Александр Друзь: «Имея сегодняшний опыт, я бы стал философом…»

Александр Друзь – инженер-системотехник, игрок интеллектуальных игр, телеведущий, педагог, Магистр игры «Что? Где? Когда?» - символ и самый популярный в народе игрок этой телепередачи, в понедельник 25 марта был гостем Краснодара. Он принял участие в бизнес-конференции АМОКОНФ, которая собрала не одну сотню людей в зале краснодарского Баскет-холла.

Александр Друзь: «Имея сегодняшний опыт, я бы стал философом…»

Как свидетели этого образовательно-развлекательного шоу, можем утверждать, что самым ожидаемым среди ключевых спикеров, которого публика встречала на «ура», был именно Александр Друзь. Спокойный, убедительный, умеющий вести диалог, лишенный звездного снобизма.

Тема его лекции была посвящена принятию решений и тем «ловушкам», которые подстерегают нас на этом пути. Шестикратный обладатель «Хрустальных сов» клуба Знатоков объяснил в преамбуле, что свой опыт ответов на вопросы он получил, играя почти сорок лет в «Что? Где? Когда?» – игре, являющейся идеальной моделью для принятия решений.

После аншлагового выступления Александра Друзя корреспонденту «МК на Кубани» удалось взять у него эксклюзивное интервью, основной темой которого стало его новое увлечение .

Плоды счастливого детства

- Александр Абрамович, хочется поговорить с вами о вашем новом увлечении – вы стали писать книги, в том числе  для детской аудитории, что особенно важно. Но прежде расскажите, пожалуйста, о ваших любимых детских книгах - тех, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

- Я бы не стал выделять какую-то одну книгу, я бы выделил авторов. Это классика, прежде всего, советская, российская детская классика – Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто. Эдуард Успенский меня в детях не застал, но я с удовольствием читал его сначала своим дочкам, сейчас внучкам. Потом, когда стал постарше, то это были Жуль Верн, Майн Рид, Аркадий Гайдар и т.д.

А что касается того, что я начал писать книжки, то просто посчитал, что это может быть полезно кому-то из родителей. Никоим образом не претендую стать рядом с теми классиками, которых я назвал, но какие-то альтернативные материалы могут показаться интересными.

Если вы обратили внимание, детские книги – это своеобразная педагогика, и моя книжка «Эня, Томас и другие» - это такая завуалированная педагогика. Ну когда детям говоришь:  «не ври родителям» или «если ты потерялся, стой на том месте и никуда не уходи», они плохо воспринимают назидания. Но если рассказать поучительную историю о девочке Эни и ее друге котенке Томасе, который потерялся, о том, как они попадали в разные ситуации – это лучше откладывается в сознании детей. И стихи, которые придумывались там, они тоже для поколения от 1 до 10. 

- Эта книга как-то связана с вашим детством? Может вам чего-то не хватало?

- Нет, у меня было счастливое детство.

- Сколько страниц в книге?

- Сто с небольшим.

- И там ваши стихи. Вы, оказывается, их давно пишете, просто в этой книге вам  впервые представилась возможность  показать их широкой аудитории.  Прочитайте что-нибудь.

- Ну вот самое коротенькое стихотворение оттуда:

Маленькая мышка

набила себе шишку.

Так случилось это дело:

полетать она хотела

выше крыши, выше тучи

– оказалась нелетучей…

- Где вы берете время на писательское творчество – по вечерам, когда все уже спят?

- Я же теперь пенсионер и появилась возможность записать те истории, которые я когда-то рассказывал детям – ну просто, чтобы не пропали, и чтобы осталась память внучкам от дедушки

- Такого замечательного умного и любящего дедушку иметь – настоящее счастье. А вообще вы романтик по жизни или статус дедушки сподвиг к написанию книги?

- Наверное, романтик, хотя и читаю лекции о тех «ловушках» при решении вопросов, в которые зачастую попадаются именно романтики. Считаю, что все люди замечательные до тех пор, пока они не докажут обратное.

- Как увлечь современных детей чтением книг, ведь не секрет, что сетература превалирует над литературой, дети уходят в виртуальное пространство и для многих семей это становится серьезной проблемой?

- Когда меня  спрашивают, и это лишь один из примеров: «Что делать: моему ребенку 9 лет, но он не любит читать?», я в таком случае говорю: «Извините, но вы опоздали на 9 лет». Потому что прививать любовь к книге надо с самого раннего детства. У нас в семье получилось именно так. Мне папа читал книжки с двухмесячного возраста, и я своим детям также  – тех же классиков Чуковского, Маршака, Барто. При этом мама говорила: «Что ты ему читаешь, он же ничего не понимает» Но папа твердо верил, что я все прекрасно понимаю и каждый раз при удобном случае мне читал. На самом деле, маленькие дети  понимают ритмику стиха, звукопись. А самое главное, что чем раньше книжка войдет в детский быт, тем лучше. Она должна быть такой же неотъемлемой частью жизни ребенка, как ложка, горшок или зубная щетка.

Петербург особенно хорош в мае

- Давайте теперь о вашей первой книге «Петербург. Пешком по городу». Там столько интересного каждый откроет для себя, столько любопытных деталей почерпнет! Думаю, эта книга будет особенно интересна тем, кто любит получать новые знания и впечатления, кто жаден до деталей.

- Как известно, дьявол скрывается в деталях.

- К примеру, я узнала о Конраде Руче – знаменитом портном, который шил сюртук А. С. Пушкину. Поэт был в нем в те злополучные часы дуэли. В контексте книги данная информация служит эпизодом из жизни Руча, когда он жил в 30-е годы ХIХ века в угловом доме по ул. Малой Морской в направлении к Невскому проспекту. Далее хозяином этого дома стал банкир Михаил Вавельберг, который занялся его перестройкой. В итоге строители так хорошо поработали, что банкиру не к чему было придраться. Однако он нашел к чему – к табличке на двери: ему не понравилась надпись на ней «толкать от себя».  «Это не мой принцип жизни, - сказал Вавельберг. - Мой - «тянуть к себе», так и напишите…».​ Внимание, вопрос: а какого принципа жизни придерживаетесь вы, Александр Абрамович?

- У меня их много. С одним из принципов я сегодня познакомил публику во время чтения лекции – это цитата из Саши Черного:

« А вопросы… вопросы не знают ответа –

Налетят, разожгут и умчатся, как корь.

Соломон нам оставил два мудрых совета:

Убегай от тоски и с глупцами не спорь…»

А еще мне нравится «непричесанная» мысль  Станислава Ежи Леца: «Ну, хорошо, ты пробьешь головой эту стенку, но что ты будешь делать в соседней камере?»

- Чувствуется, что книга «Петербург. Пешком по городу»  написана знатоком, который любит свой город, написана хорошим языком. Она стала первым писательским опытом - знаковым. Это был заказ или зов сердца?

-Я ее написал, потому что нашлось время, но  главное то, что у меня очень много друзей, которые любят приезжать в Питер – потому что у нас замечательный город, и не со всеми из них мне удается погулять по городу  - то занят, то в отъезде. Теперь в мое отсутствие  я  предлагаю им воспользоваться  этой книгой.

Сейчас готовится вторая  книга на эту тему, в которой  предложу другие маршруты. Приезжайте к нам в Питер. Наш город прекрасен, особенно в конце мая.

Учитесь - это полезно

- Ваша жизнь подтверждает истину о том, что у умного человека жизнь всегда интересна, многогранна,  насыщенна. Вы  шестикратный обладатель «Хрустальной совы» , Магистр игры «Что?Где? Когда?», вы – педагог, писатель, теперь  выступаете как успешный бизнес-тренер, собирая аншлаги на свои мастер-классы. При этом по образованию вы – инженер: окончили индустриально-педагогический техникум, приобретя специальность техник-электрик, затем получили высшее образование в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта им. академика В.Н. Образцова как инженер-системотехник. То есть образование не стало вашим базисом в жизни, оно вам не пригодилось?

- Нет, после института я работал программистом довольно долго – 15 лет. Именно в то время, в 1986 году, я впервые побывал в Краснодаре. Это была командировка на ваш станкостроительный завод им. Митрофана Седина.

Что же касается получения образования, то, на самом деле, хорошее образование дает не столько знания, сколько системный подход. Если у вас были хорошие преподаватели, они должны были вам этот подход дать. На мой взгляд, образование формирует не столько профессию, сколько мировоззрение, поэтому высшее образование – полезно.

- А если бы вам сегодня представилась возможность выбрать профессию, кем бы стали?

- Имея сегодняшний опыт, я бы, возможно, получил философское образование.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру