Жители Союза Четырёх Хуторов опасаются потерять школу и больницу

Жители Союза Четырёх Хуторов опасаются потерять школу и больницу

В редакцию «МК на Кубани» сегодня обратилась инициативная группа граждан из населённого пункта с необычным названием – Союз Четырёх Хуторов, который располагается в Гулькевичском районе Краснодарского края. В настоящий момент они опасаются возможного предстоящего объединения их муниципального образования с Тысячным сельским поселением.

«В этом случае мы будем практически лишены возможности пользоваться административными ресурсами в полном объеме. А семьи, не имеющие личного транспорта, и вовсе окажутся в изоляции», - пишут авторы обращения.

Союз Четырёх

Свою историю населённый пункт ведёт ещё с 1907 года, когда 1 000 десятин земли в том районе купили четыре брата, выходца из станицы Михайловской: Чаплыгины Яков, Давид, Иссай и Соломон Артемьевичи. В последствии именно вокруг них, обосновавшихся в хуторе, которому сами дали название Чаплыгин, и образовалось хозяйство, на котором трудились жители ещё трёх соседних хуторов. В таком союзе поселение и дожило до наших дней.

Но процесс опустения сельской местности не обошёл вниманием и некогда крепкое хозяйство. Одна из активистов – жительница Союза Четырёх Хуторов Людмила Романова – рассказывает о том, что уже можно наблюдать отток населения. «Рабочих мест в колхозе осталось всего 80. Закрыли ферму. В одном из хуторов осталось жителей всего несколько человек», - говорит она. По данным на начало прошлого года, в Союзе сейчас проживает немногим более 1 200 человек.

Ввиду такого положения вещей у районной администрации возникло предложение добавить четырём хуторам (Чаплыгин, Зеленчук, Зарьков и Старогермановский) ещё трёх «компаньонов»: Тысячный, Воздвиженский и Братский, юридически являющихся частью одного сельского поселения. Их суммарное население слегка переваливает через цифру в 2 тысячи человек. Притом, в хуторе Братский, как сообщается на сайте местной администрации, числится всего 35 человек.

Идея объединения населённых пунктов, число жителей в которых не слишком велико, не нова. Предполагается, что это позволит сэкономить как минимум на чиновниках: необходимо будет платить не двум главам, а одному. Уменьшится число и других госслужащих. Сократятся затраты на содержание административных зданий и так далее. Но практически повсеместно обсуждение таких предложений вызывает негодование местных жителей, которым бывает просто больно смотреть, как с их малой Родины понемногу уходит жизнь.

«Тревожит тот факт, что в населенных пунктах, где отсутствует администрация, очень быстро исчезают и детский сад, и школа и амбулатория. Т.е. «ликвидация» администрации – это первый шаг к уничтожению инфраструктуры в целом», - говорится в обращении жителей.

Помимо отправки своего обращения в нашу редакцию, жители Союза Четырёх Хуторов написали и в адрес местных сельских депутатов и даже на имя губернатора Вениамина Кондратьева. Под ними расписались несколько сотен жителей села. Под одним из них (имеется в распоряжении редакции) стоит около 250 автографов.

Чужая вотчина

Не далее, чем вчера, 4 марта, для жителей Союза Четырёх Хуторов провели политинформацию: в ходе общественных слушаний им рассказали, что вопрос об упразднении социальных объектов сейчас вовсе не ставится.

Заместитель главы Гулькевичского района, Анастастия Прядко рассказала «МК на Кубани», что упомянутые активистами амбулатория, детский сад и школа находятся в ведении краевой власти и финансируются не из сельского бюджета.

- Финансирование школ и детских садов происходит из бюджетов края и района. А объекты здравоохранения с этого года имеют краевое финансирование полностью. Потому вопрос закрытия социальных объектов априори не может быть, поскольку они не относятся к финансированию муниципалитетом.

Анастасия Геннадьевна также обращает внимание на то, что и школу, и детский сад недавно ремонтировали. Всё в порядке и с больницей – это все признают: полностью укомплектована специалистами и хотя бы минимальным необходимым оборудованием. Для неё это служит реальным доказательством отсутствия намерений закрывать эти учреждения: зачем их тогда было с любовью содержать и ремонтировать.

- В Чаплыгине школа малокомплектная, да. Но вопрос о закрытии не стоит. Ни по школе, ни по садику. В школе сделали крыше – полностью перекрыли шифером. Свыше двух миллионов потратили. Обсуждается вопрос ремонта спортзала. Да и если бы ещё оставалось учеников человек 20 – чисто из соображений подвоза. А там больше 100 учеников. Окна пластиковые в детском саду в этом году планируем вставлять. Я им пытаюсь объяснить, что поселение не вымирающее. Они всё слышат, но паника у них присутствует.

Сегодня вы, завтра не вы

Жители Союза Четырёх Хуторов и действительно слышат всё, что им говорят. Но это «всё» уже не убеждает. Чтобы вкрались сомнения достаточно оглядеться по сторонам.

- Я им это рассказываю. А они мне: сегодня тут вы, кто обещает, а завтра – не вы. А что я им могу ответить? Говорю, что все под Богом ходим, - добавляет Прядко.

Собравшиеся вчера на общественные слушания граждане запомнили обещание не закрывать важные для них объекты, однако опасаются, что ситуация может измениться. Ведь раньше и школа, и детский сад были в каждом из этих четырёх хуторов. А теперь – только в одном. Эти слова подтверждает и глава местной администрации Ирина Шаповалова. По её словам, вчерашнее мероприятие собрало множество людей. Чиновница говорит, что такой ажиотаж вокруг официального мероприятия – редкость в Союзе Хуторов.

- У нас в поселении четыре хутора. И, конечно, как глава поселения я в первую очередь деньги бросаю куда? На центральную усадьбу, где какие-то проблемы. А остальным трём хуторам – что останется. Вот люди этого и опасаются: что когда-то… Может по началу на нас будут обращать внимание, а потом тысячные начнут… Ведь каждому своя рубашка ближе к телу, - рассказывает Ирина Николаевна.

Помимо этого, пугает и сам факт удалённости того, что называется исполнительной властью на местах или органами местного самоуправления. Последнее ближе подходит к ситуации. Шаповаловой приходится самой как-то управляться в условиях ограниченных средств. Ей приходится на себя брать совершенно разнообразные функции – вплоть до роли участкового, которого нет на эти четыре хутора.

- И когда случается беда или радость – люди бегут ко мне в любое время дня и ночи. Пожар? Тушим. Дороги? Чистим. Трактористы встают у меня в два часа ночи и чистят дороги. Люди это понимают. И им страшно, как всё будет, когда вдруг не станет администрации. Особенно сейчас, когда основная часть населения – пенсионеры, - говорит глава, добавляя, что и сама близка к пенсионному возрасту.

В случае планируемого объединения, юридически таким центром для объединённых хуторов станет хутор Тысячный. А он находится в 12 километрах от Чаплыгина.

Налог всему голова

Что касается причины сложившейся ситуации, то она проста – отсутствие денег и необходимость – по заветам великих – держаться. Вместо того хозяйства, которое организовали в 1907 году братья-поселенцы, имеется на территории Союза два сельхозпредприятия: ООО «Маяк Революции» и «ООО «АГРОФИРМА КАВИАР».

На первом из них когда-то работало более 500 человек, теперь осталось только 80 рабочих мест. Именно о нём и говорила в своём обращении Людмила Романова. Второе же предприятие зарегистрировано не в поселении, оттого его налоги идут мимо местного бюджета. Ирина Шаповалова рассказала, что руководство предприятия несколько раз пробовали уговорить обосноваться в одном их четырёх хуторов. Даже предлагали помещение под офис фирмы. Но всё безуспешно: «за» выступил только один из трёх учредителей. «Но их же тоже не будешь винить. У них свои бизнес-интересы, своё видение. Но хуторам от этого не легче», - с горечью добавляет Ирина Николаевна.

Надежда

Судьба вопроса должна решиться сегодня вечером, 5 марта, на сессии местных депутатов. Они должны будут учесть при вынесении своего решения мнение жителей, которое те высказали на общественных слушаниях. Там, по словам Шаповаловой, жители высказались о затее крайне отрицательно даже не смотря на данные им обещания не ухудшать инфрастуктуру.

«Нам сказали, что ничего этого не будет (упразднения социальных объектов, - прим. авт.). Но есть страх. Сейчас как: вышел на улицу – есть почта, больница – всё на месте. И страшно от того, что этого может однажды не стать», - отмечает Ирина Николаевна.

Но и при этом затянувшемся ожидании принципиального для населённого пункта решения женщина старается смотреть в будущее с надеждой. Говорит, что не всё так плохо: одни люди Союз Четырёх Хуторов покидают, другие в него переезжают. Хутора расположены в живописном месте с рекой и озером, в которых можно и искупаться и рыбу поудить. С одной стороны: финансовое неблагополучие селения. С другой: жильё там подешевело – за материнский капитал можно купить ладный домик, и это привлекает молодых специалистов. А наличие той самой инфраструктуры, за которую больше всего и переживают жители, в сочетании с рыбалкой и зеленью вокруг привлекают переселенцев-пенсионеров. Так, недавно туда перебралась чета в возрасте «за 70» из Кирова. Он – микрохирург, профессор, она – экс-советник губернатора. Глава поселения заверяет, что новые жильцы в восторге. И тоже надеются на сохранение всего того, что им успело полюбиться в Союзе Четырёх Хуторов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру