Заметки с «Киношока»: XXIX открытый Российский кинофестиваль прошел в Анапе

Заметки с «Киношока»: XXIX открытый Российский кинофестиваль прошел в Анапе
Фото пресс-службы "Киношока"

Предъюбилейный XXIX «Киношок» все же состоялся, правда, прошел он невероятно скромно и в октябре. За два десятилетия моих посещений кинофестиваля это, наверное, был самый беспафосный и, как ни странно, искренний фестиваль. Положение, в котором оказалась сегодня наша планета, заставляет всех кардинально менять жизнь. Мы вдруг почувствовали себя не просто в опасности, а незащищенными, и тревога за завтрашний день, зыбкость будущего сорвала с многих маски, за которыми нередко прячется истинный лик. Попав в ситуацию оголенного нерва, стали ценить самые обыденные, простые вещи.

Так и «Киношок» стал ближе и дороже, и даже откровенное слабое кино мы теперь не воспринимаем как что-то недостойное жизни, понимая, что завтра и этого может уже не быть. Но, слава Богу, на сей раз фестиваль все же преподнес и настоящее искусство, заставляющее задумываться, переживать.

Я говорю о главном, полнометражном конкурсе, где бесспорным лидером на сей раз стал Казахстан. Их две ленты «Черный, черный человек» Адильхана Ержанова и «Жаным, ты не поверишь» Ернара Нургалиева были вне конкуренции и соревновались лишь между собой. И хотя главный приз – «Золотую лозу» получила черная комедия Нургалиева, картина Ержанова по всем позициям и крепче, и интересней. Но жюри все же решило поддержать жанр черной комедии и молодую постановочную команду, которая буквально благодаря своему энтузиазму и смогла снять фильм. И действительно, кино сделано без набора дешевых штампов, а самое главное, что лента о том, как друзья съездили на рыбалку, смотрибельная и нескучная.

Ирина Шевчук и Сергей Новожилов Фото пресс-службы "Киношока"

А любимец «Киношока» Адильхан Ержанов в 2016 году уже удостаивался главного приза за фильм «Чума в ауле Каратас». И вот парадокс, сняв своего «Черного, черного человека», режиссер, безусловно, сделал серьезный шаг вперед, но, увы, остался без Гран-при. Лента получила награду за лучшую режиссуру, хотя фильму можно было отдать все премии по списку. Здесь мы уже видим не мальчика, а мужа, мастерски рассказавшего историю криминального беспредела все в том же селении Каратас. Но «между аулами» – четыре года, и налицо серьезный профессиональный, творческий и внутренний рост.

В своей последней картине Адильхан ушел от гротесковости, сатиры, игры жанрами, которыми пронизан его первый фильм, и шагнул на поле реализма. Главный герой, молодой следователь Бекзат, в замечательном исполнении Данияра Алшинова (приз за лучшую мужскую роль), расследует убийство мальчика. Забытый богом аул живет по своим ритуальным законам, где черная совесть требует для себя если не оправдания, то хотя бы молчаливого согласия. Бесконечные приглушенные пейзажи фильма создают атмосферу покинутости, сиротства и глухой тоски. Неспешное повествование, несмотря на размеренность, очень сжато, эмоции героев скупы и лаконичны. Журналистка, явившаяся из другого мира, вступает в жестокую мужскую игру, а сам главный герой в конце погибает, но его смерть – своего рода искупление и очищение. Исследуя природу власти и насилия, а эти два понятия нередко становятся синонимами, режиссер смог уйти от того ложного экстаза, в который порой попадают любители нуара. И даже мат, рассыпанный по картине довольно-таки щедро, воспринимается здесь как профессиональный материал. Криминальная трагикомедия все же выходит на уровень экзистенциальной драмы, где через черноту, мрак пробивается чистый свет надежды и веры. История древняя и мифическая, впрочем, как и природа страха.

Члены жюри документального кино Фото пресс-службы "Киношока"

А вот картина «Spise boyz» (Белоруссия) основана на реальных событиях, произошедших в Гомеле. Компания парней, употребив спайс, решила, что в их товарища вселился дьявол… В результате происходит кровавая вакханалия. Режиссер и сценарист Владимир Зинкевич, «воодушевленный» этой историей, пытался снять триллер, но из хоррора получилась больше пародия, этакий «испанский стыд». Возможно, картина и найдет своего зрителя, а может, даже тех, кто откажется от наркотиков навсегда.

Были и забавные комедии, вроде ленты со Светланой Ходченковой «Любовь без размера». Кстати, кино зрительское и без всякой пошлости.

Конкурс короткометражных фильмов, как всегда, держит достойный уровень, спасибо отборщикам. Победили «Качели» Анастасии Остапенко. Вот только меня тронула короткометражка Орхана Абулова «Ты здесь», все же отмеченная специальным призом. Это история мимолётной встречи в горах молодого геолога и юной художницы. В их распоряжении всего лишь вечер и ночь, но героиня пронесла это чудное мгновение через всю свою жизнь. Однако перед нами не слезливая мелодрама, а история, рассказанная с большим чувством юмора и чистотой, от чего фильм получился солнечным и легким.

Лента Марии Прониной «Дождь и ветер» – о детском лагере, первый режиссерский опыт молодой девушки, у которой за плечами годы занятий балетом и факультет журналистики МГУ. Мальчик Сеня мечтает сбежать из лагеря, но в конце концов находит душевную подругу. История романтичная, рассказана опять же непринужденно и образно. «Дождь и ветер» остался, к сожалению, без всяких наград, как и короткометражки «Рейв» Аси Труш и Марии Матвеевой, «Укротители диких зверей» Марии Онипкиной из Челябинска. Мария довольно-таки иронично, даже саркастично поведала о метаниях театрального режиссера, разрывающегося между женой, любовницей и новым спектаклем. Подложив под свой рассказ пьесу-воспоминание «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса, автор придала «Укротителям» изящную грустинку.

Данияр Алшинов Фото: Игорь Шагов

Грустинка, правда светлая, чувствовалась и на закрытии фестиваля, который финишировал под знаменитую прощальную песню из фильма «Обыкновенное чудо». Помните: «Давайте негромко, Давайте в полголоса, Давайте простимся светло…»?

И на самом деле в Анапе – не так, как раньше, – совсем не чувствовалось фестивального присутствия. Дороги не перекрывались, все встречи со зрителем, красные дорожки, кино на площади были отменены. Открытие и закрытие на сей раз перенесли в городской театр, с ограниченным количеством присутствующих. Можно представить, какие преграды пришлось преодолеть устроителям «Киношока», администрации города, чтобы он состоялся. Да и без личного вмешательства и помощи губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева праздник вряд ли стал бы возможным.

Но будем надеяться, что юбилейный XXX открытый Российский кинофестиваль уже пройдет в нормальном режиме, без ковидных сюрпризов и ограничений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру