Путь художника

От Белуччи в перьях и седовласого Киркорова до иконописных настроений

В Краснодарском художественном музее имени Коваленко проходит персональная выставка одного из самых известных художников российской действительности — Никаса Сафронова.

От Белуччи в перьях и седовласого Киркорова до иконописных настроений

Сафронов — это величина номер один на безбрежных просторах российского художественного мейнстрима. Его знают все, а взглянуть на работы из персональной экспозиции автора захотел практически каждый житель Краснодара. Кто-то уверенно присоединяется к скандированию дифирамб уникальному художнику, а кто-то нервно пожимает плечами и отправляется размышлять на тему: а что же поклонники в творчестве Сафронова называют гениальным?

Специально для «МК» на Кубани Никас Сафронов ответил на несколько вопросов, касающихся его творческой деятельности и жизни.

— Никас, расскажите о картинах «Сон Ботичелли или готический вход в храм» и «Сон ангела, благо опыляющего храм»? Почему именно «сон», вам действительно привиделись во сне сюжеты для будущих картин?

— Я действительно вижу во сне сюжеты для своих картин, но они не приходят просто так из ниоткуда. Вечером я записываю в блокнот впечатления прошедшего дня, эти образы трансформируются во сне, частично стираются, дополняются моими знаниями и опытом. В результате получаются картины, которые являются интуитивно угаданным и в то же время точно найденным образом, полным метафор, аллегорий и скрытых смыслов. Если бы Менделеев не думал постоянно о своей таблице, не проводил бы все время в расчетах и исследованиях, то таблица не пришла бы к нему во сне. С моими картинами схожая история.

— Что вдохновило вас на написание «Holiday of light»?

— На этой картине я представил нашу сегодняшнюю жизнь, каменный колодец — современные реалии, в которых мы живем, то замкнутое пространство, которое ограничивает наше представление о мире. Дерево — живой символ надежды, движение к свету и божественной сущности, к которому все стремятся. Шары, представленные на картине, олицетворяют важные формирования нашего общества: семью, государство, законы.

— У вас очень много портретов знаменитостей. А бывает, что портрет обычного, «незвездного» человека вы пишете с таким же вдохновением и интересом?

— Все портреты я пишу с увлечением. Для меня нет больших или маленьких людей, интересны все. Как сказал великий философ, «для мудреца каждый встречный — учитель». Как-то я однажды сказал, что сейчас никто не интересуется теми, кто ищет миллион, все интересуются теми, кто его нашел. Мне сегодня, как и многим, больше интересны те люди, которые нашли свой миллион, т.е. состоялись в своей профессии, кто заставил о себе говорить — будь то хирург, или Папа Римский, или талантливый актер или музыкант, но это, правда, не относится к случайным знаменитостям, которые стали известны только благодаря раскрутке в СМИ.

— Есть ли у вас любимые художественные стили, направления? Чему отдаете предпочтение?

— Реализм, сюрреализм, символизм, я придумал новую технику, которую назвал Dream vision — как бы впечатления о сне, который ты помнишь еще минут пятнадцать после пробуждения, но он начинает размываться в памяти. Я создаю произведения в разных техниках и стилях, постоянно пробую новое.

— Если бы у вас была возможность приобрести одну картину любого художника, жившего в любой период времени, что за полотно это бы было?

— Плащаницу, но этот артефакт не может принадлежать одному человеку, а так мне нравится очень много художников. В юности — Эль Греко, Гойя, а еще раньше — Микеланджело, потом уже — Ван Эйк, Брейгель, Коро, Тернер, Фридрих Каспар. Сегодня я бы выбрал Питера Брейгеля старшего, Грюнвальда, и еще лучше Тернера, который обладал удивительной способностью писать масляными красками, словно акварелью.

— Вы смогли бы назвать несколько имен современных российских художников, которые действительно оказывают влияние на искусство сегодняшнего дня?

— К сожалению, зачастую те художники, которые оказывают большое влияние на современное искусство, не имеют к искусству никакого отношения. Но нужно отметить Илью Сергеевича Глазунова, к которому я отношусь с большим уважением как к художнику и который вошел в историю и прославился хотя бы уже тем, что создал классическую академию, откуда вышло много замечательных молодых талантов.

— Очень многие в Краснодаре любят и высоко ценят ваше творчество, а вы каким городам России отдаете предпочтение? Где жизнь кажется вам наиболее комфортной?

— Мне комфортно в городе, где я родился, в Ульяновске, конечно, люблю Москву, обожаю Киев, Краснодар тоже очень нравится, здесь много красивых и интересных людей, замечательный губернатор Ткачев, много исторических памятников и атмосфера такой уютной легкой провинциальности.

— Вспомните одно путешествие, которое наиболее мощно вдохновило вас на создание художественного произведения? Что это была за поездка?

— Путешествие в Рим в 1990 году, где встретился с Папой Иоанном Павлом II. Эти встреча и путешествие вдохновили меня на написание картины «Тайная вечеря», в которой я соединил библейскую легенду и современные реалии.

— У вас много наград и премий. До сих пор радуетесь каждой или все-таки со временем призы теряют свой «вес»?

— Призы и награды никогда не вызывали у меня особого трепета, все они стали приходить, когда я уже состоялся как художник. Но когда люди хотят отметить заслуги и награждают, то это, конечно, приятно, всегда очень почетно и достойно уважения, особенно если награждают в Кремле или в храме Христа Спасителя, где есть особая духовная атмосфера.

— Вы творите в тишине или под музыку? Если второй вариант — какая это музыка?

— Когда я работаю, я включаю старые фильмы, французские или итальянские, те, в которых играют такие актеры, как Бурвиль, Фернандель, Лино Вентура, или же наши фильмы Гайдая и Данелии. Из музыки я предпочитаю Вивальди, Генделя, Моцарта, клавесинную музыку, готические хоралы, музыку трубадуров и менестрелей, которая уводит от реальности и создает особую ауру вне времени и пространства, так необходимую мне для работы.

— Вы на данный момент полностью удовлетворены своей творческой реализацией?

— Нет, никогда не удовлетворен ни своими работами, ни своей самореализацией. Я всегда нахожусь в поиске, который и есть основа моего искусства.

— Художнику присуща полигамность или моногамность? Что вы думаете по этому поводу?

— Все зависит от времени, от момента. Человек меняется, сначала нравятся многие, потом кто-то один, также существуют привычка и привязанность. Я нередко повторяю, что я женат на искусстве. Если можно выразиться пафосно, то я по-настоящему принадлежу только искусству.

— Небольшой совет для начинающих художников, вдохновляющихся вашим творчеством. Чего или кого ждет современное искусство?

— Быть профессионалами, не верить в случайность, хотя она тоже может сыграть роль. Добиться успеха и состояться в профессии можно только если досконально знать свою работу. Быть обязательным и верить в свою удачу.

— Творить в России или на Западе?

— Если вы обо мне, то мне хорошо работать везде. Но, как говорится, дома и солома едома. Здесь мои друзья, семья, дом, который я так долго строил.

— А правда, что певица Мадонна лично приобрела вашу картину?

— Да, давно в Лондоне. Но что-то я ей и подарил. Уникальная женщина, ей 54, а она все время на пике популярности, а в ее области это действительно очень сложно.

Любимец российских бизнесменов из списков Forbes и художник, работающий в стилях импрессионизма, кубизма, сюрреализма и даже иконописи (!), Никас Сафронов равнодушным еще никого не оставлял.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру