Распутин остался загадкой

«Новый русский» Жерар Депардье не смог полноценно отразить образ «святого старца»

6 ноября 2013 года в краснодарском «Киноцентре на Красной Площади» сеть кинотеатров «Монитор» провела предпремьерный показ драмы «Распутин» с Жераром Депардье в главной роли.

«Новый русский» Жерар Депардье не смог полноценно отразить образ «святого старца»

Григорий Распутин — одна из самых противоречивых фигур в русской истории прошлого века. Кто-то считал его святым, кто-то видел в нем дьявола, но равнодушным этот человек не оставил никого.

Сюжет фильма, состоящий кусков жизни Распутина, в принципе не объясняет кто такой Григорий Распутин. В начале фильма он в сибирском селении проповедует среди мужиков идею истинного покаяния и на чем свет стоит костерит неправедных попов. Правдоруба вызывают к местному архиерею и дают справедливую взбучку. Распутин строит из себя дурачка и в ответ на обвинения в хлыстовстве со смиренным видом отвечает, что даже не знает такого слова. И тут же выдает свою полную дремучесть с головой, величая духовного наставника на католический манер «святым отцом» и употребляя вопиюще безграмотное словосочетание «светлая благодать».

Приударив за симпатичной аристократкой Марией Головиной, хитрый Распутин использует ее как социальный лифт для вхождения в высший круг. В Петербурге он немедленно обзаводится толпой экзальтированных почитательниц. А после излечения от бессонницы цесаревича Алексея «старец» становится фаворитом царской семьи. Здесь он произносит праведные речи в защиту обездоленного народа и фамильярно именует венценосную чету «папой» и «мамой». С последним в фильме явно переборщили, потому что к середине фильма эти обращения начинают изрядно раздражать и резать слух.

Похоже, создатели фильма так и не определились, был ли Распутин святым или исчадьем ада. С одной стороны, он искренне пытается уберечь Россию от втягивания в бессмысленную войну и спасает от верной смерти фрейлину Анну Вырубову (Анна Михалкова). С другой, плетет интриги, спит сразу с тремя блудницами и гуляет на широкую ногу кабаках. Жерару Депардье прекрасно удались многочисленные сцены попоек и дебошей, а также хватания всех особ женского и одной мужского пола за всякие неприличные места. Пьянство Распутина показано в фильме как-то неубедительно, в этом кураже нет истинно русской удали, поэтому поведение кажется неестественным.

Особенно хорош Филипп Янковский в роли князя Юсупова - одного из вдохновителей убийства Распутина. Авторы воспроизводят его страсть к трансвестизму и намекают на неравнодушное отношение Распутина к странному юноше с бледным лицом - как же пройти мимо темы, вдруг ставшей очень актуальной в последнее время. Но в сценах убийства Янковский создает образ почти из Достоевского - с фанатическим блеском в глазах и священным ужасом от содеянного.

Мало достоверности и в исторической канве повествования. Портретного сходства экранного царевича Алексея с реальным прототипом — ноль. Распутин никогда не фотографировался с членами царского семейства, а авторы фильма пытаются нас убедить обратно. Ушлый ювелир Арон Сманович явно познакомился со «старцем» явно не при таких драматических обстоятельствах. Более-менее правдоподобно показана лишь сцена убийства Распутина, детально описанная в мемуарах Феликса Юсупова. Хотя и здесь есть разночтения: по воспоминаниям убийц, расстрелянный и отравленный Распутин сам добежал до реки, в то время как фильме его туда везут в автомобиле.

Кем же Григорий Распутин был, и какое влияние на самом деле оказал на ход истории России, осталось непонятным...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру