В Одном театре Краснодара прошли гастроли частного ростовского театра «18+»

За три вечера краснодарские зрители увидели четыре жестких и интересных спектакля

В Одном театре Краснодара прошли гастроли частного ростовского театра «18+»
Фото: Вера Сердечная

В наши дни, когда гастрольное движение государственных театров только возрождается, частные театры берут инициативу в свои руки. Организуют фестивали (например, «Коляда-Plays»), конкурсы, гастрольные проекты. В мае Один театр принимал екатеринбургский Центр современной драматургии, а в октябре к нам приехал ростовский театр с многообещающим названием «18+». 
«18+» — один из самых авангардных профессиональных частных театров России, где как-то все сошлось: есть меценат, есть стремление работать с остроактуальной современной драмой, есть возможность приглашать известных молодых режиссеров. Есть знаменитый Юрий Муравицкий в роли худрука и талантливый Герман Греков в роли главного режиссера. Нет собственной большой труппы, но на спектакли собираются артисты из разных ростовских театров. 
Привезенные в Краснодар постановки, при всей своей камерности, удивили масштабом поднятых проблем и разбросом имен: от Пелевина до Вырыпаева. Это, несомненно, были три содержательных вечера. 
Открыл гастроли спектакль «Ты куда?/Ou?»: спектакль-эксперимент, текст которого документален. Режиссер Луиза Левек дала двум артистам задание записывать в течение года вопросы, с которыми к ним обращаются окружающие. Выразительные Елена Пономарева и Владимир Ануфриев, отмечая даты, записывали вопросы; и оказалось, что вопросительные предложения описывают нашу жизнь ничуть не менее объемно, чем повествовательные. «Чаю будешь? Вам пакет нужен? А почему ты так громко смеешься? А у тебя парень есть? А почему вы материтесь, вы же мужчина?» — и многие другие. Целый мир вопросов. И целый вопросительный спектакль.
Этот проект международный: французский режиссер реализовала его уже в Париже и Берлине. И очень интересно было бы, конечно, посмотреть все три спектакля, чтобы представить логику международного вопрошания. 
Владимир и Ксения Морозова представили свой спектакль-диалог по пьесе Ивана Вырыпаева «Солнечная линия». Супруги Барбара и Вернер ругаются всю ночь, до пяти утра; артисты в официальных костюмах стоят за кафедрами друг напротив друга, чтобы только изредка выйти на битву или для поцелуя. Непростой, психоаналитически подробный текст Вырыпаева поставлен с нужной долей остранения, акцентированы комические моменты — и в этой постановке для меня он прозвучал свежо и остро, иронично, правдиво и терапевтично. Точно так, как звучала бы супружеская ссора, развернутая в бесконечном пространстве, времени и терпении, чтобы прийти в итоге к положительному результату. Если он, конечно, возможен: «Барбара, ты просто бриллиант».
Спектакль «Акико» поставлен Германом Грековым по рассказу Виктора Пелевина: это моноспектакль яркой, выразительной актрисы Светланы Башкировой. На фоне декораций, словно бы из компьютерной игры (художник — Дмитрий Цупко), Акико вырастает из героини порно-озвучки до страшного интернет-божества, демонстрируя силу и ужас зависимости: хоть от кибер-секса, хоть от интернета. Проникнув в историю интернет-поиска, тоталитарный электронный разум оборачивается обезьяньей рожей цифрового века потребления и шантажирует героя-любовника с привлечением его извращенных предпочтений, переходя на универсальную риторику власти: «Убого ему… Чего, обосрался? Лечь! Встать! Лечь! Встать!..» Уже не ЙЦУКЕН смотрит хентай, а всевидящее око саркастически разглядывает его: что, вспотел? А ну потише давай, а то соседи проснутся…
«Хроники Макбета. Короли подъезда» Михаила Волохова, поставленные Германом Грековым, по подробности проговаривания кажутся продолжением «Солнечной линии». Но продолжением извращенным, страшным, патологическим. Заслуженные артисты РФ Владимир Воробьев и Ольга Щелокова играют старых супругов, когда-то имевших власть убивать в ГБ-шных структурах. Они и сегодня одержимы убийством: моли, тараканов, а то и соседей. Непонятно, происходит ли действие в реальности или это лишь поток сознания полусумасшедших, выживающих из ума героев. Но в итоге, столкнув соседку с лестницы, оба они преображаются и словно молодеют, переодевшись из халатов в форму. Ведь подполковники бывшими не бывают — правда, могут оборачиваться ведьмами. 
Итак, краснодарцы познакомились с театром «18+»: яркими текстами, острой проблематикой, отличными артистами. А Один театр вновь подтвердил свое звание самой свободной альтернативной площадки театрального Краснодара, открытой к творческому диалогу. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Трэш, угар и аплодисменты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру