Новую «Медею» поставили в «Одном театре»

Зрители услышат текст Сенеки и песни «АукцЫона»

В главной роли краснодарцы и гости столицы Кубани увидят Татьяну Башкову

Зрители услышат текст Сенеки и песни «АукцЫона»
Фото: blog.oxforddictionaries.com

Текст времен раннего христианства — в наши дни.

Арсений Фогелев представит новую «Медею». Зрители услышат текст Сенеки и песни «АукцЫона», а в главной роли увидят Татьяну Башкову.

«Медея» — трагедия о мстительной и страстной колхидянке, убивающей своих детей. Спектакли по этой истории, будь они поставлены по текстам Еврипида или Сенеки, Жана Ануя или Хайнера Мюллера, нередко появляются на русской сцене.  

В «Одном театре» «Медея» уже была: в 2013 году тут поставили драму по тексту Жана Ануя. Режиссер тоже Фогелев, Медею играла Татьяна Башкова, а Ясона — сначала Андрей Харенко, затем сам постановщик. Но пьеса довольно быстро вышла из репертуара: Фогелев был недоволен качеством. 
Спектакль сняли, а загадка мифа о Медее осталась. И вот к пятилетию театра Арсений Фогелев вновь вернулся к истории о незадачливом Ясоне, гневной Медее и страдающих детях. 

Из прошлой постановки в новую перекочуют «Арго» — старый автомобиль, некоторая нуарность визуального стиля и три актера/персонажа: Татьяна Башкова (Медея), Татьяна Корякова (кормилица) и Евгений Женихов (Креонт). 

По заверению постановщика, зрителей ждет не переработанная версия прежнего спектакля, а нечто принципиально иное. Прежде всего — новый текст. Вместо поэтичной прозы Ануя актеры будут говорить стихами Сенеки. Сенека — не только воспитатель Нерона, но и философ-стоик; а сам текст был написан во времена раннего христианства.

Это первый случай постановки в «Одном театре» античной драмы в стихах. Артисты не боятся трудного текста: признавая сложности стихотворной речи, они готовы рассказать историю о Медее так, чтобы зрителю было интересно. 

Далее, музыкальное оформление: все занятые в постановке актеры будут петь и играть на музыкальных инструментах. Неизменный герой античной драмы — хор; здесь же зрителей ждет оркестр. Звучать будут песни группы «АукцЫон»: как отмечает режиссер, «их футуристические тексты и динамичная музыка подойдут куда угодно». Для этой премьеры театр покупает новое звуковое оборудование.
И дети Медеи — уже не малыши: в новой постановке они выйдут на сцену. Подростки, юные личности, объединенные любовью к матери и готовые ради нее на все. 

Роль Ясона, бывшего искателя руна и предводителя аргонавтов, исполнит Иван Чиров. Арсений Фогелев видит в Ясоне человека, сломленного судьбой: «Герой должен был править в Иолке, его к этому готовят; он приходит, а ему говорят: «Нет, езжай за руном». Он собрал братву, мог бы завоевать власть, но как честный человек, воспитанный кентавром, поехал за золотым руном. Казалось, все хорошо, но потом потерял кучу людей. Появляется женщина, которая решает все твои проблемы, и что ты делаешь? Конечно, цепляешься за нее, как за мамку, пользуешься... Дальше что-то пошло не так. А что и как пошло — будем смотреть». 

В роли Креусы, дочери Креонта и новой невесты Ясона, молодая актриса Дарья Женихова. Ее роль у Сенеки не прописана, существует лишь как имя; но в спектакле Креуса — полноценный и значимый персонаж. Как отмечает режиссер, «если подумать, дочери Креонта радоваться нечему: ты выходишь за мужика, который только что ушел от своей жены, про которую говорят, что она ведьма».

Главный вопрос к режиссеру: так убивала ли Медея своих детей? Он отвечает уклончиво: «Большой вопрос, убивает Медея или не убивает. Текст Сенеки основан на Еврипиде, а тот, говорят, исказил сюжет, чтобы обелить коринфян. Но нам неважно, было это, не было. Мы имеем миф, а миф, как писал Лосев, следует судить с позиции самого мифа, а не с точки зрения реальности. Нужно зрителя заставлять думать… Вопрос не в том, убила или не убила. Вопрос в том, чего хотят Медея и Ясон, вопрос в мотивах. Когда, например, мужчина не изменяет жене — а на самом деле мечтает об этом каждый день, то его что-то сдерживает, но желание и мотивация есть. Здесь — о том же. Люди говорят: «Я бы никогда не убил ребенка…» Но ведь бывают минуты, когда ты говоришь: «Убил бы!»

Таким образом, зрителей Краснодара ждет нескучная античная трагедия, сыгранная — и в драматическом, и в музыкальном смысле — хорошими актерами. История не столько о ревности и детоубийстве, сколько о внутренних переживаниях, о скрытых и явных побуждениях, об отношениях: мужчин и женщин, детей и родителей. Все как у нас, только в мифе.

Кстати, в творческих планах театра — не только премьеры по Прилепину и Яблонской, но и масштабный фестиваль независимых театров, который откроет «Гоголь-центр». Но это следующей весной. А пока — «Медея». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Медея-2: перезагрузка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру