Чем развлекались отдыхающие на Черном море сто лет назад

За что платили туристы в Адлере, Анапе и Геленджике?

Черноморское побережье вообще весьма значительно, в несколько раз превышает таковое в Крыму и центральной России», — отзывался о перспективах будущей курортной индустрии историк начала ХХ столетия Ф. П. Доброхотов

 За что платили туристы в Адлере, Анапе и Геленджике?
Фото:tonkostyturizma.ru

 Автору первого отечественного справочника для отдыхающих «Черноморское побережье Кавказа» в прозорливости не откажешь. Чтобы расставить все точки над «i», «МК на Кубани» приглашает читателей посмотреть, какими столетие назад были знаменитые сегодня приморские курорты региона.

Адлер: проездом

на Красную Поляну

В 1913 году приезжих с целью лечиться в Адлере было около 10 человек, в 1914 году — 16. При этом через поселение проезжали не менее 10 000 человек.

Безусловно, развиваться местечко могло лишь при условии, что хотя бы часть проезжающих в нем станет задерживаться.

Чем же, кроме ласкового моря и чудесного климата, местные власти заманивали курортников? У берега моря на одной десятине земли был разбит небольшой Бестужевский сквер, где по постановлению Адлерского сельского правления сооружен был памятник известному русскому писателю Бестужеву-Марлинскому, трагически погибшему в 1837 г. в стычке с горцами на Адлерской равнине.

Приглашали туристов в имеющийся в поселке недурной кинематограф «Гранд-Био», служивший по тем временам единственным местом развлечения для адлерцев.

Клуба в Адлере не было, его заменяли многочисленные турецкие кофейни, куда по вечерам сходились местные жители. Зато неплохо развивалась мелкооптовая торговля — имелось достаточно лавок и магазинов с продажей всего необходимого, почтово-

телеграфная контора, аптека, гостиницы, столовые.

Туристу, проезжающему через Адлер, как считали местные власти, будет не-

безынтересно взглянуть на немногочисленные его достопримечательности. Среди них — скромная Братская могила 11 нижних чинов, убитых бомбою при бомбардировке села Адлера во время войны 1877—1878 годов, как гласит надпись на могильном памятнике. Расположена она в ограде единственной, оригинальной архитектуры церкви Адлера, сооруженной на месте укрепления Св. Духа, от которого сохранился лишь фундамент.

Если же приезжий уставал от истории, бравые перевозчики готовы были за малую плату доставить его, куда он пожелает. Сообщение из Адлера с окружающими местностями Черноморского побережья происходило круглый год. Дороги к Сочи, Гаграм и Красной Поляне содержались в хорошем состоянии.

На автомобиле доехать до Сочи стоило 2 рубля, до Гагр — 3 рубля и до Красной Поляны — 4 рубля. На лошадях поездка обходилась дешевле. В ближайшие порты можно добраться морем на пароходе или моторных лодках. А в самом Адлере пассажиров поджидала масса щеголеватых извозчиков.

Для удобства проезжающих через Адлер в Красную Поляну при почтово-телеграфной конторе имелся телефон; плата за 5 минут разговора составляла 30 копеек.

Особенное значение Адлер приобрел бы с постройкой электрического трамвая Майкоп — Адлер Майкопского товарищества подъездных путей. Однако реализация идеи затянулась из-за войны. Трамвай значительно облегчил бы доступ к лечебным местам побережья, а проходя через перевал, дал бы возможность экскурсантам ознакомиться с горной полосой побережья. Наконец, трамвай предлагали приспособить как для пассажирского, так и грузового движения, причем для скоропортящихся грузов, для которых собирались оборудовать вагоны особого типа.

Сооружение железной дороги подняло цены на землю. Летом 1914 года по окраинам Адлера вдали от моря квадратная сажень стоила 1 рубль, в самом селении — от 5 рублей, а на берегу моря — от 10 рублей.

Жизнь в Адлере не была богата развлечениями, но зато проходила тихо и спокойно в деревенской обстановке. Уставший человек мог освежиться и отдохнуть, так как здесь имелись все благоприятные для того условия: южное солнце, обилие зелени, чистый морской воздух, великолепный пляж.

Джанхот: ставка на климат

«Место сухое, открытое, с видами на море и горы, без болот, мух и комаров», — писал о Джанхоте начала ХХ века Ф. П. Доброхотов. Протянулся Джанхот вдоль моря, сплошь покрытый вечно зеленою приморскою сосною, изобилующей смолой, которая утилизируется как ладан и наполняет воздух легким приятным запахом.

При полном отсутствии пыли, каких-либо признаков мух и комаров в Джанхоте наблюдались случаи зарубцевания каверн в легких в первом периоде чахотки без всякого участия врачей и врачевания, благодаря одному лишь целительному воздуху.

Джанхот Фото: bloger.ru

Приезжающая из Геленджика публика в мажарах, на линейках, извозчиках, автомобилях и на моторах по морю посещала почти непрерывно весь сезон Джанхот из-за красот его природы. Особенно сильное впечатление оставалось у туристов от яркой полосы моря, врывающейся в узкие ворота ущелий.

Когда день бывал облачный, отмечали туристы, море у этих гор казалось серым и как бы ленивым. В ясные дни с небольшою облачностью оно блистало, играя сотнями оттенков. Поверхность воды меняется здесь по несколько раз в день, принимая то черный, то серо-серебристый оттенок, то вдруг приобретало голубую, как лазурь, обширную гладь и желтый цвет при ярком закате солнца.

Бывает, свирепствует здесь моряк (сильный юго-западный ветер, — прим. ред.), тогда бушует море и волны с грохотом ударяют в тесную бухточку. А когда совсем не бывает ветра (что считается заурядным явлением на Джанхоте), тогда и море, и горы, и весь Джанхот как бы тонут в тишине и неге.

Сплошной сосновый лес в этой местности представляет превосходное убежище для больных — и чахоточных, и малярийных, и неврастеников. Вообще же Джанхот начала ХХ века — единственная в своем роде территория на всем Черноморском побережье, которой пророчили блестящее будущее.

Анапа: все лучшее — детям

В 1866 году высочайшим указом Анапа была признана портовым городом и присоединена к Кубанской области.

Город широко раскинулся близ устья реки Бугур (Бугур по-черкесски, или река Анапка), на мысе, который вдался в море на 590 саженей. Поэтому город с трех сторон окружен морем.

Два широкие выступа мыса, далеко вдающиеся в море, образуют природную Анапскую бухту. Открытый Анапский рейд, несмотря на устройство в нем пристани в 1890 году, считался одним из плохих портов Черноморского побережья Кавказа вследствие имеющихся там каменных банок и мелей. Сто лет назад Анапа, грузооборот которой составлял свыше миллиона пудов ежегодно, тем не менее, представляла собою город, не имеющий собственной торгово-промышленной физиономии, несмотря на близкое соседство с Новороссийском.

Все же Анапа, по мнению Ф. П. Доброхотова, представляла несомненный интерес как для Черноморско-Кубанской железной дороги, так и для Владикавказской. Первая могла бы вывести свой строящийся путь к Черному морю и в Анапе создать экспортный рынок, вторая, проведя 35-верстную ветку от станции Тоннельной до Анапы, могла бы создать здесь вспомогательный Новороссийскому порт.

Анапа. online.ru

Климат Анапы — типичный средиземноморский, с летним бездождием и зимними дождями вместо снега. Благодаря полному отсутствию малярии и эпидемических заболеваний в Анапе сюда еще в 60-х годах свозились больные солдаты береговых укреплений всего Черноморского побережья Кавказа.

При заболеваниях малярией, малокровием, истощением, ослаблением зрения, рахитом, золотухой одно только пребывание в Анапе, без всякого специального лечения, давало обыкновенно блестящие результаты. Особенно благотворное влияние здешнего климата заметно было на детях.

В 1904 году в Анапе введено общественное городское управление, что сразу подвинуло вперед вопрос благоустройства города. В небольшой период времени в городе появились электрическое освещение, мостовые, водопровод, курзал, больница, купальни и многое другое.

Бюджет города в 1914 году выразился в сумме свыше 200 тысяч рублей. Значительной доходной статьей города служило данное ему в 1914 году право взимать в течение пятилетнего срока с лиц, приезжающих в Анапу для лечения с 1 мая по 1 сентября, денежный сбор при явке паспортов или получении сезонных билетов в размере 2 рублей с лица и 4 рублей с семейства, состоящего из трех и более лиц.

При этом от платежа освобождались приезжающие по делам службы, чернорабочие и домашняя прислуга, дети, не достигшие десятилетнего возраста, моряки, остающиеся в городе по случаю простоя судна, и туристы, приезжающие менее чем на три дня.

Анапские извозчики в парных четырехместных фаэтонах брали за поездку в Сукко и обратно 7-8 рублей, Семигорье — 10-12 рублей, в Абрау-Дюрсо — не менее 16 рублей.

Для поездок и катанья по морю служили моторный катер, парусные и гребные лодки. Прогулка на парусной лодке стоила 1 рубль в час (10-15 пассажиров), на гребной с гребцом — 40 копеек в час.

Отдыхающим также нравились местные цены на алкоголь. Вино в Анапе было недорогим: 15-20 копеек бутылка (алиготе, рислинг, каберне), 40-60 копеек за бутылку уже высокого качества, с напитком, выдержанным не менее 2 лет.

Фрукты (вишни, черешни, абрикосы, сливы, яблоки) привозились из окрестных станиц и продавались весьма дешево.

В 1915 году в городе начата была постройка шоссе Тоннельная — Анапа, а также двумя годами ранее в Анапе организовалась акционерная компания, занявшаяся постройкой электрического трамвая для сообщения со станцией Тоннельная. И шоссе, и трамвай, должны были дать новый импульс развитию здравницы.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 26 июля 2017

Заголовок в газете: Море ближе, цены ниже

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру