В Краснодаре показали сразу несколько постановок Дмитрия Пасечника

В Краснодаре показали сразу несколько постановок Дмитрия Пасечника
Спектакль Дмитрия Пасечника «Я убил Лору П.» (автор фото: Кристина Ефименко)

В марте этого года зрители Краснодарского театра миниатюр имели возможность увидеть сразу несколько постановок профессионального режиссера и автора курсов по актерскому мастерству и ораторскому искусству Дмитрия Пасечника. Он известен краснодарскому зрителю по таким постановкам, как моноспектакль «Детский мир» по пьесе В. Зуева, «Мы бессмертны» по пьесе «Старая зайчиха» Н. Коляды, «Карлик Нос» по произведениям Гауфа и Шекспира, а также по спектаклям «Я убил Лору П.» и «Мама Клава», которые нам довелось посмотреть.

Одноактный, нелегкий, может, даже веселый

Именно такую характеристику своему спектаклю «Я убил Лору П.» дал режиссер-постановщик Дмитрий Пасечник, прежде чем пригласить гостей театра «Тмин» в зрительный зал, тем самым продемонстрировав, насколько точно он понимает материал, с которым работает. Ведь «Я убил Лору П.», поставленный по мотивам одноименной пьесы Юлии Максимовой, действительно именно такой, каким его описывает автор. При не самом большом хронометраже, едва достигающем сорока минут, Пасечник разворачивает перед зрителями камерную драму сразу трех надломанных человеческих судеб: молодой девушки Лоры, отчаянно ищущей «свой рай» и пытающейся справиться с поглощающим ее чувством одиночества, ее сестры Ольги, которая безуспешно пытается сложить театральную карьеру в Москве, и простачка Дмитрия, весь жизненный интерес которого заключается в бестолковом пребывании в стенах квартиры, ловле летающих в ней мух и занятиях любовью с Лорой.

Перед зрителем разворачивается достаточно мрачное, построенное на эмоциональных контрастах и психологических тонкостях камерное действо, герои которого — это отнюдь не фантастические персонажи сказок или мифов, а простые люди. Те самые люди, которых мы ежедневно можем встретить в своей жизни. Люди, имеющие проблемы и совершающие ошибки. Таковы и действующие лица спектакля «Я убил Лору П.»: погрязшие в собственных пристрастиях к алкоголю, сексу, наркотикам и надеждах на светлое будущее, но при этом кажущиеся такими знакомыми.

Однако все вышеперечисленные пристрастия персонажей спектакля — это отнюдь не цель, а лишь только средство. Средство, в котором они отчаянно пытаются найти спасение от томящего одиночества, скуки и боли. Станет ли оно спасением для героев, вопрос нехитрый. «Я убил Лору П.» — реалистичный спектакль, и его финал тяжел, но закономерен.

Само собой, подобную историю нельзя назвать оригинальной, однако она магическим образом оживает благодаря тонкому психологизму, разного рода характерным деталям и, конечно же, актерам (некоторые из них непрофессиональные артисты), блестящим образом, вжившимся в своих персонажей.

Работа Дмитрия Владимировича с актерами заслуживает отдельного упоминания. «У нас нет проблем. Есть задачи — мы их решаем»,— признаётся режиссер. Пасечник применяет к каждому из своих артистов точечный, индивидуальный подход, который дает возможность ученикам на время оказаться будто бы в другой реальности, поработать над собой, своими комплексами и страхами и стать другим человеком не только на сцене, но и вне ее. Результат такой работы отчетливо виден: в постановках Пасечника убедительны как взрослые, так и совсем еще юные актеры, что помогает его спектаклям соответствовать главному профессиональному кредо режиссера: «В театр ходят для того, чтобы почувствовать».

Такая простая, но в то же время важная идеологическая концепция — одна из главных отличительных черт Пасечника как постановщика. Менее чем за час режиссеру и его актерской труппе удается успешно показать целую жизнь сразу нескольких людей, которую можно не столько увидеть, сколько почувствовать. И лучше любого критика об этом успехе говорят отдаленные всхлипывания зрителей, слышимые перед бурными аплодисментами.

Еще одной важной характерной чертой Пасечника является умение работать с различными жанрами: и драмы, и детские спектакли, и комедии в постановке Дмитрия Владимировича одинаково интересны и занимательны.

Семейные ценности

Пожалуй, такое простое словосочетание лучше всего описывает содержание и второго спектакля, который нам удалось посмотреть. Им стала «сексцентрическая» комедия «Мама Клава», поставленная по одноименной пьесе Павла Морозова. Являясь некой пародией на театр абсурда, постановка рассказывает историю одного необычного дня из жизни семейной пары, проходящей через серию конфликтов, которые вскрывают накопившиеся за годы супружества противоречия. Двигателем этой истории внезапно становятся дедушкины часы, перешедшие в наследство к одному из главных героев и магическим образом претворяющие в жизнь его эротические сны и фантазии.

Однако, несмотря на такую необычную завязку, мистическое в «Маме Клаве» не берет верх над повседневным, а потому зрителя, как и в случае с «Я убил Лору П.», неоднократно посетит мысль о том, что главные герои Никита, Нина, Люся и Макс чем-то напоминают их соседей или соседей их соседей, да и в целом каждого из нас. Режиссер вновь поднимает достаточно сложные, но в то же время созвучные нашей жизни вопросы в своем спектакле, после просмотра которого зрителям обязательно найдется что обсудить.

Обсуждать хочется и творчество Дмитрия Пасечника, ведь даже знакомство с малой частью его постановок способно убедить зрителя в том, что театральное искусство — богатое поле для экспериментов и реализации самых необычных режиссерских задумок. Однако, помимо прочего, просмотр «Я убил Лору П.» и «Мамы Клавы» — это еще и возможность просто-напросто замечательно провести вечер и насладиться историями, рассказанными талантливым режиссером. Сложно отказать себе в таком удовольствии, не правда ли?