Кому показана хирургия ожирения

Нужно ли избавляться от переизбытка веса

глобальная проблема, которая не дает покоя почти каждому жителю страны: как похудеть, объедаясь на ночь. Однако решение дилеммы все же находят не сатирики, а врачи, в том числе кубанские, предлагая в этом качестве хирургию ожирения. 

Нужно ли избавляться от переизбытка веса
Фото: MRT-DIAGNOSTICS.RU

Где-то на подкорке у каждого (ну или почти у каждого) из нас сидит уверенность, что быть худым — это значит быть красивым. Молодым. Спортивным. Сексуальным. Популярным. Однако загвоздка не в том, что большинство из нас старательно стремится к идеалу, а в том, на какие жертвы мы отваживаемся в попытке его достичь. 
Проблема — в голове
Хирургия ожирения кажется раем для тех, кому недосуг крутить педали или наматывать километры на пробежке. Возможно, по этим причинам число бариатрических операций растет...
В числе клиентов одной из краснодарских клиник оказалась и 43-летняя Светлана С., владелица процветающего строительного бизнеса. Она рассказала, что быть стройной мечтала всегда. И испробовала, наверное, все на свете известные диеты. Результат был кратковременным, и лишние килограммы очень быстро возвращались на место. Физические упражнения тоже не помогали — процент похудения никак не хотел соотноситься с затраченными на то усилиями. В проблемах, которые начались и в семье, и в бизнесе, сама Светлана упорно винила свой внешний вид. И однажды, глянув на свое отражение в зеркале, решила, что «с этим надо срочно что-то делать».
— Обратиться к хирургам мне посоветовала подруга, которая уже имела с ними дело, — поделилась Светлана. 
После стационара Светлана, по ее признанию, вернулась совсем другим человеком. Лишние килограммы стали таять на глазах, откуда-то появились бодрость и энергия. На волне радужного оптимизма сдвинулся с мертвой точки бизнес. Стали налаживаться отношения с мужем.
Сегодня, после необратимого хирургического вмешательства, после потери пятидесяти с лишним килограммов и серии подтяжек провисшей из-за похудения кожи, она сто раз бы подумала, прежде чем лечь под нож... Кстати, отношения с мужем все равно не сложились, и стройная Светланина привлекательность, ради которой было принесено столько жертв, никак не смогла исправить положение.
— Теперь я точно знаю, — говорит Светлана, — что красивые тоже плачут…
В последнее время обретать стройность с помощью скальпеля хирурга стало модно и в среде представителей большого бизнеса, большого творчества и не менее больших чиновников. Что это? Производственная необходимость в условиях жесткой конкуренции или новые требования дресс-кода для публичных людей и административных работников высокого полета? 
Лишние части
Откуда докатилась до России и до Кубани мода на похудение, теперь судить сложно. В 50-е годы, когда на западе заговорили о бариатрической хирургии, на тогда еще советских просторах был популярен другой лозунг, о здоровом теле — носителе здорового духа. Другое дело — американцы, которые, если верить ученым из Северо-Западного университета, к 2020 году растолстеют почти поголовно. К этому времени ожирением будет страдать большинство трудоспособного населения: более 60 процентов мужчин и 70 процентов женщин. Что же касается не в меру упитанных американских детишек, то для спасения их здоровья ученые Гарвардского университета и вовсе предлагают лишать родительских прав их мам и пап. Потому неудивительно, что почти половина американцев, которая страдает ожирением уже сейчас, понимает, что диетой и физическими упражнениями положения не исправить. 
Удивительно как раз другое: разочаровавшиеся в диетах и спортзалах американские толстяки все-таки не спешат обращаться за медицинской помощью. Хирургические операции для снижения веса достаточно эффективны, но меньше 2% людей, которые могли бы быть кандидатами на операцию, решаются на этот шаг. 
Очевидно, кубанцы на поверку оказываются куда смелее американцев, и спрос на услуги доброго десятка местных клиник, предлагающих лечение ожирения хирургическим путем, год от года растет. И не особо влияет на него высокая стоимость таких операций: от 60 000 до 300 000 и более тысяч рублей, в зависимости от типа и сложности. Как и то, что (поскольку относится бариатрия к области пластической хирургии) в России все финансовое обеспечение таких операций целиком ложится на плечи пациента и его родственников. 
На сегодняшний день в кубанских клиниках выполняют более 10 разновидностей операций по ликвидации ожирения. Самые популярные — установка внутрижелудочного баллона, регулируемое бандажирование, продольная (она же вертикальная, или рукавная) резекция желудка... Заметим, что большая часть таких операций — органосохраняющая, то есть не подразумевает удаление части желудка и, следовательно, является обратимой. Правда, если после получения результата «все вернуть, как было», то и лишние килограммы тоже могут вернуться на свое место. Более высокую стабильность результата, как объясняют хирурги, гарантируют как раз операции необратимые, с удалением части органа. Но отметим, что для проведения такой операции требуются определенные медицинские показания.
Кому же «разрешаются» бариатрические операции? Прежде всего пациентам, индекс массы тела которых больше 40. Кстати, рассчитать свой ИМТ несложно: нужно свой вес (в кг) разделить на квадрат роста (в м). Если получившееся число находится в пределах от 18,5 до 24,99, то гордитесь, вы в хорошей форме. Если ИМТ приближается к 30-35, то у вас — некоторые проблемы с лишним весом. Если же индекс больше 40, то пациент страдает морбидным (болезненным) ожирением, и стать стройным ему, скорее всего, поможет лишь хирургическое вмешательство.
Впрочем, у человека с ИМТ больше 40 все равно есть выбор: затратив массу усилий и средств, смоделировать на собственном теле тот самый заветный идеал. Или, отыскав внутри море оптимизма и веры в жизнь, слегка подправить положение диетой и посильными упражнениями. И быть счастливым, потому что желает таким быть. Ведь на самом деле, как считают психологи, окружающие ценят не соответствие человека идеалу, а его желание к нему приблизиться.
Впрочем, у фразы «быть худым значит быть…» возможны несколько продолжений. Однако предпочтительнее то, в котором на месте многоточия будет стоять слово «худым». И только. Всего остального, что, как считается, должно сопровождать умопомрачительную стройность (успеха, например, ли спортивности) придется добиваться параллельным курсом. И прежде чем решаться на радикальную «реконструкцию» своего внешнего вида, стоит задуматься, ДЛЯ ЧЕГО вам это нужно, ЧЕГО ИМЕННО вы хотите достичь с определенным риском для здоровья и стоит ли все это затраченных усилий. Впрочем, дискуссия по поводу остается открытой.

История лечения ожирения хирургическим путем
После долгих лет клинических исследований к началу 50-х годов стало ясно, что уменьшение длины кишечника приводит к значительной потере веса. Тогда перед хирургами встал вопрос: можно ли использовать «синдром короткой кишки» для лечения морбидного (болезненного) ожирения?
Хирургическое лечение лишнего веса, вызывающее контролируемую мальабсорбцию (снижение всасывания питательных веществ), в идеале должно было бы способствовать значительному, устойчивому снижению массы тела, сопровождаться минимальными побочными эффектами, в том числе и отдаленными, и быть обратимым.
Обратимость была необходима для того, чтобы обеспечить возможность безопасной коррекции в случае возникновения ятрогенных (вызванных самой операцией) осложнений.
Начало хирургии ожирения — бариатрической хирургии относится к 1950-м 
годам, когда было выполнено первое 
тоще-подвздошное шунтирование (выключение из процесса пищеварения почти всей тонкой кишки).
Это хирургическое вмешательство послужило прототипом всех последующих операций по лечению ожирения, вызывающих мальабсорбцию, и составляющих отдельную ветвь на генеалогическом дереве оперативного лечения избыточного веса.
Операции, вызывающие мальабсорбцию, приводят к уменьшению длины и площади внутренней поверхности тонкой кишки, что вызывает ухудшение переваривания пищи и всасывания питательных веществ. Таким образом, эти операции способствуют уменьшению массы тела (преимущественно за счет жировой ткани). Процесс снижения веса останавливается, когда достигается равновесие между потреблением и расходованием калорий, что является адаптационной функцией пищеварительной системы, при этом уменьшается потребность организма в энергии.
В 1960-х годах в хирургическом лечении лишнего веса появилось новое направление — операции, одновременно вызывающие мальабсорбцию и ограничивающие объем полости желудка, хотя предполагалось, что в основном снижение массы тела будет происходить за счет последнего.

Комментарии специалистов
Андрей Кармадонов, кандидат медицинских наук, член правления Российской ассоциации хирургии ожирения:
— Только бариатрическая хирургия позволяет вернуть пациента к нормальной жизни и вырвать его из лап сахарного диабета, сердечных и легочных заболеваний. А то, что при этом меняется в лучшую сторону внешний вид, значительно улучшается качество жизни во всех аспектах, является лишь приятым дополнением.
Для проведения операции существуют строгие показания, принятые во всем мире. Хотя к каждому пациенту мы подходим индивидуально и стараемся всегда найти правильное решение.
Поскольку в ближайшее время универсального лекарства от лишнего веса не будет, бариатрическая хирургия остается единственным действенным методов в борьбе с тяжелыми формами ожирения. Краснодарский край, как и все другие регионы, обречен развивать это направление. 
Но сразу хочется предостеречь пациентов. Бариатрическая хирургия – очень сложный и ответственный раздел хирургии. Путь становления бариатрического хирурга долог. Свое здоровье можно доверить только доктору, который постоянно выполняет подобные операции в клинике, где есть все необходимое для помощи в прямом и переносном смысле тяжелым пациентам. Выполнение бариатрических операции между делом, дилетантский подход абсолютно недопустимы.
Руслан Сиюхов, хирург:
— Подчеркну, что относить бариатрические операции к области пластической хирургии, из-за чего их стоимость вынуждены покрывать сами пациенты, в корне неверно. Это не хирургия красоты, это — медицина. Не берусь говорить, оперирует ли кто-либо пациентов, которые просто, без усилий, желают сбросить килограммов 15. Мы не о стройной фигуре заботимся, мы даем шанс людям с третьей степенью ожирения (или с первой и второй степенью при сахарном диабете) вернуть качество жизни, здоровье. 
В моей практике были случаи, когда оперировали пациентов весом больше двухсот килограммов. Никакая диета им уже не поможет. Морбидное ожирение практически всегда подразумевает наличие у пациента серьезного нарушения обмена веществ — метаболического синдрома, или синдрома резистентности к инсулину. Такие люди просто не могут отказаться от еды. Спорт для них тоже невозможен. Часто бывает так, что не то что гимнастика — обычная ходьба становится непосильным занятием. Ожирение — это инвалидизирующее заболевание. Люди теряют трудоспособность, становятся инвалидами в молодом возрасте. Болезненное ожирение приводит к сбоям в работе сердца, не выдерживают сосуды, разрушаются суставы. Кстати, ортопеды не берутся лечить таких пациентов, потому что протезы, которыми можно было бы заменить разрушенные суставы, попросту не рассчитаны на подобную нагрузку.
Выход для них — операция, на которую они соглашаются, дойдя до отчаяния и безу-
спешно перепробовав все другие способы сбросить вес. Хотя риск осложнений при бариатрических операциях невелик — 2-3%, но он существует. В очень редких случаях операция может привести к летальному исходу. Обо всех возможных последствиях оперативного вмешательства мы подробно информируем пациента. 
Подчеркну: для того чтобы решиться на радикальное хирургическое вмешательство, нужно мужество. И люди, которые собираются дать бой своей болезни, заслуживают не осуждения (дескать, силы воли нет – самому от тортиков отказаться, желудок себе подрезать решил, чтоб есть поменьше), а уважения в обществе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Стремление к дресс-коду, или Кому показана хирургия ожирения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру