Мария Павлова: «Наша история — о неслучайностях в человеческой жизни»

Мария Павлова: «Наша история — о неслучайностях в человеческой жизни»

Что такое «Битлз»? Сказка, придуманная однажды Джоном Ленноном и по каким-то неведомым причинам воплощенная в реальность? А может, Джон, Пол, Джордж и Ринго действительно жили в каком-то другом, параллельном мире? Иначе как объяснить их космическое действие на людей, их неповторимую энергетику? Чтобы постараться найти ответы на эти и другие вопросы, молодой краснодарский театральный режиссер Мария Павлова собрала вокруг себя немало единомышленников и создала спектакль «„Битлз”, история четырех», премьера которого состоялась в этом мае в стенах «Одного театра».

В преддверии повторного показа постановки, намеченного на 29 июня, мы поговорили с Марией о сложностях воплощения истории легендарной ливерпульской четверки на театральной сцене.

— Мария, почему ваш выбор пал именно на «Битлз»? Вы битломанка?

— Дело в том, что я не помню своей жизни без «Битлз». Будучи маленькой, я часто слушала папин диск Let it be. Битлы появлялись всегда, как некие ангелы-хранители в моей жизни, словно двигавшие меня к чему-то, указывающие путь. Плавание по океану этой удивительной вселенной на «Желтой подводной лодке» и привело меня к постановке спектакля.

— Как вы можете кратко описать свое детище?

— «История четырех» не мнение или позиция, это ощущение «Битлз». Поэтому сказочные герои переплетаются с живыми людьми в нашем спектакле. Наша история о неслучайностях в человеческой жизни. Все те события, которые казались несвоевременными и неправильными, соединились в единую цепочку, некую дорогу, освещенную четырьмя звездами, что составляют единое и самое яркое созвездие в небе.

— Для чего нам вспоминать группу «Битлз» сегодня?

— Музыка «Битлов» — одно из немногих явлений, вдохновивших целое поколение поэтов, философов, музыкантов, художников. Когда мир раскалывался на левых и правых, творчество «Битлз» было чем-то целебным. Так и сейчас... Во время эпидемий, войн и кризисов людям нужно нечто способное их объединить.

— С каким сложностями вы столкнулись при адаптации такой объемной истории для театральной сцены? Ведь проработка спектакля началась еще в 2019 году... Затем наступила пандемия. Какие коррективы в работу она внесла?

— Существует довольно много вариантов биографий и разного рода адаптаций истории «Битлз». Их жизнь даже без включения в нее мистики и выдумки очень необычная. В моем представлении любая передача неких биографических фактов — это уже художественное видение автора.

Отмечу, что сценарий спектакля написан по мотивам романа Ю. Буркина и К. Фадеева «Осколки неба, или Подлинная история „Битлз”». Однако у меня не было задачи адаптировать эту книгу или полную биографию группы. Отправной точкой для меня служило ее творчество. Мне хотелось рассказать историю «Битлз» с помощью музыки, фрагментарно используя истории из их жизней.

И удивительно, что пандемия никак не помешала моей работе. Вероятно, потому что творческий хаос мне близок...

— Чем вы прежде всего руководствовались при подборе исполнителей?

— Наверное, чутьем. В процессе постановки я смотрела, чтобы актеру прежде всего была небезразлична судьба спектакля... Пускай, конечно, и не в той степени, как режиссеру. В противном случае зритель может почувствовать его неискренность.

— Помимо ряда профессиональных артистов, в постановке задействовано множество актеров-любителей... Это творческое решение или, скорее, вынужденная необходимость?

— На самом деле одни воспринимали «Битлов» как неучей и шарлатанов, а для других они творцы уровня Моцарта... Эта грань очень тонка. Похожим образом обстоит дело и с актерским мастерством. Ведь задатки артиста кроются и в людях совсем иной профессии. Всегда приятно и любопытно находить в человеке этот ключик, позволяющий ему абстрагироваться от своей неопытности и попробовать сыграть на сцене. Мне нравится находиться среди Моцартов и шарлатанов.

— Киноверсия «Истории четырех» появилась в Сети еще в декабре прошлого года, а первый живой показ состоялся чуть больше месяца назад. Вы довольны реакцией зрителей?

— Несомненно, я рада, что спектакль был встречен тепло как простой публикой, так и поклонниками «Битлов». Одна из зрительниц на выходе сказала, что для каждого из нас «Битлз» — это маленькая и личная история. И если наша постановка резонирует с этими теплыми воспоминаниями юности, то, я думаю, нашей команде удалось добиться своего, чему мы очень рады.

— Ваш проект краткосрочный или все-таки надеетесь на его продолжительную жизнь?

— Для меня важны зрители и их реакция на мои спектакли. Так что, думаю, с этим спектаклем возможно всё, ведь он же, в конце концов, пропитан магией группы «Битлз»!

— «История четырех» — это не первая ваша работа. Ранее вы ставили на сцене роман «Последний магнат», а также музыкальный спектакль «Завтрак у Тиффани». Каким будет ваш следующий проект?

— На первый взгляд, у меня довольно странный выбор тем для моих работ. То американская литература — Фицджеральд, Капоте, то история британской группы... Сейчас я работаю над сценарием постановки по произведению «Маленький принц». При всей любви к русской классике мне кажется, что, будучи русским, невозможно точно и объективно передать Тургенева или Чехова. Чем дальше от меня континентально и исторически тема, тем яснее я ее себе представляю, тем понятнее ее достоинства и недостатки. Я счастлива быть частью своей страны, но я также любитель взглядов со стороны... Они почти всегда более парадоксальны и при этом объективны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру