Критик Александр Геннадьев подводит итоги театрального сезона на Кубани

Театральный критик Александр Геннадьев известен своими острыми, порой ироничными статьями, где всегда есть определенная позиция и нередко точка зрения, расходящаяся с официальной, общепринятой. Его рецензии на премьеры спектаклей и публикации о значимых событиях театральной Кубани довольно-таки часто разбираются чуть ли не под лупой. С читателями «МК на Кубани» он делится своими размышлениями и впечатлениями по поводу только что завершившегося театрального сезона. И даже отвечает на вопрос, насколько сложно быть театральным критиком.

Критик Александр Геннадьев подводит итоги театрального сезона на Кубани
«Театральный разъезд-2019». Фото Юрия Иванова

«Удивительный» год

– Александр, 2019 год в России был объявлен Годом театра. С этим у большей части людей, которые имеют хоть какое-то отношение к театральному искусству и работают в этой сфере, были какие-то особые ожидания. Многие думали, что, может быть, что-то изменится в лучшую сторону. Оправдываются ли ожидания? Ощущают ли театры (здесь не обойтись без тавтологии) Год театра?

- Да, Год театра все восприняли чуть ли не с ликованием и воодушевлением. Ждали каких-то позитивных преобразований, финансовых вливаний. А на деле мы увидели, я повторюсь, – так как уже писал об этом, картину очень удручающую. Смотришь, там уголовное дело завели, того арестовали. Везде идут непонятные проверки, чистки, увольнения. Кубань тоже не стала исключением. Более того, в Год театра Краснодар взял и да переименовал Театральную площадь. Она теперь стала Главной городской. Такое ощущение, что столица Кубани – это какая-то станица или хутор. И вот теперь наш город, когда его объявили миллионником, и получил такой плац… И правда, зачем нам Театральная площадь, есть же Музыкальный микрорайон (кстати, самый неизящный, неблагоустроенный и проблемный в городе), где улицы названы в честь прославленных отечественных композиторов.

- Получается какая-то недобрая примета, злая шутка этого года…

- Да, более абсурдную и нелепую ситуацию трудно себе представить. И самое печальное, что никто не возмутился, край промолчал. Во время «Театрального разъезда», посвященного закрытию сезона, театры, не стесняясь, «шутили» по этому поводу, высказывались с горькой иронией, сарказмом.

- Оглядываясь на минувший театральный год, можно все-таки вспомнить какие-нибудь яркие позитивные моменты, перемены к лучшему в театральной жизни Кубани?

- Увы, я этого сделать не могу. Взять хотя бы наш Краснодарский академический театр драмы. Какой там позитив? Сначала мы видели «Золушку» в постановке Анастасии Русановой. С режиссерской точки зрения, спектакль провальный. Русанова может быть режиссером в доме культуры какой-нибудь станицы, делая местные праздники посева и урожая, но никак не в академической драме. Да, театр обзавелся главным режиссером Константином Демидовым. Но я уже об этом говорил и писал, что он ничего не решает и является скорее «потешной» фигурой. Мол, вы хотели главного режиссера, вот и получайте, а то, что он для отвода глаз, это прекрасно все понимают. Поставил Константин Николаевич Гольдони – мы видели его «Слугу двух господ». Но так усыпить итальянскую комедию положений, сделать ее такой невыносимо скучной – это надо уметь, народ просто спал вповалку, а потом бежал в антракте.

И совсем уж апофеозом беспомощности и непрофессионализма прозвучали «А зори здесь тихие…». Работа совершенно никудышная. Вообще, ставить подобную литературу очень сложно, здесь был необходим хороший профи, а не массовик-затейник. К тому же была еще написана откровенно плохая инсценировка. Режиссер и так не знала, что делать, а здесь еще и не от чего было оттолкнуться.

- Но в театре считают, что у них все хорошо!

- В этом-то и вся беда, что директор театра Ирина Николаевна Репина существует в своей реальности. Руководство театра не может отличить плохой спектакль от хорошего и дурновкусие нам подается как новое слово в искусстве, вспомните еще одну премьеру сезона «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. И вот этот провинциальный, дремучий, турнюрный набор сегодня и имеет место быть на главных драматических подмостках края.

- Ну а труппа театра?..

- А что труппа? С ней никто не работает должным образом. Вот театр и называют то «драмкружком при концертном зале», то «клубом по интересам»… В здание заходишь, и даже духа театра нет. Драме нужен истинный художественный лидер, умелый организатор, каким в свое время был Рудольф Кушнарев, чье имя сегодня усердно замалчивается. Я просто знаю, что при его упоминании у нынешнего директора, мягко говоря, сразу портится настроение. И понятно, почему люди такого толка, как Рудольф Александрович, всегда вызывали неприятие у посредственности, которая сегодня у нас и правит бал.

В омут

- Есть ли на Кубани коллективы, где более-менее все благополучно в творческом отношении? Что вы скажете о Молодежном театре?

- Молодежка, в общем-то, живет по законам театра, хотя там тоже, как у любого творческого организма, имеются свои сложности, но они не загоняются вглубь, а по возможности решаются. В октябре прошлого, 2018 года здесь состоялась премьера «Звериных историй» в постановке Даниила Безносова – спектакль любопытный, о котором можно говорить и даже спорить. Сам спектакль представляет собой череду мини-бенефисов, где довольно-таки занимательно представлена труппа. С какими-то работами театр прощается, понимая, что время пришло, актеры взрослеют и отмечают юбилеи. Так, в этом году круглая дата случилась у замечательной актрисы – Елены Дементьевой, которая отдала театру много лет и по праву является его гордостью. То есть «молодежка» двигается своим курсом и даже готовит в новом сезоне две знаковых премьеры.

- Вот в Краснодарском музыкальном театре в этом сезоне произошла смена руководства, и, кажется, там не все так хорошо, как хотелось бы?

- Да, всем известно, что на Татьяну Гатову заводили уголовные дела, связанные с гастрольной деятельностью Театра балета Григоровича. Татьяна Михайловна с музыкальным и краевой «Премьерой», кажется, попрощалась навсегда. И теперь там художественный руководитель и исполняет обязанности генерального директора Юрий Богатырев. Фигура тоже очень странная, дирижер-хоровик, человек, если судить по его послужному списку, где и с кем только не работал, вплоть до Большого театра, правда, чаще пел в хоре. Когда я впервые его увидел – он как раз только возглавил краевую «Премьеру», – то он мне напомнил человека, которого бросили в омут. Растерянное, прямо испуганное выражение лица, блуждающий взгляд, в котором полное непонимание, что ему делать. Скоро уже будет полгода его назначению на пост руководителя «Премьеры», а соответственно и музыкального театра, но мы так и не услышали ни программы, ни хотя бы какой-то концепции развития вверенного ему культурного концерна. На пресс-конференциях они не появляется, интервью не дают. Согласитесь, все очень странно. Я сначала заподозрил, что из Богатырева хотят сделать этакого нашего Валерия Гергиева. Гергиев же дирижер – и управляет Мариинским театром. А у нас маэстро, в общем-то, руководит музыкальным театром и даже дирижирует уже спектаклями. Только жалко сам музыкальный, который сегодня находится в подвешенном состоянии и откуда уходят профессионалы.

- Но театр в этом сезоне осуществил мировую премьеру – мюзикл «Моя прекрасная леди».

– Я уже привык, что как только Александр Викторович Мацко что-то делает, то это обязательно эксклюзив и планетарное событие. Ну любим мы, провинциалы, придавать себе особую значимость, вырастая в собственных глазах. Не хочется повторяться, я уже писал для «Страстного бульвара» о премьере мюзикла и говорил о недочетах постановки. Это недостаток вкуса, проблемы с режиссурой и хореографией. И ничего не меняется на протяжении уже более десятка лет. Для меня это поразительная история…

- Каковы сегодня дела в Краснодарском краевом театре кукол? В Новом театре кукол?

– Насколько мне известно, Краснодарский краевой театр кукол работает в нормальном режиме. Три премьеры за сезон на разные возрасты и вкусы. Особенно стоит отметить спектакль «Денискины рассказы» по произведениям Виктора Драгунского в постановке Константина Мохова. Получился спектакль-ностальгия, спектакль-воспоминание, спектакль – путешествие в детство, где, кажется, взрослые получили удовольствие не меньшее, чем ребятня.

Новый театр кукол приглашает режиссеров на постановки, и постепенно театр выходит из той кризисной ситуации, в которой был еще несколько лет назад. Меня радует речь актеров, которую сегодня можно понимать, так как еще помнятся те времена, когда зритель просто не различал слова, которые говорились со сцены, даже такой крохотной, как в Новом театре. 14 июля «куклы» закрывают свой сезон, постановочная команда из Санкт-Петербурга Светлана Озерская и художник, лауреат премий «Золотая маска» Андрей Запорожский представят нам «Дюймовочку» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена. Какой будет спектакль, мы скоро увидим.

Пушкин с братьями Гримм

- А что вы можете сказать о театрах в крае?

- Знаю, что в Туапсинском театре произошла смена руководства. Его прежний худрук Александр Николаев по собственной воле возглавил Театр защитника Отечества.

Александр Геннадьевич даже закрыл сезон в Театре защитника Отечества премьерой спектакля «Не бойся быть счастливым» по пьесе «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова. Я уже писал, что ожидал большего от Николаева.

Там тоже ворох проблем. Нет нормальной труппы, нет своего помещения. Дом офицеров, обещанный им, планируют отремонтировать только через несколько лет. Репетиции проходят где придется. Премьеру «Не бойся быть счастливым» вообще показывали в Доме культуры Всероссийского общества глухих. Знаю, что директор театра написал заявление об уходе. Мне очень жаль Александра Геннадьевича, так как этот мифический театр соткан из одних проблем и обещаний, начиная с самого названия.

А в Туапсинский театр юного зрителя пришла Елена Журавлева. Она – профессиональный режиссер. Я ее знаю, видел ее работы. Может, Елена не совсем вписывается в местные реалии, потому что у нее иной подход ко всему, но мыслит она нестандартно. И в отличие от многих режиссеров, которые сразу гордятся своими работами, всегда собой недовольна. Полагаю, что сейчас в Туапсе Елена Александровна также столкнулась с массой вопросов, и больше административных. Но, несмотря ни на что, в августе должна состояться премьера. Ученик гениального Камы Гинкаса Владимир Жуков поставит «Сказку о рыбаке и рыбке» по мотивам сказки Александра Пушкина и братьев Гримм. Художник Данил Травин, в активе которого работа с такими театрами, как Ленком, Театр им. Вл. Маяковского, Большой театр, оформит спектакль. Работа обещает быть более чем интересной, и в Туапсе режиссер и художник такого уровня работают впервые.

- Как вы можете охарактеризовать фестивальную составляющую театральной жизни?

- Мы видели «Кубань театральную» в прошлом году. Фестиваль очень удивил и по составу жюри, и по его итогам. Такие фестивали никому не нужны, а когда еще и театры заставляют в обязательном порядке участвовать в них, то, извините, этот подневольный праздник естественно вызывает отторжение и неприязнь. Однозначно «Кубань театральную» необходимо менять и, возможно, не устраивать конкурс «сильных среди слабых».

Есть фестиваль «Опера без границ» – он проходит в стенах Краснодарского музыкального театра. Но и он малоинтересный, и тот набор гостей, вокалистов, дирижеров, которые были приглашены, говорит прежде всего о бюджетной скудности мероприятия. Кому нужны эти затрапезные, малоимущие «оперы без границ»?!

- Александр, вы ездите по стране, смотрите большое количество спектаклей. Что происходит в других регионах?

- В этом году я был на одном из фестивалей в Красноярске – что-то вроде нашей «Кубани театральной». Но у них фестиваль более масштабный – там сначала жюри – экспертный совет, в который я входил, отбирает работы и формирует афишу, а потом театры съезжаются и показывают свои спектакли.

И скажу, что ряд постановок, которые мы «забраковали» и они не вошли в конкурсную афишу, по уровню выше, чем наши спектакли, которыми мы здесь гордимся. Один только ТЮЗ с его «Хрониками Нарнии» в постановке Романа Феодори чего стоит! Нам подобный уровень и не снился. Тот же мюзикл «Винил» Музыкального театра (режиссер Николай Покотыло), заслуженно получивший «Золотую маску», опять же укор нашим хваленным «прекрасным ледям». По крайней мере, умная хореография Марины Суконцевой не идет ни в какое сравнение с танцами Мацко.

Кстати, министра культуры Красноярского края на фестивале я видел как зрителя, и все это было без ажиотажа, спокойно, более того, он лично встречался с членами жюри и подробно, дотошно, основательно расспрашивал о каждом театре и буквально о каждом спектакле.

- Слушаю вас, и страшно становится за нашу театральную сферу…

- Еще раз повторю: то, что при переименовании Театральной площади все промолчали, и край в том числе, – говорит о том, что мы на сегодняшний день – нетеатральный регион. Действительно страшно, ведь когда ко мне в Краснодар приезжают гости из других краев и областей и спрашивают, в какой театр можно сходить, то я прихожу в замешательство и предлагаю сходить в художественный музей.

Материнская любовь

- Вы постоянно находитесь в какой-то оппозиции с теми, кто работает в наших театрах. Многие уже знают, что если текст за подписью Геннадьева, то это обязательно будет что-то жесткое, очень критичное. Наверняка, у вас возникают проблемы во взаимоотношениях с театрами, режиссерами?

- Ну, если открывать кухню критика, то наша судьба нелегкая, тем более критика на периферии, где все друг друга знают и все как-то друг с другом связаны. Но я не жалуюсь, потому что это мой выбор. К тому, что писали статьи обо мне, письма на меня во все инстанции, полоскают постоянно в сетях, я привык и отношусь к этому с долей юмора. Я просто знаю уровень этих людей, которые занимаются подобным. Однако случаются вещи, которые поражают даже меня бывалого. В качестве примера совсем недавний казус, притом случай, полный цинизма и откровенного хамства. Это по поводу последнего спектакля театра драмы «А зори здесь тихие…». Мне вдруг приходит вызов на телефон. Звонит мама режиссера – и 15 минут уговаривает не писать статью или писать в положительном ключе. Я, естественно, отказываю и даю совет послать дочь учиться в Москву или Питер, чтобы любимое чадо если не талант, то хотя бы какие-то навыки приобрело. Хорошо, что разговор состоялся при свидетелях, рядом было несколько человек, которые слышали все. На следующий день узнаю, что это якобы не она, а я звонил бедной женщине и требовал с нее деньги. Даже сумму могу назвать – пять тысяч, за которые готов был не писать статью. Что это? Материнская любовь, жест отчаяния или откровенная подлость?

Бывали ситуации не менее сложные. «Позапрошлый» министр культуры края несколько раз просила меня не писать об одном «замечательном» режиссере критические статьи. Через какое-то время меня пригласила к себе вице-губернатор и час сорок, я просто засек время, меня снова уговаривала не писать критические тексты – я опять же остался на своей позиции. Мы все знаем, о каком вице-губернаторе идет речь, и вы понимаете, как тогда было трудно отказать этой даме… Многие же не знают, что на самом деле происходит после критической публикации. А раздаются звонки, пишутся сообщения на телефон всякого содержания, в музыкальном театре было время, когда мои пригласительные буквально сканировали, директора театров вставали рядом и запрещали моим фотографам производить съемку. Но я-то к этому отношусь нормально, потому что понимаю, что люди должны как-то реагировать на критику и каждый это делает в меру своих интеллектуальных способностей и уровня культуры.

- И все-таки есть же что-то положительное – например, ожидаются в Краснодарском молодежном театре в следующем сезоне премьеры масштабных спектаклей по «Бегу» М. Булгакова и «Мертвым душам» Н. Гоголя…

- Да, главный режиссер «молодежки» Даниил Безносов ставит эти спектакли. Как он это сделает – надо будет смотреть. Правда, есть у меня удивление по имеющейся на сегодняшний день информации – о распределении ролей. Но будем ждать с интересом их премьеры.

В следующем сезоне будет отмечаться и столетие Краснодарского театра драмы. И его хотят отметить премьерой «Маскарада». Ставит та же команда, что и «Слугу двух господ». Константин Николаевич Демидов обещает всех удивить потрясающим спектаклем.

Краевой театр кукол планирует ряд интересных постановок с приглашенными режиссерами.

Туапсинский ТЮЗ, если Елена Журавлева останется там и дальше, думаю, тоже будет нас по-хорошему удивлять. То есть жизнь продолжается, впрочем, и как Год театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру