Житель Кубани два года томится в СИЗО без веских доказательств

Почти два года ждет приговора в армавирском СИЗО житель Кубани Егор Василенко. Его задержали на посту ДПС «Магри» и обвиняют в двух эпизодах, связанных с хранением и сбытом наркотических веществ в особо крупном размере. На первый взгляд всё просто: статьи неприятные, и нужно наказывать по всей строгости закона, но дело в том, что полицейский, который задержал Егора, сам сидит в том же изоляторе и по той же статье, а вещественные доказательства, которые сотрудники ДПС якобы обнаружили в машине, из порошкового вещества за время следственных действий по документам превратились в таблетки. Ситуация требует тщательного расследования и проведения дополнительных экспертиз. Несмотря на недостаток доказательств по второму эпизоду, связанному с крупным размером, невиновный молодой человек продолжает терять здоровье в чудовищных условиях СИЗО. Обвинение пытается довести процедуру до серьезного приговора, хотя следствие проведено словно спустя рукава.

Житель Кубани два года томится в СИЗО без веских доказательств

Задержание Егора произошло при странных обстоятельствах. Он ехал со своей подругой в Сочи, и к нему в попутчики напросился давний знакомый из Краснодара. Машину остановили на сочинском посту ДПС глубокой ночью, когда за рулем была девушка. Каких-либо нарушений со стороны водителя не было. Молодых людей провели в комнату для досмотра, где у Егора обнаружили в кармане брюк маленький сверток с подозрительным веществом, и тут же Василенко закрыли в камеру. Нарушая порядок досмотра, сотрудники ДПС осмотрели автомобиль в отсутствие его владельца. На полу возле заднего сиденья, где сидел попутчик Егора, они нашли фирменный пакет от фастфуда, в котором якобы находилось порошкообразное вещество. Впоследствии в материалах дела окажется, что в данном свертке находилась крупная партия наркотиков.

Процедуру задержания и досмотра полицейские провели с серьезными проколами: противозаконно лишили человека свободы, изъяли ключи от автомобиля, осуществили досмотр без собственника машины, с процессуальными недостатками составили протокол досмотра, вписав туда неправильное время и подпись неизвестного лица. Ни одно из действий при этом не было зафиксировано на камеры видеонаблюдения, которыми хорошо оснащены современные посты ДПС.

В итоге Егора Василенко задержали не только за сверток в кармане, но и за покушение на распространение наркотических средств в особо крупном размере. В пакете из-под фастфуда якобы находилось два полимерных свертка, содержащих в себе порошкообразное вещество светлого цвета, по внешним признакам схожее с наркотическим. Тут же лежала строительная перчатка, испачканная в грязи. Впоследствии окажется, что пакет и перчатку сотрудники полиции попросту куда-то выбросили. И тут не надо быть юристом, чтобы усомниться в законности таких действий. Не намеренное ли это уничтожение доказательств?

В ходе предварительного следствия обнаружилась масса несостыковок по второму эпизоду, связанному с особо крупным размером. Почему подозрения не пали на попутчика Егора, как оказалось впоследствии, ранее судимого за употребление наркотиков? Почему найденный на заднем сиденье пакет с порошком приписали именно Егору, человеку, имеющему работу, деньги, перспективы, положительные характеристики и отсутствие наркотической привязанности?

В момент своего задержания Василенко отказался от прохождения экспертизы, но позже были сделаны смывы, которые показали, что молодой человек не употреблял наркотические вещества.

Абсурд дела еще в том, что полицейский, который нашел в машине Егора сверток и не обеспечил сохранность упаковки,— это оперуполномоченный Николов. Он сейчас коротает время в стенах армавирского СИЗО по ст. 228.1 УК РФ (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств). Хочется спросить: в каком месте у нас закон и порядок? Какие мотивы у полицейского на задержание ночных путников, если он сам с головой погряз в сомнительных делах? Какую справедливость и какой закон он защищает?

Главным поводом усомниться в легенде об особо крупном размере является факт подмены вещественных доказательств. Согласно рапорту инспектора ДПС начальнику отдела полиции Лазаревского района УВД по городу Сочи, с места происшествия было изъято два свертка с порошкообразным веществом светлого цвета. При этом на исследование эксперту Ерохиной 13 ноября 2017 года поступили не те вещества, о которых говорилось в рапорте. Экспертиза уже проводилась над веществами, спрессованными в таблетки. В своем отчете эксперты не отразили, была ли нарушена целостность упаковки, не было никакой фотофиксации исследуемых объектов, видеозапись экспертизы также не проводилась. По закону фотографии должны быть в деле в любом случае, потому что это вещественные доказательства, которые приобщаются к материалам суда!

На судебном заседании эксперт Скрипина сообщила, что, проводя исследования, в качестве сопроводительной документации специалисты пользуются постановлением на экспертизу. Но почему тогда ответственные лица не остановили процесс, если они видели, что к ним поступили вещества, не соответствующие веществам, описанным в постановлении? Это ведь прямое нарушение п. 22 Приказа МВД №511.

Несмотря на нарушения, допущенные в ходе предварительного следствия, суд отказал защите Василенко в проведении дактилоскопической и геномной экспертиз, отклонил ходатайство о проверке качества проведенной экспертизы.

Самое ужасное, что при отсутствии четких доказательств вины по эпизоду с крупным размером мера пресечения Егору Василенко избрана самая суровая: заключение под стражу.

Возникает предположение, что на Кубани некоторые полицейские повышали показатели раскрываемости самыми разными способами, в том числе противозаконными. Возможно, Егор попал в одну из разработанных схем? Сейчас, чтобы сберечь честь мундира, правоохранительные органы, вероятно, во что бы то ни стало пытаются довести дело до обвинительного приговора.

Нужно отдать должное суду: он не вынес обвинительный приговор, а отправил дело на дополнительное доследование.

Редакция продолжит следить за судьбой безвинно лишенного свободы и полноценной жизни Егора, ведь если злоупотребления правоохранителей имели место, но не будут раскрыты, то каждый из нас рискует своей жизнью, проезжая очередной пост ДПС…

Обвинение держится на бессмысленных юридических домыслах: «в неустановленное время», «в неустановленном следствием месте», в сговоре с «неустановленным предварительным следствием лицом», и всё это, по мнению следствия, сделано Егором «для извлечения материальной выгоды». Ничего конкретного следствием не установлено. Обстоятельствами зато установлено, что инспектор ДПС сидит в СИЗО по наркотической статье, процесс досмотра и изъятия веществ из автомобиля был проведен с грубейшими нарушениями. Из машины изъято порошкообразное вещество, а на экспертизу попало вещество в виде таблеток.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 27 марта 2019

Заголовок в газете: Легенда об особо крупном размере

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру