Бездушная «Коппелия»

Новая постановка на сцене Музыкального театра

03.12.2013 в 19:19, просмотров: 2734

На сцене Музыкального театра состоялась премьера балета «Коппелия» Л. Делиба в редакции Юрия Григоровича. Выбор, надо признать, странный, так как маэстро к балетным комедиям, к коим принадлежит старинный романтический шедевр, имеет такое же отношение, как театральный буфет к высокому искусству

Бездушная «Коппелия»

 Хотя в активе Юрия Николаевича и числится комедия «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, однако репутации искусного комедиографа она ему нисколько не прибавила. Давно известно, что чувством юмора прославленный хореограф особо не блистает и шутка, ирония — то поле, на котором мастер монументальных драм никогда не был ведущим игроком. Однако балет поставлен, и отправной точкой, даже суперосновой, явилась московская постановка Александра Горского начала прошлого века, хотя и нынешняя «Коппелия» Большого театра, реконструированная Сергеем Вихаревым, тоже наложила определенный отпечаток.

Увы, краснодарская «Коппелия» ужата, изрезана и подогнана под труппу до такой степени, что назвать увиденное полноценным спектаклем очень и очень сложно. Из балета напрочь вытравлена душа, конфликт, настроение. Впрочем, подобная незавидная судьба сложилась у многих полотен, перенесенных на нашу сцену. Чего только стоит «Спящая красавица» и «Каменный цветок»! Эти красивые, очаровательные балеты адаптированы к кубанским реалиям так, что без слез и содрогания их смотреть невозможно.

Давно вызывает недоумение и прима балеринский и премьерский составы театра. То, что в такой «прославленной» труппе практически нет крепкой, основательной ведущей солистки и стабильного премьера, как-то странно. Мне удалось увидеть в партии Сванильды Елену Лузину и в роли Франца Алексея Шлыкова. Совсем не хочется говорить, повторяться о «завернутых» буквально на грани ногах наших солисток, об отсутствии рук, о неумелом партнерстве, а иногда и о полном отсутствии школы. Все это — пройденный этап и, к сожалению, сегодняшний день краснодарского театра балета.

В свое время у нас была прекрасная балерина Елена Князькова, которая, кстати, со своими удивительными ногами, красивыми линиями, тончайшей пластикой и легкостью как никто подошла бы на роль Сванильды. Теперь наша этуаль танцует где угодно, только не на Кубани. А совсем недавно в Москве на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов Елена стала золотым лауреатом в балетмейстерской номинации. Кажется, это ее третья медаль высшей пробы, две другие она получила намного раньше, исключительно за умение быть Балериной.

Конкурсные номера на музыку Шопена, Гершвина, Пьяццоллы, Сандовала длились по 10, 17 минут, и это были скорее мини-спектакли. Грустно все это. Нет, за Князькову можно только радоваться, как видим, она без нас не пропала, это нам без нее плохо.

В краснодарской «Коппелии» умилила лишь удачная сценография и местами прямо роскошно-имперские костюмы. Здесь Юрию Григоровичу надо отдать должное, он умеет выбирать себе художников, практически всегда оформляющих, обставляющих его творения наилучшим образом. В данном случае я говорю не о гениальном Симоне Вирсаладзе, нередко звучавшем первой скрипкой в их замечательном дуэте. Это отдельная театральная эпоха.

Что касается «Коппелии», то, конечно же, она торжественно и с помпой пополнила репертуарную афишу театра балета, а вот украсила ли она ее?

P.S. В свое время знаменитый поэт романтической школы и очень галантный, учтивый критик, автор либретто «Жизели» Теофиль Готье выразил желание, чтобы для одной из балерин поставили «балет овощей». Кажется, и наша труппа «доросла» до подобного совета.