В конце мая Краснодарский театр драмы представит премьеру

08.05.2018 в 15:16, просмотров: 458

На суд зрителя будет представлена драма военных лет

В конце мая Краснодарский театр драмы представит премьеру

К 75-летию освобождения края от немецко-фашистских захватчиков на большой сцене будет поставлена военная драма «Мартышка». 

Автор сценария (изначально это именно киносценарий) — известный кубанский журналист и педагог Владимир Рунов. На постановку пригласили режиссера Геннадия Николаева. «Остров» Э.Акопова в его постановке седьмой год идет на малой сцене театра, а в нынешнем сезоне он поставил «Скамейку» А. Гельмана. Одним из соавторов спектакля стал кинодокументалист Валерий 
Тимощенко.

Сюжет «Мартышки» основан на реальных событиях. Главный герой — Мартын Хребто, совсем молодой парень, чудом спасшись от немцев, совершенствует механизм противотанкового ружья и помогает кубанским партизанам совершить шаг к победе. 

Сценарий «Мартышки» не был востребован с десяток лет; но недавно его прочла министр культуры Кубани Виктория Лапина, и по ее инициативе текст пришел на сцену драмтеатра.

Главного героя сыграет Руслан Копылов. Образ немецкого фельдмаршала воплотил в свой юбилейный год народный артист России Анатолий Горгуль. Капитана батареи Зубкова играет Виталий Стеблецов. Ожидается по-настоящему массовое зрелище: задействована большая часть труппы, а в массовых сценах появляется примерно полсотни студентов университета культуры и колледжа культуры.

Текст Владимира Рунова любопытно проанализировать как материал для документального театра, своего рода Театра.doc.

Большинство героев буквально «взяты» из жизни, с именами и званиями. Так, Мартын Хребто — историческое лицо: он кавалер двух орденов Славы, снайпер, после войны жил и работал в кубанском предгорье. Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст — немецкий военачальник, единственный немецкий фельдмаршал, умерший в советском плену. И так далее. 

Однако наполнение сюжета, речевые портреты героев выдают не документально-подробное, а публицистическое прочтение их образов. Красивая история о том, как фельдмаршал фон Клейст узнал в Мартыне своего внука Мартина, отпустил парня и подарил губную гармошку, выглядит как мелодраматическая вставка (и на поверку оказывается вымышленным элементом). Но без этой полумистической истории сюжет теряет драматургическую цельность. «Мартышка» не совсем удачно балансирует между журналистской правдой очерка и художественным вымыслом, и хотелось бы верить, что постановка как-то выправит эти неровности драматургии. 

Одним из принципов постановки, вероятно, станет документализм. В ткань спектакля будут вплетены кадры кинохроники. А завершится спектакль, как обещают, шествием «Бессмертного полка», в котором «пройдут» ожившие прототипы героев.

Уже очевидно, что в символическом капитале современной русской идеологии нет более значимых событий, чем Великая Отечественная война. Масштаб празднования Дня Победы и других военных дат только нарастает, заставляя понять, что российское государство во многом определяет себя через идентификацию с величием советского прошлого (даром что в СССР День победы далеко не сразу стал, например, выходным днем). «Бессмертный полк», парады, детская военная форма, георгиевские ленточки — все это знаки нарастающего интереса к Великой Отечественной войне, ее героизации. Вопрос только в том, нужно ли героизировать войну — любую. И вспомните, любили ли рассказывать о войне ваши деды-фронтовики? 

В европейских государствах уже некоторое время происходит болезненный, но очень важный процесс переосмысления участия стран в военных действиях. Но в России такого нет: что в кинематографе, что в драматургии в основном звучат те же прославляющие интонации, что и много лет назад, а попытки хотя бы частичного переосмысления военного опыта (например, «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич) нередко громко осуждаются как антипатриотичные. 

В этом контекcте очередная военная премьера в театре драмы вряд ли внесет какую-то новую ноту в осмысление военной истории Кубани. Хочется надеяться, что получится хотя бы не очередная «датская» постановка; что талант артистов, умение режиссера и усилия массы людей дадут какое-
то значимое произведение — и получится качественный спектакль. Правда, включение в финал постановки «Бессмертного полка» и сам исходный текст пока что заставляют в этом сомневаться.