ПрофнеПригодный пиар по-кубански

04.01.2019 в 21:33, просмотров: 3360

Губернатор Кондратьев и его команда заболели синдромом Наполеона? Или все еще хуже?..

ПрофнеПригодный пиар по-кубански
Фото: newkuban.ru

Портал «Свободные Медиа» опубликовал данные о бюджетных средствах, израсходованных краевой администрацией в 2018 году на информирование кубанцев о деятельности власти. Но, как оказалось, чиновников этот аспект мало интересовал, они позаботились прежде всего о пиаре первых лиц края на уровне Москвы и зарубежья.

Буквально 3 года назад, придя к власти, вице-губернатор Анна Минькова, курирующая не только социальный, но и информационный блок, в интервью корреспонденту «Югополиса» заявила: «Сотрудничать с ними (частными СМИ – прим. авт.) не будем в плане размещения госзаказа. А то интересная ситуация получается: мы забрали в частные руки госпредприятие, но вы нам дайте денег. Нет, ребята! В такие игры мы играть не будем. Простите, но это называется «пилинг бюджета»…».

Убедительно сказано! Тем более, как известно, деньги для пиара краевой власти (а это почти миллиард рублей) были сняты с других социальных программ, в том числе  здравоохранения и  образования. Решили, что лучше пропагандировать среди населения здоровый образ жизни власть предержащих, чем тратиться на современные технологии и препараты. Но вот только  лукавила Анна Алексеевна!

Уже в 2017 и 2018 годах бюджетные денежки потекли в частные СМИ. И произошло это за счет сокращения финансирования  государственных газет, телеканалов и радио. Так,  в 2017 году администрация Краснодарского края заключила договоры о размещении материалов о деятельности региональной власти сразу в 11 частных СМИ, а в 2018-м – уже в 16! А до этого, вы помните, она горячо заявляла, что ни-ни и ни за что, ни одной копеечки эти частные СМИ не получат. Непостоянство, конечно, свойственно некоторым  женщинам, но вот руководитель вне зависимости от пола должен нести ответственность за свои слова.

И уменьшили-то финансовые потоки для СМИ, принадлежащих администрации, то есть тех, чья первоочередная обязанность – информировать общество о деятельности власти. Ее голос, ее рупор. Канал «Кубань 24», который является основным получателем бюджетных средств, сокращение на 20%, возможно, сильно и не почувствовал в 2018 году, хотя недосчитаться 100 миллионов –  это тоже не айс. Но вот резкое  сокращение финансирования других государственных медийных ресурсов:  газеты «Кубанские новости» – сразу в 8 раз (вместо почти 70 миллионов она получила  около 9),  радио «Казак FM» – в 5 раз (было почти 50 миллионов, стало всего лишь 10) – понять сложно. «Кубанские новости» – газета, которая выходит 3 раза в неделю. В 2018 году она, по версии компании «Медиология», попала в ТОП-20 самых цитируемых СМИ Краснодарского края. Радио «Казак FM», победитель многих российских конкурсов, всегда пользовалось популярностью у земляков. Если не через них, то через кого и формировать общественное мнение, создавать положительный образ власти!

Незавидная участь и у районных СМИ.  В 2018 году через Союз журналистов края для них было выделено около 18 миллионов, что, несомненно, капля в море, если учесть, что Краснодарский край – это 44 района вместе с большими городами (такими как Краснодар и Сочи) и менее крупными (Армавир, Анапа и другими). Районным СМИ придется выживать, что они и делают в последнее время. Остается только процитировать председателя российского правительства Дмитрия Медведева: «Денег нет, но вы держитесь!»

Можно, конечно, было бы посочувствовать коллегам, но, как говорил Станиславский: «Не верю!!!!» Не думаю, что у руководства есть шальная мысль похоронить родные издания или приватизировать их. Хотя... А почему бы и нет, ведь приватизация имущества информационных предприятий уже началась! Взять хотя бы базу отдыха в Гарбузовой Балке в Брюховецком районе. Даже не знаю, повезло или нет этому маленькому району в том, что сама вице-губернатор со своим молодым мужем теперь посещают его по выходным. Думаю, что не повезло, потому как всем известно, что Анна Алексеевна не смешивает отдых и работу. 

Но вернемся к беспрецедентному сокращению финансирования краевых СМИ. Странно, что в крае не слышно о таком же беспрецедентном сокращении работников на этих предприятиях. Или сокращение финансирования пошло за счет приватизированного и вдруг ставшего «ненужным» имущества типа базы отдыха в Брюховецком районе?

Не иначе применялись скрытые схемы софинансирования, и здесь, скорее всего, опять не обошлось без лукавства. Озвучены-то суммы, которые прошли через торги, но ведь существует множество других программ, грантов и так называемых утвержденных госзаданий, выдаваемых государственным учреждениям и предприятиям зарплатой и на содержание имущества...  Получается очередное вранье о якобы сэкономленных бюджетных средствах.

Вообще действия чиновников не поддаются никакой логике. На 30% урезали финансирование самому что ни на есть государственному изданию – «Российской газете». Увеличили финансирование услуг на 3 миллиона (с 13 до 16 млн) региональному приложению «АиФ», который выходит 1 раз в неделю, но уменьшили до 11,5 миллиона «Комсомольской правде на Кубани», которая выходит 6 раз в неделю, располагает не только электронной версией и сайтом, но и собственным радио.

С чего бы это, сэкономив на государственных СМИ, краевая администрация  вдруг задружила с частниками? Например, в 2017 году пять с половиной миллионов было выделено далеко не бедному изданию «КоммерсантЪ», которое находилось в перечне  СМИ, получивших денежные средства от иностранных источников. Сегодня владельцем 100% акций издательского дома является ЗАО «КоммерсантЪ-холдинг», контролируемое одним из самых богатых  людей  России – миллиардером Алишером Усмановым.

В 2018 году подфартило частной газете «Кубань сегодня», которая имеет 14 учредителей! Газета выпускается тиражом 5 тысяч экземпляров, из которых востребованы лишь 20% (подписка и продажа).  Она не конкурентка ни «Кубанским новостям», ни «Вольной Кубани», ни «Краснодарским известиям». Тем не менее ее доходы от государственного заказа увеличились практически вдвое (с 3 миллионов до почти 6,5 миллиона рублей).

Среди получателей бюджетных денег такие частные медийные предприятия, как ТК «Крымский экран», «Федерал Пресс», «Юг Times», SM-News.ru , РБК  и канал «Домашний». Замечу также, что ОАО «РБК» является крупнейшим из негосударственных медиахолдингов России. Контрольный пакет (почти 60%) через кипрскую компанию Pragla Limited до 2017 года контролировала группа «Онэксим» Михаила Прохорова.

Удивило и сотрудничество краевой администрации в плане пиара с сугубо женским каналом «Домашний», принадлежащим холдингу «СТС Медиа». На протяжении двух лет ему перечисляли по 3,5 миллиона рублей: не иначе как в коридорах региональной власти было принято решение обаять губернаторской «харизмой» всех жительниц Кубани. «У нас самые хорошие новости», –  сообщается на сайте краснодарского «Домашнего». Вот за них-то, видимо, и платят тоже хорошо. А ведь новый выпуск программы, рассказывающей о деятельности власти, выходит всего лишь раз в неделю: по пятницам. По субботам просто транслируют его повтор.

Появились в 2018 году и новые частные СМИ, взаимодействие с которыми также вызывает некоторое изумление. Например, сугубо рекламная газета «Ва-банк». В первый же год сотрудничества с ее руководителем заключен договор на более чем 5 миллионов рублей, хотя учредители издания не скрывают, что «главная ценность газеты – это большое количество рекламы» и что «в ней лишь около 20% занимает нерекламное содержание: новости, телепрограмма, афиша». Это как же надо умудриться, чтобы в течение года отработать эти миллионы, если учесть, что газета выходит лишь раз в неделю и все ее полосы заполнены рубриками «Куплю», «Продам», «Сдам в аренду»! Кроме того,  для размещения пресс-релизов от краевой администрации не нужны журналисты, фотокорреспонденты, издание не несет в этом случае никаких затрат. Не сомневаюсь, что чиновников краевой администрации привлек девиз издания – «вырежи и сохрани». Вырезал, например, читатель объявление о продаже какой-нибудь  ночной вазы, глянул – а на обороте портрет губернатора, свернет читатель аккуратненько бумажный клочочек и положит куда-нибудь поближе к сердцу.  Оправдалась ли их надежда, что кубанцы вырезали тексты с информацией о деятельности губернатора и не использовали их в другом назначении, сие никому не известно. Зато 5 миллионов рублей уж точно дошли до «нужного адресата».

В числе новичков в 2018 году стала и частная газета «Новая Кубань», возглавляемая Сергеем Паленковым, говорят, большим другом Владимира Пригоды, руководителя департамента информационной политики края и главного распределителя ассигнований. Все договоры со СМИ заключаются именно его департаментом как отдельным юрлицом, отвечающим за взаимодействие со СМИ. В подробности дружбы Паленкова и Пригоды вдаваться не будем: это их личное дело. Но Паленков, как и другие руководители частных СМИ, человек далеко не бедный. Кроме газеты «Новая Кубань», он владеет 4 компаниями  и является учредителем местной религиозной организации  – церкви Иисуса Христа святых последних дней в Краснодаре. Появившаяся на информационном поле края лишь в 2015 году, газета «Новая Кубань» тем не менее сразу получила полмиллиона рублей. Помимо тяготения краевой администрации к частным СМИ, мы отметили еще одну важную особенность – проявившуюся любовь к медиа, которые вещают на уровне федерации или являются международными. Среди них «ИТАР-ТАСС», «Интерфакс» и даже МИА «Россия сегодня»! Для развития этого крупнейшего российского поставщика информации, предназначенной для международной аудитории, правительством России только  в 2015 году было выделено более 6 миллиардов рублей. Чтобы о нашем губернаторе знала мировая общественность, краевая администрация в 2017 году заплатила каналу за услуги около 1,5 миллиона рублей, а в 2018 – уже почти 5 миллионов. Аппетиты, как говорится, выросли. Правда, «Россия сегодня» их, наверное, и не заметила, а вот районные газета или телеканал такую сумму посчитали бы за счастье и смогли бы эффективнее внедрять  новые информационные технологии. Невдомек, видимо, сидящим в высоких креслах, что в станицах люди больше доверяют родным, местным СМИ. Не изучают чиновники и мнение  сельчан о губернаторе и иже с ним. Многое бы услышали! И анекдоты в том числе. Вот где надо подправлять имидж краевого руководителя, а не только в Кремле.

Но, возможно, пассаж в сторону «России сегодня» был одобрен Анной Миньковой совсем по другой причине. Не справляется леди со своими обязанностями, что подметили блогеры и о чем уже давно поговаривают общественники. Особенное возмущение вызвало у кубанцев ее игнорирование проблем земляков во время недавнего подтопления. Вот и надеется теперь Анна Алексеевна, что после очередной  взбучки губернатора  главный редактор агентства Маргарита Симоньян, с которой они вместе работали на кубанском телевидении и с которой ее связывает давняя дружба, предоставит ей престижное местечко под своим крылом. Поэтому и подстелила Минькова вовремя соломку.

Для создания имиджа главы региона бюджетные деньги направлялись частным сетевым СМИ, потому что они имеют выход далеко за пределы края. Кроме уже упомянутых, это «Информационное агентство KrasnodarMedia.su», RuNews24.ru, информационное агентство SM-News, интернет-портал RuFox.ru. Причем последний совсем слабенький. Зазывая журналистов, редактор пишет, что от них требуется  лишь умение работать с пресс-службами и не бояться брать комментарии у спикеров по телефону. Но и при таком непрофессионализме портал в 2017 году получил 6,5 млн руб.

Изучая ситуацию по ассигнованию СМИ, убеждаешься, что заигралась Анна Алексеевна: изменила не только своим принципам, но и тем целям, которые в первую очередь преследует программа «Медиасреда Кубани», в рамках которой и были заключены контракты со СМИ: «обеспечение информационной открытости… и реализация права граждан на получение …полной и объективной информации». А под гражданами в краевой программе, конечно же, в первую очередь подразумеваются жители Кубани, а не Московской, Челябинской областей или другого какого региона нашей необъятной Родины, и уж тем более не Турции, Франции и иных стран.

Отказ от собственных медиа и желание чаще видеть себя на федеральных каналах наталкивают на мысль о наличии синдрома Наполеона у краевой власти. Ну здесь уже ничего не поделать. Как говорит наш губернатор, «человек – он же слаб».