Явление хиппи

Цветочная революция стала возможной из-за излишков национального богатства

Середина и конец 60-х знамениты тем, что экономика Штатов и европейских государств заработала эффективно, во всю мощь, и стали появляться излишки национального богатства. Именно эти излишки дали возможность возникнуть некоему движению, а лучше сказать — явлению, имя которому хиппи.

Цветочная революция стала возможной из-за излишков национального богатства

Майки-махровки и красные кеды

«Хиппи» переводится с английского как «дети цветов». Казалось, что может быть общего с цветами у длинноволосых юнцов, порой нечесаных, в тертой, зачастую рваной джинсовой амуниции? Однако ответ есть. Цветы, что мы видим в поле или дарим любимым, подразумевают некое доброе, светлое, неагрес​сивное начало. Можно их воспри​нимать и как символ зарождения чего-то нового. Так вот, юноши и девушки из породы хиппи стояли на том, что основным качеством людей должна являться любовь (помните битловское «все, что тебе нужно, — это любовь»), и считали себя осново​положниками некоего нового образа жизни.

В манере одеваться хиппи за​падные (так сказать, первоисточ​ники) и наши, советские, были идентичны. Кому сейчас под пять​десят, хорошо помнят длинново​лосую молодь, «чапающую» по улице Красной, ошивающуюся в районе горсада или Затона. Джинсы обязательно должны были быть потертыми от коленей и выше, узкими и короткими — что​бы виднелись носки желтого, бе​лого или же — самый шик — крас​ного цвета. Следы изношенности должна была носить и джинсовая курточка, короткая, чрезвычайно неудобная, из-под которой, если брюки не затянуты ремнем, по​стоянно торчала рубашка. Обувь, однако, — вельветовые или зам​шевые, так называемые шузы — уже не дол​жна была иметь следов потерто​сти. Те, у кого не хватало средств или сноровки, чтобы достать де​фицитный «шузняк», красовались в ярких, обычно красных кедах производства КНР, носивших на​звание, прошу прощения, говно​давы (название взято из нашу​мевшей книги Энтони Берджесса «Заводной апельсин», переведен​ной на русский лишь в самом на​чале 90-х, однако, вот, окольны​ми путями пришло). Летом мест​ные хиппари таскали майки-махровки, порой сшитые из отече​ственных полотенец, а в более прохладное время — приталенные, с простроченной в домашних ус​ловиях планкой и пришитыми к кончикам воротника пуговичками, самопальные батники. Можно было по типу сегодняшних фенечек носить брелок любого вида или даже крест, причем по размерам чем больше, тем лучше. Автор сих строк бряцал такой медяшкой с глубокомысленной фразой, выцарапанной гвоздем, «Hippy — my God» (хиппи — мой Бог).

Бедные и богатые

В отличие от наших доморощен​ных российско-кубанских хиппи, которые по сути являлись подра​жателями, данное движение на За​паде явно носило элемент протес​та. Протеста против сытой жизни зажравшегося буржуа или мещани​на. Отсюда — поношенная одежда, которая как бы говорила: «Смотрите, мне плевать на ваши костюмы и смокинги, я не такой». В качестве «рок-старз» этими молодыми людь​ми безоговорочно признавались Джим Моррисон, который, кстати, имел чуть ли не аристократичес​кое происхождение (отец — адми​рал), но в анкетах напротив пункта «семейное положение» с некоторых пор писал «родителей не имею», а также бард-философ Боб Дилан со своими знаменитыми песнями протеста.

Что же касается наших отече​ственных хиппи, то ни о каком про​тесте речи не велось, ибо в стра​не не было явного расслоения на бедных и богатых. Это на Западе дети богатеев, как тот же Морри​сон или Пол Гетти III, внук бога​тейшего нефтяного магната, ухо​дили из семей. Пол Гетти III, кста​ти, «доуходился». Он одно время продавал свои чеканки на площа​ди Фонтанов в Риме, затем был похищен с целью выкупа. Похити​тели, дабы доказать серьезность намерений, отрезали ему ухо и отослали в посылке деду. После освобождения юный Пол хиппо​вать перестал.

У нас из семьи ник​то, само собой, не уходил, не было необходимости протестовать, а во-вторых, кушать что? Мы просто вечерком, а то и днем сбивались кучкой и шли на Красную. Просто чтобы людей посмотреть, себя по​казать. Иногда приземлялись где-нибудь на лавочке в скверике и кайфовали. Кстати, это слово тог​да имело несколько другой смысл, чем теперь. Правильный перевод «кайфа» — «бесцельное приятное времяпрепровождение». Вот мы и болтались бесцельно.

Гости с туманного Альбиона

На кубанских хиппарей огром​ное впечатление произвел приезд в Краснодар летом 1971 года груп​пы английских студентов по линии обмена. Они совершенствовали знание русского языка в КГУ, а жили в общаге у Затона. Конечно, наш молодняк, и хиппари в том числе, к ним сразу потянулись. Мы ожидали, что после знакомства с английскими юношами и девушка​ми нам откроется некое озарение, мы поймем о самих себе, навер​ное, какую-то великую истину.

Ис​тину нам, впрочем, не открыли, а вот надпись с моего браслетика была гостями воспринята, мягко говоря, без энтузиазма. Как мне стало известно из беседы, хиппи, конечно, ребята — ничего, но, как правило, бездельники, да еще и курят разную пакость. Учиться, ра​ботать не хотят. Зато кушають (па​рень по имени Джон так и сказал: «кушають») каждый день. А поче​му страна, где пусть даже есть возможность содержать тунеяд​цев, должна это делать? Вот та​кую нам прочитали отрезв-ляющую лекцию.

Были, впрочем, в английской группе два или три патлатика. Од​нажды, когда с одним из них автор статьи с друзьями радостно беседовал о битлах и роллингах, некая любознательная старушка робко поинтересовалась у воло​сатика, зачем, мол, юноше космы до плеч, может, денег на парик​махерскую нет? На что гость из туманного Альбиона, ничуть не обидевшись, ответил, что ведь у Карла Маркса тоже были длинные волосы.

— Но Карл Маркс был умным человеком, — несколько стушева​лась бабуся, не предвидя, что дело примет политическую на​правленность.

— А я тоже умный человек! — гордо заявил студент, на чем дискуссия и завершилась. Кстати, эта байка потом очень долго ходила в среде кубанских хиппаков.

В поисках свободы

Активисты хиппового движе​ния проповедовали два ухода. Первый — из городов, иными словами — рюкзачная революция. Западные хиппи пробовали жить коммунами, даже трудились там, выращивали овощи, пытались разводить скот. В этих общинках понятие «любовь», подразумева​ющее глубокое интимное чув​ство, направленное на другую личность, которое хиппи тракто​вали более аморфно, трансфор​мировалось в элементарную по​ловую распущенность.

Другие пошли дальше и группками или поодиночке устремились в Ин​дию (еще один уход). Эта стра​на прельщала «детей цветов» по разным причинам: здесь до сих пор терпи​мо относятся к всевозможным религиям и верам. Кроме того, сама их суть допускала обособ​ленность от мирских сует и воз​можность, как считалось, выхо​да духовного, астрального нача​ла человека в космос или еще там куда, особенно при нарко​тическом опьянении. И наркоти​ки — самые дешевые на плане​те. Небольшие колонии хиппи, члены которых разменяли шес​той десяток лет, еще и сейчас коптят небо в загадочной стра​не, например, в административ​ной единице Гоа, что располо​жена на западном побережье Ин​достана.

Наши отечественные хиппи, тем более кубанского розлива, ни о каких Индиях и не мечтали. А вот с наркотиками, запаренной пыльцой конопли, дело имели. Одни сдуру старались подражать «старшим братьям» Запада, дру​гие, впервые закуривая, думали, что пристраститься может кто угодно, но не он, надеясь на «авось пронесет». Не буду назы​вать имен и фамилий, чтобы не травмировать родных, но абсо​лютно у всех знакомых хиппи, ба​лующихся тогда анашой, судьба оказалась из​ломанной. Один, уже создавший семью, повесился. Другая застрелилась из охотничьего ружья. Третья ​двинулась рассудком.

Спасибо старшим товарищам и отцу, ко​торые в то время, как мои воло​сы были до плеч, а в самой голо​ве пустовато, — возраст! — смог​ли достучаться, объяснить, что наркотик — это ловушка навсег​да. Зверь ходит вокруг клетки и чувствует: что-то не то. Но, видя приманку или чувствуя ее запах, не выдерживает. Лезет. За ним захлопывается дверь, и он навеч​но остается в плену. Так и с нар​котиками. Тем более перед гла​зами были примеры смерти Джимми Хендрикса, Брайана Джонса. Даже в кончине Моррисона до сих пор не все ясно, но наркотики там явно присутство​вали. Лучше уж пивко под вяле​ную рыбку, но и это, впрочем, вопрос спорный.

В своей же основной массе отечественные, кубанские, хип​пари, хоть внешностью и напо​минающие дикобразов, только причесанных, были народом серьез​ным. Почти все сегодняшние наши известные художники — бывшие волосатики. Среди хип​пи 60-х есть теперешние сотруд​ники местной периодики, приличные врачи, музыканты. Наташенька Бабицкая (в школь​ные годы — Коломийцева), кста​ти, мать троих взрослых детей, и Толик Хорошилов — образован​ные преподаватели, одна — анг​лийского языка, второй — химии и биологии.

Когда пришло время, нашим юным казакам обстригли на при​зывных участках патлы, и все мы отслужили срочную — «косить» от армии в то время считалось «западло». Девчата же о «свободной любви» слышали, умные глазки делали, но данные установки в жизнь не воплощали, ждали своих парубков из армии.

То время было не таким уж плохим... По крайней мере, дух наживы и обогащения не являлся тогда основополагающим. Не было понятий «крутой», «башлевый», «зелень», но зато была по​пытка строить человеческие от​ношения на критерии любви, хоть порой и в гипертрофированных формах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру