Александр Геннадьев рассказал о непростой ситуации в адыгейском Национальном театре имени Цея

Александр Геннадьев рассказал о непростой ситуации в адыгейском Национальном театре имени Цея
Наталья Ленц

Назвать Республику Адыгея театральной весьма сложно, так как пять профессиональных театров («куклы» вовсе входят в структуру филармонии) – это не та цифра, которая позволяет наделить регион подобным статусом. К тому же коллективы подчас существуют если не на голом энтузиазме и любви к искусству, то на уровне этакого блокадного пайка. Много лет назад я уже писал статью, опубликованную здесь же, в «МК на Кубани», – «Блокадный паек адыгейской культуры», после чего со своего поста ушел министр культуры. Возможно, это стечение обстоятельств, и не больше, но факт остается фактом.

Кстати, министры культуры в республике почему-то меняются со скоростью почетного караула. Едва отрасль, а это прежде всего люди, приноровится к новым вводным и установкам, как очередной раз необходимо бить челом свежеиспеченному сановнику. Сегодня высокое культурное кресло занимает Аутлев Юрий Шумафович – экономист, человек, который долгое время был связан с торговлей и коммерцией, и, естественно, мир театра, о чем пойдет речь в статье, для Юрия Шумафовича, всего лишь банальная бухгалтерия и сфера досуга, а не «чудесное было рядом…». По крайней мере, слова «обслужить» и «развлечь» стали в театральной среде как родные. И те люди, которые не согласны с такой политикой и еще свято верят в высокое предназначение искусства, по понятным причинам теперь в особом списке у высшего руководства.

В Майкопе есть очень интересный коллектив – Национальный театр Республики Адыгея имени И.С. Цея. Его история и судьба, непростая и тянется с 1937 года, когда из выпускников Краснодарского театрального училища был создан Адыгейский колхозно-совхозный театр. Всякое видел знаменитый коллектив на своем пути, разное бывало, но то, что сегодня в театре происходит, вызывает даже не удивление!

«Уважаемые друзья! В связи с тем, что и.о. художественного руководителя Национального театра А.М. Хакуем было принято решение о непродлении лицензии на прокат спектакля по пьесе Б. Брехта "Кавказский меловой круг", с глубочайшим сожалением вынуждены сообщить, что демонстрация спектакля как на сценах театров, так и в сети Интернет запрещена! Внимание: Запрещена!» Такой пост был выложен на официальной странице (по крайней мере, до недавнего времени была официальной) Национального театра Республики Адыгея имени И.С. Цея.

Так что же случилось, почему спектакль, попавший в лонг-лист «Золотой маски», обладатель премии «За лучшую режиссуру» нескольких театральных фестивалей – эту награду театр не получал несколько десятилетий, – вдруг стал неугоден новому руководству.

А дело в том, что режиссер-постановщик «Мелового круга» Касей Хачегогу, известный режиссер, бывший министр культуры и уже бывший художественный руководитель театра, недавно покинувший этот пост, слыл не очень удобной фигурой для министерства. Уж слишком личность в культуре Адыгеи прославленная, авторитетная, самостоятельная. И именно его глава Республики Мурат Каральбиевич Кумпилов попросил несколько лет назад подготовить, воспитать себе приемника. Хачегогу с честью справился с поставленной перед ним задачей, предложив на пост худрука своего ученика – талантливого режиссера Тимура Исупова. Но кандидатура Исупова категорически не устроила министра, и он назначил после ухода Касея Яхьявича актера театра Аслана Хакуя, который на сборе труппы сразу же объявил, что русскоязычные спектакли будут изыматься из репертуара по рекомендации министерства, ведь театр национальный. Конечно, доля логики в этом заявлении есть, но, учитывая, что население того же Майкопа состоит по большей части из русскоговорящего контингента, то кто же тогда будет посещать театр и как будет делаться план? Увы, простая арифметика, и от нее никуда не денешься. Схожий прецедент уже был в истории театра, но он не имел успеха. Труппа всегда работала на двух языках. Ныне под раздачу попал Бертольд Брехт, хотя «Меловым кругом» театру можно еще долго гордиться и показывать его на любом уровне.

Если говорить о приемнике Тимуре Исупове, то я лично видел его несколько постановок, и особенно мне запомнилась работа, показанная на фестивале «Кубань театральная». Спектакль «Слуга двух господ» Карло Гольдони, несмотря на сценографическую скромность, поразил комедийной легкостью, свежестью и какой-то заразительностью. Было понятно, что за майкопским Гольдони стоит не просто интересный режиссер, но и личность неординарная, что, впрочем, неудивительно. Тимур Исупов родом из театральной семьи: отец – бывший балетный артист, балетмейстер, ученик гениального Вахтанга Чабукиани, мама – скрипачка, всю жизнь игравшая в оркестре, так что культурный код и ген театра был заложен в Исупове еще с рождения. Казалось бы, что еще надо?! Вот вам и молодой, и талантливый, да еще и свой, так сказать, местный! Но у министра культуры Адыгеи, видимо, свои критерии по отбору кадров. К чему такая политика может привести, мы имеем возможность наблюдать у Абхазского драматического театра им. С.Я. Чанба, существующего сегодня вообще без директора, без всякого художественного руководства и режиссера. В результате соседи и коллеги находятся просто в катастрофической ситуации. Неужели министерство культуры Адыгеи желает такого же положения и своей Мельпомене?

Сейчас в театре подготовлен, но пока законсервирован спектакль «Поминальная молитва» в постановке Касея Хачегогу, где главную роль играет Тимур Исупов, который успешен еще и как актер. Но у меня большие сомнения, что министерство культуры разрешит его к показу. Если я ошибусь, то буду этому бесконечно рад.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру