Юбилейный «Киношок», или Как эстонское кино осталось за бортом

Юбилейный «Киношок», или Как эстонское кино  осталось за бортом
Ирина Шевчук и Сергей Новожилов / Фото: Игорь Шагов и пресс-служба «Киношока»

Юбилейный XXX «Киношок» в этом году был вынужден перекочевать с начала сентября на конец месяца, так как более удобные и теплые даты на сей раз забронировал сочинский «Кинотавр». Закрытие анапского кинофестиваля из-за погодных условий пришлось даже переместить в городской театр, что, впрочем, создало более уютную и комфортную обстановку.

Уже 30 лет Кубань принимает, проводит у себя «Киношок», и, конечно, кто, как я, который посещает кинофорум 18 лет, тот может и сравнивать его, и вспоминать те фильмы, которые нас если не шокировали, то изрядно удивили, а за почти треть столетия случалось всякое. Но в этот раз программу из 12 лент спасли, вытянули работы режиссеров из Кыргызстана, Эстонии и Лены Ланских, так как были «шедевры», просто не выдерживающие никакой критики. По какому принципу они отбирались, можно только догадываться.

Но призы розданы, и теперь ждём следующего фестиваля, а его нам пообещали сделать международным.

Жюри главного конкурса, возглавляемое режиссером Владимиром Фокиным (старшее поколение, наверное, хорошо помнит его советскую «нетленку» об отважных чекистах и коварных шпионах «ТАСС уполномочен заявить»), странным образом распределило награды.

Якутскую картину «Вертолет» буквально от шасси до пропеллера увешали призами: и дипломы за лучшую операторскую работу и режиссуру, и, естественно, «Золотую лозу», и даже приз прессы. Хотя на деле кино Михаила Лукачевского – это своеобразный набор тем и приемов, не доведенных до конца, к тому же картина, по сути, без финала, не говоря уже о чехарде с жанрами. Якуты сегодня просто атакуют фестивали своим «неожиданным» кинематографом, хотя тот же «Вертолет» сплошь состоит из проколов и неопрятных швов.

Зато фильм «Рейн», дебютная работа эстонского режиссера Янно Юргенса, жюри просто не заметило. Так проигнорировать картину, объявив ее пустой и холодной (слова одного из членов жюри), можно, конечно, только специально и намеренно. А эстонская семейная драма, надо сказать, заслуживает самых лестных слов: и игра Индрека Оджари, исполняющего главную роль, и актерский ансамбль. Сам фильм, с одной стороны, скуп на эмоции и слова, но режиссер смог умело и точно развернуть взаимоотношения младшего и старшего братьев, показать их душевное родство и бережное отношение друг к другу, притом без всяких истерик и сантиментов, чем, кстати, изобиловал «Вертолет». Режиссер выстроил взглядом, улыбкой, жестом любовь и нелюбовь, хотя здесь больше любви, просто она у героев «Рейна» не проявляется с южным темпераментом, как у тех же киргизов, которые привезли хрупкое, поэтичное и красивое кино. Это и «Озеро» Эмиля Атагельдиева, получившее награду за лучшую мужскую роль (Болот Тентимишов), и «Дорога в Эдем» Бакыта Мукула и Дастана Жапара уулу, отмеченная всего лишь за музыкальное оформление (композитор Баласагын Мусаев).

В «Озере» мы видим трогательный и чистый дуэт маленькой девочки и старого учителя. Перед нами родственные души, которые, в общем-то, обходятся без слов, и они, так сказать, над бытом. Удивительная атмосфера фильма, как и красота озера Иссык-Куль, завораживает и не отпускает. Лента «Дорога в Эдем» также погружает нас в особое состояние, когда необходимо следить именно за движением души и главный герой, писатель, продавший свое жилье ради спасения умирающего друга, ведет свой внутренний монолог неспешно и тихо. Марат Алышпаев, сыгравший мудрую и уходящую натуру, сделал все очень нежно и элегантно. В этой связи вспоминается еще одна замечательная картина, привезенная киргизами шесть лет назад и получившая тогда «Золотую лозу», – «Небесное кочевье Мирлана Абдыкалыкова. Нынешние фильмы ничем не хуже, дело лишь оказалось в пристрастиях судей.

Я бы еще отметил работу Эльвина Адыгозела «Билясувар». Повествование, скрепленное несколькими новеллами из жизни простого села, меня лично тронуло своей добротой, печалью и иронией, особенно зарисовка о провинциальной певице. Лента из Азербайджана была отмечена за лучший сценарий. И подобный взгляд на своих близких и родных людей, взгляд полный любви, грусти и самоиронии, очень ценен. Мы видим, как, к сожалению, сегодня истлевает подобная теплота и кротость в нашем кино. В этом плане работа Лены Ланских «Ничья» о судьбе девочки-подростка с малюткой на руках, этого волчонка, затравленного, беззащитного и истерзанного нашей действительностью, – высказывание на разрыв аорты. И по праву Анастасия Струкова получила приз за лучшую женскую роль. Роль необычайно трудную, требующую колоссального нервного напряжения и самоотдачи. А учитывая, что Анастасия впервые попала на съёмочную площадку, то только остается снять перед актрисой шляпу. Сам фильм местами напоминает документальный репортаж, беспристрастный, душераздирающий.

Вообще, юбилейный «Киношок» отличился режиссерскими дебютами, и одним из таких был фильм «Чупакабра», отмеченный Призом Гильдии продюсеров, работа нашего земляка, краснодарца Григория Коломийцева. Первый полнометражный шаг небезынтересный, и будем надеяться на продолжение. В самом же фильме можно отметить органичное существование в кадре Платона Кузмича, сыгравшего девятилетнего бесприютного мальчика, который находит прибежище в небезопасных фантазиях. Детская брошенность, сиротство стали на прошедшем «Киношоке» чуть ли не главной темой, хотя чему удивляться, когда взрослый мир еще более неприкаянный, растерянный, внутренне разорванный. Фестиваль поразил обилием великолепных детских работ, маленькие и юные актеры порой серьезно переигрывали своих взрослых товарищей. Это и в фильме «Рейн», и в ленте «Озеро», не говоря уже о «Чупакабре».

К сожалению, короткий метр шел аккуратно в параллель с полным, и мало что удалось посмотреть. Но то, что увидел, у меня вызвало огромный интерес. Приятно впечатлили работы двух ребят из Санкт-Петербурга – Павла Пантина «Я не трус» и Степана Фомина «Такими руками только гробы таскать». Фильмы Дамира Мифтахова «Малой», «Две недели» Петра Демкина и победителя в коротком метре «Авако» Ксении Пчелинцевой все о детях и подростках, об их поступках, с чего, в общем-то, во многом и закладывается их будущее. У молодых режиссеров разный уровень подготовки и мастерства, но умение нащупать и поймать интонацию, хорошее чувство юмора и та обнаженность нерва, с которой снимается первое кино, делают эти работы искренними и свободными.

Кто-то из «коротышей», как сами они себя называют, совершенно замечательно в прощальном пожелании сказал: надеюсь, что у всех будет путь интересный и честный.

Хочется пожелать такой же судьбы и самому фестивалю, находящегося сегодня явно на распутье.

Эльвин Адыгозел / Фото: Игорь Шагов и пресс-служба «Киношока»
Ксения Пчелинцева / Фото: Игорь Шагов и пресс-служба «Киношока»
Михаил Лукачевский / Фото: Игорь Шагов и пресс-служба «Киношока»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру