Кому нужен конкурс «Молодой балет мира»?

Международный конкурс артистов балета и хореографов Юрия Григоровича «Молодой балет мира», недавно завершившейся в Сочи, с каждым разом выглядит все скромнее и печальнее. В прошлом году он был вообще отменен, а в этом перенесен на осень. Надо сказать, время совершенно неудобное, так как в театрах открывается сезон и начинается активная работа. По этой причине многие просто не добрались до олимпийской столицы.

Кому нужен конкурс «Молодой балет мира»?
Вячеслав Спильчевский и Вероника Некрасова

Нравственный аспект

Открывшийся 30 сентября балетный форум завершился 6 октября гала-концертом на сцене Зимнего театра, в здании которого он и проходит с первого дня. Если говорить откровенно, то конкурс никому у нас не нужен: ни сочинцам, где сегодня меняется власть, ни Зимнему театру, на котором он висит, как ярмо, ни тем более самому краю. Лишь имя Григоровича пока не дает снять его с повестки дня, так как все понимают, чтó за этим сразу последует. Конечно же, одна из основных проблем – скудное финансирование, хотя и в бедности можно быть честным. Нравственный же аспект «Молодого балета» оставляет желать лучшего. Распределение мест и результаты отборочных туров, мягко говоря, удивили даже бывалых конкурсантов и балетоманов.

Председателем жюри на сей раз была ректор Московской академии хореографии Марина Леонова, так как Юрий Григорович, как поведали неискушенной публике и журналистам организаторы «Балета мира», в силу занятости не смог приехать. Странная легенда, но, видимо, только на эти курьезные объяснения и хватило фантазии помощников Юрия Николаевича…

Сам конкурс в Сочи был организован из рук вон плохо. Информация вывешивалась в последний момент. Расселили участников в таких «бомжатниках», что, к примеру, иностранцы съезжали из этих «нумеров» и были вынуждены за свой счет снимать жилье. В общем, сюрпризов поджидала масса, и самый главный – работа жюри.

Расмус Ахглрен

Судейская бригада состояла из десяти человек, думаю, перечислять всех нет смысла: простым любителям танца лишь имена знаменитых в прошлом артистов балета, как Вадим Писарев, Юрий Васюченко и Маргарита Дроздова, что-то могут сказать. А о таких, как Вадим Соломаха, даже гуглу практически ничего не известно.

52 человека младшей и старшей группы стали соискателями на лауреатство. Сказать, что состав участников был сильнейший, вряд ли можно, я помню конкурсы и помощнее, когда по праву присуждались Гран-при. В этом же году, несмотря на уверение членов жюри о наивысочайшем уровне состязаний, главная награда так и не нашла своего героя. Но даже при таком раскладе на третий тур не были допущены сильные участники, которые могли бы претендовать на призовые места.

За бортом

Один из них – финский танцовщик Расмус Алхгрен, за плечами которого Хельсинская и Вагановские балетные академии и ныне работа в Пермском театре оперы и балета. С хорошим прыжком, вращениями, артистичный Расмус Алхгрен еще и эмоционально исполнял номер современной хореографии в постановке Сергея Райника. Миниатюра известного балетмейстера, художественного руководителя театра «Балет Евгения Панфилова» «Дикий клевер» вызывала разные реакции, но не оценить его плотную хореографическую структуру, умелое исполнение сложнейшего танцевального рисунка, темперамент, мне кажется, сложно, однако эффектного финна (прославленная Ирина Колпакова его как-то даже сравнила с Александром Годуновым) не допустили до третьего тура. Такая же участь ждала и интересного, перспективного киргизского танцовщика, который сегодня является артистом Мариинского театра – Приморской сцены, Аслана Алиева, чьи выступления сразу привлекли внимание и смело могли бы претендовать на лауреатство. Непонятно, почему до третьего тура уже из младшей группы не пропустили и Алисию Пак из Якутска.

Алисия Пак

Неужели жюри смутила ее артистичность и замечательные прыжки?

Я понимаю, одно, когда речь идет о распределении призов, то здесь уж как карта ляжет, но не дать дойти талантливым ребятам до финала, мне кажется, больше, чем ошибка. Кстати, распределение мест тоже частично озадачило. Видимо, в этот раз игра шла поперек логики. Меня удивило третье место Фаруха Сардыкулова из Киргизии – его именно мужской танец, красивые взлеты и умение расставлять точки явно недооценены. И третью ступень артист давно перешагнул.

У мужчин первое место разделили давние соперники Юрий Выборнов (Москва) и Никита Ксенофонтов из Новосибирска. Сибиряк относится к тому типу танцовщиков, которым главное показать себя. Он даже в дуэте танцует отдельно и с олимпийским задором, что называется, быстрее, выше, сильнее. Юрий Выборнов – многоопытный артист, и этот опыт и уже какая-то утомленность в танце чувствуется. Среди взрослых лауреатов можно еще выделить обаятельного Размика Марукяна из Армении, награжденного серебром, и, конечно, уже знаменитую Елену Свинко из Красноярска, получившую первую премию.

Фарух Садыркулов

Конкурс конфузов

А истинно порадовали золотые медалисты среди юниоров – Вячеслав Спильчевский из Перми и итальянец Габриэле Форначиари. Россиянин поразил элегантными манерами, культурой танца: Спильчевский настоящий принц, он сценичен, красив и с хорошим потенциалом. И под стать Вячеславу его партнерша Вероника Некрасова (лауреат третьей (?) премии). Спильчевский и Некрасова – удивительно гармоничная пара и как дуэт явно среди всех выделялись. Елизавету Егорову также наградили бронзой, почему-то решив, что второго места ей, как и Некрасовой, будет много. А Габриэле Форначиари, танцовщика с хорошей актерской природой, явно ждет, если все удачно сложится, завидное будущее. Танец итальянца лучезарен и заразителен, легок и естествен.

Габриэле Форначиари

Очаровала всех и обладательница первой премии в младшей группе Ева Сергеенкова из Москвы. Таких красивых линий, ног и спины не часто встретишь в балете. Однако Сергеенковой пришлось разделить свое счастье лидерства с москвичкой Ариной Денисовой и с изящной Джулианной Драйсинг из Германии. Кстати, среди девушек в младшей группе второе место так и осталось вакантным. У юношей вообще серебро и бронза никому не были вручены, зато дипломами сразу осыпали троих – Аржанова Филиппа из Красноярска, Котельникова Ивана и Афоничкина Владимира из Москвы. Одним словом, на сей раз жюри принимало сплошь соломоновы решения.

Что касается современного танца, то более пустынного художественного пейзажа давно не приходилось видеть. Жюри у взрослых отдало свой приз англичанину, работающему в Казани, серебряному медалисту конкурса, Алессандро Каггеджи – за очень надуманный и претенциозный номер «Франц» в его же постановке на музыку Ф. Листа. Специально для Сочи был поставлен Г. Гусевым на музыку Ф. Шуберта и номер «Тени прошлого», также отмеченный дипломом, только в младшей группе, и тоже пришитый к Шуберту, словно заплатка.

Аслан Алиев

Но, как бы то ни было, конкурс завершен, и лауреаты по старой традиции дали еще гала-концерт в Краснодаре, на сцене музыкального театра. Правда, доехали не все, и, как ни печально, как раз лучшие, но концерт прошел замечательно, даже на подъеме, несмотря на усталость победителей. Но такая усталость приносит больше радости от завершения тяжелых, изнурительных состязаний и, конечно же, побед. А вот что будет с «Молодым балетом мира» дальше – вопрос, так как в таком виде его проводить вряд ли стоит, да и наверняка у многих он запечатлится не более как конкурсом конфузов и пристрастий.

Фото Виталия Пустовалова и Юрия Барыкина

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру