Мы разучились думать?

Вчерашняя кубанская школьница размышляет о сегодняшнем ЕГЭ

У восемнадцатилетней Маши сегодня праздник: по результатам ЕГЭ она преодолела порог успешности. Ура, ватерлиния знаний в этом году на порядок ниже, чем в предыдущем. Выпускники радуются. Но чем обернется очередная реформа образования для многих поколений россиян и какой подтекст скрыт за такими «подарками судьбы», задумываются немногие

Вчерашняя кубанская школьница размышляет о сегодняшнем ЕГЭ

Каждый год выпускники, а также их родители и учителя активно обсуждают проблему единого государственного экзамена. Не отстает и пресса. Как преодолеть порог успешности, меры ужесточения контроля, установка видеонаблюдения, выведение новых видов КИМов — вот он, круг пресловутых проблем, часто обсуждаемых обществом по мере приближения сроков сдачи экзамена. В этом году большую радость и ажиотаж в абитуриентских кругах вызвало понижение порога успешности по основным предметам. Это и понятно: теперь гораздо больше шансов получить аттестат о среднем общем образовании без особой головной боли. Многие выпускники вздохнули с облегчением, и еще с большим облегчением вздохнули их учителя: производительность их труда теперь формально должна повыситься. Казалось бы, баба с возу — кобыле легче, но все ли на самом деле так безоблачно?

Ни для кого не секрет, что престиж страны и ее положение в мировом сообществе во многом зависят и от общего уровня знаний ее населения. ЕГЭ — это своего рода стандарт, который выявляет этот самый уровень. Получается, что порог успешности — это та планка, которая разделяет человека знающего, грамотного от человека незнающего, безграмотного. Нужно сказать, что перечень тем, входящих в школьную программу, год от года почти не меняется. Выходит, что те, кто недотянул в прошлом году, по нынешним меркам мог бы уверенно сдать. С 2010 по 2013 годы порог успешности менялся незначительно: в прошлом году для сдачи экзамена по русскому языку нужно было набрать 36 баллов, по математике — 24. Нынешние же выпускники довольствовались пределом в 24 балла по русскому языку и 20 по математике. Итого: минус 12 баллов грамотности по русскому и минус 4 балла по математике. Что и говорить, какое облегчение экзаменуемым и какой урон — качеству знаний! Ведь логичным следствием понижения порога успешности станет (да и уже стало) понижение уровня знаний всего населения в целом.

Очевиден парадокс: сейчас можно говорить о том, что само введение ЕГЭ не было направлено (или не оправдало надежды этих начинаний) на повышение общей грамотности, но даже при этой форме сдачи экзамена происходит своего рода дальнейший дефолт знаний российских граждан. Притом осуществляется он сознательно со стороны власти и с нескрываемой радостью со стороны населения (потенциальных экзаменуемых, абитуриентов). Получается, мы сами рады тому, что становимся все глупее политически, экономически и имеем все меньше возможности взглянуть на ситуацию в целом. Наша политическая безграмотность и есть причина и следствие тех реформ, которые проводятся в стране, и виноваты в этом не власть, не чиновники, а только лишь само население.

Об упадке престижа образованности в нашей стране свидетельствует и еще одна реформа образования — отмена золотой медали. Еще пару лет назад и представить было невозможно, что кто-то посягнет на этот бонус, эту мечту, к которой, придя первоклассником, стремится ученик. Конечно, отмена золотых медалей связана с тем, что формально ее наличие уже не дает абитуриенту никаких преимуществ в конкурентной борьбе при поступлении в вуз. Но разве это будет главным аргументом для вашего ребенка? Разве медаль — это не приз, который дается за успехи в учебе, как поощрение за то, что на общем фоне ученик выделяется своими познаниями? Нужно помнить, что школьники — это еще дети и при отмене золотой медали многие лишаются мотивации: медали нет, красный аттестат тоже не дает никаких преимуществ, преодолеть порог успешности ЕГЭ теперь можно сильно не напрягаясь, а потом поступить на коммерцию и таким же образом получить диплом. Именно так из вузов и происходит выпуск специалистов, так скажем, средней руки. Вот она, перспектива! Мы разучились думать, потому что именно этого от нас и ждут. Мы разучились мечтать, планировать, потому что теперь постоянную валюту — знания — заменила другая непостоянная валюта — нала. Остается надеяться, что в скором времени нас ждут возврат золотых медалей и сдача устного экзамена, по старинке. А пока восемнадцатилетняя Маша радуется, ведь она преодолела порог успешности. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру