МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Почему важно соблюдать основные правила использования автомобиля в холодное время года

Фото: "МК на Кубани"

Началась зима. И хотя в Краснодарском крае она, как правило, весьма мягкая, всё равно зима предъявляет к водителям особые требования, которые обязательно надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье и окружающих, а также машину. Напоминаем простые правила зимнего вождения.

Замена резины

Любой автомобиль надо подготовить к зиме. Это главный залог безопасной езды в холодное время года. Самое первое, что стоит сделать,— поменять летнюю резину на зимнюю. В регионах Центральной России это надо делать заранее: с конца сентября. В Краснодарском крае можно «переобуться» позже. Считается, что если среднесуточная температура воздуха не поднимается выше семи градусов, то шины должны быть заменены.

Речь идет о шипованной или фрикционной резине. Считается, что на Кубани больше подходит первый вариант. В простонародье такую резину называют «липучкой». Насчет всесезонных шин ведутся ожесточенные споры. Одни считают, что такие шины несут необоснованные риски, другие — что вполне приемлемы в условиях кубанской мягкой зимы.

После установки зимних шин с шипами рекомендуют обкатать их на скорости восемьдесят километров час — достаточно одного километра. Недостатком шипованной резины считается шум во время движения, а также снижение устойчивости на мокром и сухом асфальте.

Давление в шинах в холодное время года надо проверять минимум раз в неделю. С понижением температуры воздуха ниже нуля давление падает в пределах от 0,1 до 0,3 атмосферы. То есть если шина накачана в теплом гараже до двух бар, а на сильном морозе этот показатель может снизиться до 1,9—1,7 бара.

Автомобиль с низким давлением в шинах зимой может раскачивать. Это опасно для всех участников дорожного движения. Правда, на шинах с низким давлением уменьшается тормозной путь за счет увеличения площади контакта резины с дорогой, однако управляемость автомобилем при этом заметно ухудшается. В самом неприятном случае может случиться срыв с диска при резком повороте. Перекачанные покрышки зимой не менее опасны, поскольку площадь контакта с дорожным покрытием уменьшается, а эластичность полимеров снижается.

Проверка тормозов

Не менее важный момент подготовки автомобиля к зиме — замена морозоустойчивой жидкости в бачке омывателя. Тут главная опасность заключается в том, что можно нарваться на подделку. Необходимо иметь в запасе также определенное количество незамерзающей жидкости. Зимой ее резкое окончание может стать серьезной проблемой.

Перед наступлением холодов обязательно необходимо проверить всю светотехнику автомобиля и аккумулятор, ведь именно понижение температуры может вывести батарею из строя. Надо проверить тормозную систему: колодки, диски, патрубки и т. п. Важно, чтобы они были в порядке и не выходили свой ресурс.

Специалисты рекомендуют не оставлять машину зимой на ночь на улице на ручном тормозе, особенно после мойки. Это может привести к примерзанию тормозных колодок. Опытные водители советуют положить на зиму в багажник автомобиля лопату для выкапывания машины из снега. На юге часто бывает так, что еще вечером было тепло, а на утро всё замело снегом. Для тех, кто выезжает в горы или ездит по бездорожью, к лопате лучше приложить автомобильные цепи и трос, а еще теплые одеяла, спички с розжигом, фонарик с запасом батареек и какую-то еду.

Кто-то меняет на зиму летние коврики. Резиновые изделия хороши весной, летом и осенью, но в холода ноги на них скользят. Считается, что зимой лучше использовать коврики из полиуретана. Стоит проверить работоспособность обогревателя салона. В некоторых моделях автомобилей предусмотрен обогрев зеркал — без него отражающие элементы на морозе запотевают или покрываются узорами. Поэтому такую функцию лучше также проверить до наступления холодов.

Следить за стеклами

Если машину засыпало снегом, перед тем как отправляться на ней, надо хорошо и полностью очистить стекла. Некоторые пренебрегают этим советом: освобождают от снега лишь фрагмент, надеясь, что остальное потом оттает или отпадет на скорости. Но такая езда очень опасна, потому что значительно уменьшает обзор, а значит, повышает вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Если нет времени для расчистки, можно воспользоваться специальными размораживателями стекол. Бывалые автолюбители советуют перед стоянкой открыть окна на пару минут: запущенный в салон холодный воздух уменьшит образование наледи на стеклах.

Не мешает проверить перед наступлением холодов стеклоочистители. На морозе они могут давать сбой, а резинки на щетках могут просто расслоиться. Кто-то в холода устанавливает специальные зимние щетки. Они имеют дополнительную защиту в виде резинового или пластикового каркаса-чехла. Отдельные модели имеют даже функцию подогрева, что позволяет дворникам не примерзать к стеклу даже при мокром снеге и сильном морозе.

Зимой в колесные диски может набиваться снег. Его оттуда рекомендуют периодически убирать: в противном случае у колес появится дисбаланс, а это уже может создать проблемы с управляемостью на большой скорости.

Никакой летней скорости

Перемещаясь на машине в мороз, следует избегать резких ускорений или торможений. Это основное правило зимней езды. Перестроения в это время года совершаются лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Перед тем как поехать, зимой машину особенно важно разогреть. Правда, если это дизель, прогрев на холостом ходу мало что даст. Тут надо сразу плавно начинать движение — авто быстро прогреется.

Резкий газ или резкий тормоз могут вызвать зимой занос автомобиля. Особенно это опасно, когда трасса имеет участки с разным коэффициентом сцепления или когда машина меняет скорость на повороте. Зимой надо быть особенно внимательным на перекрестках, даже если горит разрешающий сигнал светофора. На перекрестках лед особенно скользкий из-за постоянных притормаживаний машин, поэтому останавливаться лучше заранее.

В зимнее время года рекомендуют использовать торможение двигателем, когда водитель едет на низкой передаче на механике, или ручной режим автоматической трансмиссии. Если машина имеет автоматическую коробку передач, оборудованную зимним режимом, не стоит им пренебрегать. Особенно он полезен на обледенелых трассах. В таком случае коробка начнет работать по алгоритму, который исключает пробуксовку при троганье с места за счет активации повышенных передач, при этом реакции на «газ» программно ослабляются.

Заносы зависят от автомобиля

На зимней дороге надо избегать резких поворотов, особенно на шоссейных скоростях. Все перестроения надо совершать в моменты, когда педаль тормоза отпущена.

Если занос все-таки случился на переднеприводной машине, следует повернуть руль в сторону заноса и увеличить подачу «газа». Удерживать педаль акселератора нужно до того момента, пока угол заноса не уменьшится. После этого «газ» надо отпустить, а руль вернуть в прямое положение.

На заднеприводном автомобиле при заносе надо уменьшить подачу топлива, но не тормозить, вывернув руль в сторону заноса. Сложнее дать рекомендации по управлению в заносе автомобилем с полным приводом. Такие системы на разных моделях настроены по-разному. Тут надо вывернуть руль в сторону заноса и, удерживая ровный «газ», не усиливая тягу, ждать, пока занос компенсируется. После этого следует добавить «газа» для возвращения автомобиля на нужную траекторию.

Если машину все-таки «завертело», надо нажать тормоз в пол и педаль сцепления (в автомобилях с «механикой»). Это позволит быстрее стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль.

Дистанция превыше всего

Еще одно важное правило движения автомобиля зимой — верно выбрать дистанцию на дороге. Это залог безопасной езды. В снег, на обледенелой дороге, в туман следует держаться от впереди идущего транспорта на расстоянии, которое как минимум вдвое больше, чем в летний период. Существует правило: на скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Например, если машина движется со скоростью пятьдесят километров в час, то безопасное расстояние до автомобиля, идущего впереди, составляет сто метров.

Зимой следует внести корректировки и в правила стоянки. Например, не парковаться в узких местах и впритирку к другим машинам во дворах с заснеженным или обледенелым асфальтом, ведь резкое нажатие на «газ» при троганье с места или при попытке остановиться может привести к тому, что автомобиль сойдет с траектории и врежется в соседнюю машину. Зимой для стоянки лучше выбрать ровную и чистую площадку.

Выезд в холодное время года со стоянки могут усложнить уклоны и неровности. Поэтому лучше всегда парковаться таким образом, чтобы утром не пришлось двигаться задним ходом. Оставляя машину на ночь, лучше накатать колею, чтобы упростить выезд.

Езда зимой на автомобиле связана с определенными рисками и трудностями. Новичкам тут надо учитывать советы опытных водителей. Если не хватает навыков вождения или уверенности, лучше воздержаться от управления автомобилем в гололед, снегопад, туман и при прочих осложняющих погодных условиях зимнего периода.

Правило для новичков — купить зимой наклейку с восклицательным знаком и ездить с ней, пока не накопится достаточного водительского опыта. Другие участники дорожного движения обычно пропускают и объезжают такие машины, чтобы не создавать сложной ситуации и не попасть в аварию, если начинающий водитель вдруг растеряется или потеряет управление на обледенелой дороге. Вообще, зимой водителям с любым стажем надо быть особенно аккуратными и всегда помнить, что скоро будет весна.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах