Как на Кубани воевали после взятия станицы Крымской в 1943-м

После 5 мая 1943 года в течение двух с лишним месяцев активных наступательных действий войска Северо-Кавказского фронта не вели

В мае-июне 1943 года частям Красной Армии удалось продвинуться вглубь «Голубой линии» на расстояние от трех до пяти километров. До полного прорыва оборонительного рубежа противника оставалось совсем немного, но этого не произошло

После 5 мая 1943 года в течение двух с лишним месяцев активных наступательных действий войска Северо-Кавказского фронта не вели
Фото:pobeda.elar.ru

Наступление наших войск остановилось, а 5 июня командование фронта отдало приказ о его прекращении. Положение на линии соприкосновения войск с обеих сторон было сложным: Красная армия не могла завершить прорыв, а немецкие части — не в состоянии вернуть прежние позиции.

Упорные бои на протяжении всей линии шли в течение всего лета 1943 года.

«Голубая линия»

с точки зрения немцев

Потеряв станицу Крымскую, окруженную линией мощных оборонительных укреплений (так называемый Крымский укрепрайон), противник лишился выгодной оборонительной позиции. Крымский укрепрайон считался одним из главных звеньев немецкой обороны между рекой Кубань и Новороссийском.

«Наши части, продолжая наступление, почти вплотную подошли к «Голубой линии» — последней, практически неприступной и самой сильной оборонительной полосе вражеских войск на Кубани», — читаем в одном из выпусков «Военного обозрения».

О том, какое значение имели для германского командования высоты западнее Крымской, можно узнать из показаний пленного гитлеровского генерала — командира одной из немецких дивизий: «Владение этими высотами имело решающее значение для обоих противников в ходе продолжения боев на Кубанском предмостном укреплении. Русским эти высоты в руках противника блокировали дорогу Крымская–Молдаванская–Гладковская и, следовательно, преграждали продвижение на запад, а также лишали возможности обзора ближайшего тыла германского фронта. Немцам эти высоты давали возможность наблюдения в восточном направлении, а именно кубанской равнины, района развертывания боевых действий, и предоставляли им последнюю и наиболее благоприятную возможность обороны вне лесистой местности, восточнее Малой Кубани. Потеря этих высот ставила под угрозу все позиции южнее — до Черного моря и важнейший военный порт Новороссийск, который был необходим для господства на Черном море. Германскому командованию было совершенно ясно, что русское командование, если оно хочет падения кубанского предмостного укрепления, главное наступление предпримет с целью овладения высотами западнее и северо-западнее Крымской, чтобы затем, продвигаясь на запад и постепенно расширяя фронт, двигаться к Малой Кубани. Это повлекло бы за собой не только разгром германского фронта южнее этих высот вплоть до Черного моря, но и могло бы преградить отступление германских войск на Таманский полуостров».

Войска

Северо-Кавказского фронта после освобождения Крымской

После взятия Крымской части Красной Армии продолжали вести бои на отдельных участках линии соприкосновения. Наши готовились к новой наступательной операции, цель которой была в том, чтобы прорвать «Голубую линию» врага, нанести поражение 17-й немецкой армии и очистить всю территорию Кубани, включая Таманский полуостров.

Главный удар решением командующего фронтом намечалось нанести силами 56-й армии в направлении населенных пунктов Самсоновский, Русское и Первомайский. Одновременно планировался удар через Нижнебаканский на Аманат (отдельными частями 56-й армии) и войсками 37-й армии — на Киевское, Варениковскую и Гостагаевскую.

Направление этих ударов проходило между селениями Киевское и Молдаванское. Затем должны были перейти в наступление войска 9-й (на Джигинское) и 18-й (с плацдарма Мысхако на Верхнебаканский) армий. План наступления предусматривал расчленение группировки противника и уничтожение ее по частям.

Соотношение сил к началу наступления хотя и было в нашу пользу, но недостаточным для прорыва такой сильно укрепленной обороны, какой являлась «Голубая линия».

До 7 июня на земле и в воздухе продолжались упорные бои. Но все попытки прорвать оборону противника не имели успеха. Вступивший в командование фронтом генерал-полковник И.Е. Петров решил прекратить эти безрезультатные атаки, закрепиться на достигнутых рубежах и подготовиться к решающим боям по прорыву «Голубой линии» и уничтожению врага на Таманском полуострове.

Ставка утвердила решение командующего фронтом и приказала: «Впредь до особых указаний … от активных наступательных действий армиям следует воздержаться. На всем фронте перейти к прочной обороне на занимаемых рубежах, пополнить войска, привести их в порядок и иметь резервы. Разрешается вести частные активные действия на отдельных участках только для улучшения своего оборонительного положения. Особое внимание обратить на безусловное удержание за собой плацдарма в районе Мысхако».

Согласно этой директиве войска Северо-Кавказского фронта, закрепившись на достигнутых рубежах, приступили к проведению частных операций. Наши части активных наступательных действий не вели, готовясь к решающим боям на Таманском полуострове.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Голубая линия»: наступление остановлено

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру