Середина месяца в Краснодаре оказалась насыщенной выставками и арт-проектами

Середина месяца в Краснодаре оказалась насыщенной выставками и арт-проектами

Маркетри в стиле «олдскул»

На площадке Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств 15 февраля открылась интересная экспозиция художника Игоря Демиденко «Красота дерева в искусстве маркетри».

Почти позабытая у нас техника деревянной мозаики с подбором разных по цвету и узору ценных пород древесины в исполнении Игоря Павловича Демиденко смотрится винтажно и монументально, лишний раз подчеркивая, как удивительно тонко и пластично может преображаться материал в руках мастера.

Его декоративные панно разнообразны по тематике – от конструктивистских стилизаций до бытовых зарисовок. В них читается опыт декорирования фасада Дома книги и Кубанского государственного университета.

Само же открытие выставки было больше похоже на встречу выпускников первого набора худграфа, где почти каждый выступавший обращался к теме прошлого. К временам, когда ныне исчезнувший Краснодарский художественный комбинат был местом творческой реализации, а заказы на монументальные композиции обеспечивали художников работой по всему краю.

«Network» Сергея Полупанова

Ровно через час на той же площадке можно было увидеть один из наиболее концептуальных проектов последнего времени, построенный вокруг образа сетевого пространства. Художник основательно подошел к распределению картин, использовав помимо стен, также и потолок, и разместив на подвешенной к нему сетке свои работы.

Сеть обыгрывается в «Network» в нескольких вариантах. Она везде – отгораживает зрителей от музыканта, играющего психоделический амбиент, заставляет посмотреть наверх, словно обволакивая вошедших дополнительной смысловой нагрузкой, проступает через лица тех, кого Полупанов решил написать акрилом на черном флизелине.

Облик изображенных не оставляет места для созерцания. Они эмоционально напряжены, заряжены энергией то ли погружения в себя, то ли желания достучаться до кого-то.

Проект получился цельным, экспрессивным и каким-то лихорадочно-нервным.         

«Не» Михаила Смаглюка

В тот же день закрылась выставка авторской монотипии в галерее «Глюк». Хозяин галереи в очередной раз продемонстрировал нестандартный подход к созданию объектов, немного приоткрыв тайну своей творческой «кухни».    

Михаил Смаглюк словно приглашает своих посетителей к арт-игре. Развесил исходные формы, может рассказать о технологии ручной отливки бумаги, прекрасно понимая, что повторить то, что он делает, практически невозможно.

А у него это легко получается, и работы его привлекают зрителя, склонного к неспешному рассмотрению и рефлексии по поводу увиденного.

Художнику явно нравится представать в новом качестве и по-хорошему удивлять тех, кто успел забрести в небольшую и очень уютную галерею «Глюк».      

Оксюморон на Красной

16 февраля в 16.00 открылся и уложился в последующие три часа широко разрекламированный проект «Красная 93: дом – подъезд – квартира». Сама по себе идея проекта хороша, но немного подкачал пресс-релиз.

Татьяна и Михаил Ларины привлекли к сотрудничеству художника Дмитрия Прокоповича, живопись которого в пресс-релизе обозначена как оксюморон, сочетающий в себе реалистическое и экспрессивное, хотя если бы назвать ее фигуративной, можно было бы обойтись и без оксюморона, равно как и без «памятника архитектурной мысли», исчезающего «в шумном потоке центральной улицы» (автомобиль что ли?).

Прокопович со своей задачей в целом справился, хотя объяснить логику некоторых полотен способен, наверное, только пресс-релиз.

Вхождение в атмосферу советского прошлого несколько контрастирует с коллекционной частью проекта, и ее лучше было бы назвать постсоветской.

Однако Галерея Ларина не останавливается на достигнутом, ищет оригинальные решения, а потому интересна в своем дальнейшем развитии.

Словолитии Павла да Натальи

Литературный музей Кубани отметился «книжеством»

Павел и Наталья Мартыненко идут к своей цели последовательно, методично, не обращая никакого внимания на модные тренды. Их выставка книжных объектов, открывшаяся в пятницу в филиале историко-археологического музея имени Фелицына, стала подведением итогов, скорее всего промежуточных, их обращения к идее «книги художника».

Свою выставку Павел и Наталья назвали «Книжеством», сразу же отсылая к истокам, к некоему праязыку, корни которого они ищут в глубинах доставшейся нам речи.

Когда-то к мысли заняться «книгой художника» их подтолкнул известный кубанский поэт и специалист в области книги Аркадий Иосифович Слуцкий, портрет которого они заботливо разместили в своей экспозиции.  

«Книга художника» Концепция «книги художника» или «livre d’artiste» пришла в Россию в начале прошлого века из Франции и благодаря творчеству футуристов быстро завоевала прочные позиции в книжном искусстве. В такой книге бал правит сам художник – подбирает литературную основу, оформляет книгу в зависимости от собственного видения текста, решает композиционные задачи, выбирает необходимый материал. «Книга художника» в последние годы привлекает все больше поклонников, проводятся выставки, есть спрос, но для Павла и Натальи Мартыненко это совершенно неважно, хотя они и принимали участие в подобного рода мероприятиях. Художникам хочется выразить свое ощущение от прикосновения к слову, которое представляется им зоной сакрального. «Ах, князь и кнезь, и конь, и книга –

Речей жестокое пророчество.

Они одной судьбы, их иго

Нам незаметно, точно отчество». Это Велимир Хлебников, бродивший среди слов и искавший в их корнях откровение вечности. Для «книги художника» Павла и Натальи Мартыненко эти строки могут стать путеводными – отсюда желание овеществить произнесенное или написанное, будь то «Песнь песней», «Голубиная книга» или дневник близкого человека. Вольная скоропись Тому, что Павел может из подручных средств может сотворить всё что угодно, удивляться не приходится. Он льет бумагу, вырезает на дереве буквенные ряды, не уступающие по оригинальности профессиональным словолитиям позапрошлого века, мастерит объекты, дополняющие книжное пространство. Наталья также способная на чудеса рукоделия. Этот творческий тандем столь органичен, что практически невозможно представить их друг без друга. У них общие взгляды на мироздание, отраженное в мире слов. Их «Вольная скоропись» похожа на алфавитный манифест, хотя не стоит столь уж некритично принимать на веру «древлесловенскую буквицу» только потому, что это укрепляет собственные убеждения. Мир слов и букв не так уж легок для прочтения, но для художников в большей степени важен визуальный ряд, что и делает выставку «Книжество» столь привлекательной.

Фото Лили Акимовой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру