Деним – как много в этом слове!

Чего только с ними ни делали: красили, варили, рвали и расписывали, понижали и повышали талию, усыпали стразами и пайетками…

Все проходит, а они остаются. 20 мая отметили День джинсов. 164 года назад Леви Штраус соорудил первую пару.Достояние моды всех времен и народов. Исследователи заверяют, что на 7-миллиардной планете нет человека, в гардеробе которого ни разу не было бы штанов из 100% коттона с пятью карманами и двойной строчкой.

Чего только с ними ни делали: красили, варили, рвали 
и расписывали, понижали и повышали талию, усыпали стразами и пайетками…
Фото: shoppingschool.ru

Золотая жила

Американская «золотая лихорадка» середины позапрошлого века собрала на континенте много предприимчивого народу. И если некоторым везло с самородками, другие нащупывали альтернативную золотоносную жилу. Баварский эмигрант Леви (до отъезда Лейб) Штраус ехал не песок просеивать, а продавать добро везунчикам. Находчивый предприниматель быстро придумал применение запасам парусины, ставшей ненужной с отмиранием парусного флота. Прочный материал пошел на брюки.

Старатели быстро оценили штаны с пятью карманами, в которых удобно было прятать золотой песок и не только (кстати, маленький кармашек под ремнем — атавизм со времен часов на цепочке, до изобретения наручных). Металлические заклепки появились чуть позже, как и прочные шлевки для ремня, тогда они совершили фурор в мире чистогана.

Производство, поставленное на поток, получало ткань, произведенную во французском Ниме (отсюда «деним»). Краска же была генуэзской (на английский манер произносилось как «джинс»). Когда в рядах поклонников супербрюк появились ковбои, фасоны стали обтягивать бедра, чтобы рубашка не выпрыгивала из штанов. И, вероятнее всего, на этом этапе джинсы приобрели основную свою черту: сексуальность. Менее века спустя к популяризации детища Леви Штрауса невольно подключился Голливуд. Герои Дикого Запада из его фильмов сводили с ума поклонников по всему миру. Во что они были одеты — нет смысла напоминать.

Послевоенная Европа приняла демократичную одежду на ура, а вот жителям СССР довелось пощупать загрантовар только во время фестиваля молодежи и студентов в Москве. Стоит ли говорить, что это была любовь с первого взгляда и без взаимности? Отечественная молодежь готова была на любые жертвы ради символа моды и свободы, который на просторах необъятной родины в свободной продаже замечен не был. Джинсы, ведущие родословную с золотых рудников, снова пробудили «предпринимательский» интерес. Тогда на языке закона это называлось контрабандой подпольной торговлей. В народе — фарцовкой.

Мама, это «Монтана»!

Ирина Мельниченко сейчас покупает джинсы для своей внучки. Потомство уже имеет свой набор запросов и не на всякие брючки соглашается. К шести годам за плечами Полины трехлетний опыт занятий гимнастикой, и первое, что делает девочка, — проверяет, насколько штаны тянутся. «Шпагат» приучил.

— Я бы в своих первых джинсах даже на корточки не села! — смеется, вспоминая 80-е, Ирина. — И смех и грех. Прихожу домой зареванная после экзамена в восьмом классе. Мне тогда казалось, что меня нарочно завалили и поставили четверку. Захожу в комнату — глазам не верю: на кровати лежат новенькие, лоснящиеся переливами синего джинсы. Мама приготовила сюрприз. Слезы высохли мгновенно. Не веря своему счастью, натягиваю заветные штаны, и… снова в громкий рев. Брюки мечты не собирались сходиться. Они были малы на размер!

Что тогда пришлось предпринять, сейчас Ирина без хохота вспоминать не может. Чтобы хлопок «разносился», штаны замачивали в теплой воде и натягивали на намыленное тело. Застегивать молнию приходилось, лежа на спине.

Поменять неподходящую вещь тогда было невозможно, да и не у кого. Джинсы за сумасшедшие деньги (2-3 среднестатистические зарплаты) приобретались у спекулянтов, которые за товар не отвечали, да и вообще после сделки, как правило, пропадали в неведомом направлении. Их бизнес был вне правового поля. Часто они заслуживали действительного наказания. Известны случаи, когда в Москве в подземном переходе люди покупали в импортной упаковке одну штанину от джинсов за деньги, которые собирали полгода, а то и больше… Но желание приобрести модную и (что сейчас нам не понять) статусную вещь было сильнее риска. Человек в джинсах попадал в условное привилегированное сословие…

— Я тогда и так худенькая была, но пришлось пару килограммов сгонять, — рассказывает Ирина. — Если потребовалось, то и больше бы сбросила, лишь бы не расставаться с любимой «Монтаной».

От мальвин и бананов

до скинни и бойфрендов

Хлопковое чудо голубого цвета в «перестройку» должно было иметь узор мраморной надгробной плиты, и домашние умельцы не жалели хлорки, вываривая скрученные джинсы на плите, а потом терли штанины кирпичом. Это потом «Дольче и Габбана» пошли мыслью дальше и придумали провоцирующие разрезы с разрывами… Сейчас умами и пятыми точками овладели зауженные по всем фронтам «скинни» и «бойфренды».

А до них еще буйствовали бесформенные «бананы» с потерей линии ног и невнятные «мальвины». Единственной заслугой последних можно назвать доступность. Джинсы фирмы «Мавин», о местоположении которой история умалчивает, появились в начале 90-х с падением железного занавеса. Их оккупантскими тюками везли в страну «челноки» и можно было купить по завышенной, но уже адекватной цене.

Позже свое слово сказали художники-оформители: джинсы разрисовывались, расшивались, красились, сминались, прессовались и прорезинивались. Если присмотреться, все немыслимые эксперименты объяснимы: они вытворялись преимущественно на женских моделях. Потому что не может женщина ходить в прошлогодних штанах! Чтобы не портить прекрасным дамам настроение, кутюрье ввязались в драку… Бриллиантовая пыль приходила и уходила с этого «острова сокровищ», а джинсы остаются!

Главное, чтобы фасончик сидел!

Если штаны не по фигуре, никакие «лабутены» не помогут. Можно запастись временем и терпением и примерить все, что есть в ближайшем торговом комплексе. Но мы предлагаем постичь тайну шифров на этикетке и измерить собственные параметры. Тогда поиск нужного размера упростится. Итак:

1. Две цифры, указанные на джинсах, обозначают размер (W) и длину (L).

2. Чтобы определить свой размер, нужно из размера брюк вычесть 16. Например, если ваш стандартный размер 46, то джинсы нужно поискать 30 размера. Правда, это касается только классических моделей известных американских фирм — остальные страны придерживаются своей классификации. А если остановиться на приобретении китайского варианта, то таблица размеров и вовсе не укладывается в привычные стандарты.

3. Длина классических моделей американских джинсов значится в дюймах. Как правило, она варьируется в пределах от 28 до 36, что в переводе на наши сантиметры обозначает от 157 до 190 см. Самая ходовая длина — 32 и 34. Первая цифра соответствует росту 170-175 см, вторая — 180-185 см.

4. Выбирая джинсы в солидном фирменном магазине, обратите внимание на те модели, которые при первой примерке немного малы. В процессе изготовления классических джинсов ткань специально подвергают небольшой усадке, чтобы она при носке одежды села точно по фигуре и обрела контуры тела своего владельца.

5. Низ брючин должен слегка прикрывать верхнюю часть обуви, но не доставать до земли. Самому подшить джинсы сложно или же придется делать бахрому по нижнему краю.

6. Во время примерки необходимо убедиться, что сзади джинсы плотно обтягивают мягкую часть тела: нигде не отвисают и не образуют складок. Спереди на бедрах картина должна быть аналогичной. Но самое главное — это правильно подобрать джинсы по крою с учетом особенностей своей фигуры.

Занятные факты:

 -  Леви Страус приехал в Америку из Баварии, однако он не немец, а еврей. Джейкоб Девис также был евреем, но родился в Риге, на тот момент (1831 год) состоявшей в Российской империи, так что джинсы с некоторой натяжкой можно считать российским изобретением.

 -  Первые джинсы были коричневого цвета — пара таких штанов из самой первой партии выставлена в музее Смитсоновского института.

 -  Поначалу штаны именовались «overalls» (комбинезон), считались рабочей одеждой, появление в них на публике было моветоном. После выхода в 50-е годы фильма «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли «overalls» мгновенно завоевали молодежь Америки, а старшее поколение объявило штанам войну. Их запрещали в школах, как это позднее было в Советском Союзе. «Леви Страус», поймав настроения масс, в 60-е годы переименовала «overalls» в джинсы.

 -  В 1961 году в СССР по делу приговоренных к расстрелу валютных спекулянтов Яна Рокотова и Владислава Файбишенко одним из пунктов обвинения была торговля джинсами. По легенде, Рокотов в последнем слове сказал: «Джинсы бывают только «Левайс». Все остальное — просто штаны».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 31 мая 2017

Заголовок в газете: Деним – как много в этом слове!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру