реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Майкопе и поселке Яблоновский по этой программе будут отремонтированы десятки километров наиболее остро требующих поддержки муниципальных и региональных дорог. Здесь руководство процессом осуществляют профильные министерства Краснодарского края и Республики Адыгея.
Готовы реализовать любые задачи
— Каковы обозримые перспективы развития дорожной инфраструктуры на южных рубежах: автоподходы к Крымскому мосту достроите — что дальше? Какие горизонты можно обозначить?
— Даже неспециалисту очевидно, что черноморское побережье, и, в частности, Сочи, отчаянно нуждается в улучшении логистических возможностей в части внешней транспортной доступности. Связывающая Сочи с другими регионами федеральная автодорога А147, двухполосная почти на всём своем протяжении, со сложным рельефом, развивалась еще в советское время. Но кто тогда мог предвидеть столь резкий рост плотности транспортных потоков, который стал очевиден даже неспециалисту уже начиная с двухтысячных годов?!
Решением этой проблематики в обозримой перспективе может стать строительство обходов крупных населенных пунктов: города Туапсе, поселка Лазаревское — и реализация в дополнение к имеющимся двум третьей очереди Обхода города-курорта Сочи. Также изучаются варианты спрямления «легендарных» прибрежных серпантинов по аналогии со знаменитым виадуком над ущельем реки Чемитоквадже, который, кстати, является самым высоким мостом в России. Реализация этих объектов в рамках развития автодороги А147 может быть объединена в один проект, а может реализовываться поэтапно в формате нескольких отдельных объектов. Окончательное решение здесь лежит в компетенции правительства РФ, а мы со своей стороны, имея и опыт, и силы, и высокую результативность, готовы к реализации этой жизненно необходимой для главного курортно-спортивного города России задачи.