МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Использование летних шин при низких температурах ежегодно приводит к тысячам ДТП

Фото: "МК на Кубани"

Часто можно услышать, что разделение шин на зимние и летние сделано автоконцернами специально, чтобы больше заработать. Мол, раньше на одной и той же резине ездили и в зной, и в стужу, а аварий было меньше. Так ли это? И спасает ли зимняя резина жизни? Почему «всесезонка» — это скорее, миф, чем реальность? Что выбрать: шипы, «липучку» или цепи? Какое наказание грозит за езду не по сезону? Ответим на эти вопросы.  

Тише едешь...

В благостных воспоминаниях о том, как сорок лет назад все ездили на всесезонной резине и почти не попадали в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), лишь малая часть правды. Аварий действительно было меньше. Но связано это не столько с шинами, на которых катались деды и отцы, а с количеством транспорта и скоростями. В восьмидесятых годах прошлого века из десяти семей машина в лучшем случае была у одной, а крейсерской скоростью на шоссе считались девяносто километров в час: ты не обгоняешь и тебя — никто.

Сейчас ситуация кардинально другая: машина почти в каждой семье, а у многих — две и больше. Скорости «кладут» стрелку спидометра. Интенсивность движения такая, что пробки стали обыденностью даже в районных центрах. Следовательно, выросло количество ДТП, в том числе с пострадавшими.

В этих условиях снижение аварийности и травматизма стало важнейшей задачей, в решении которой участвуют и дорожные инспектора, и водители, и производители автомобилей. На последних возлагается основная надежда в техническом плане. И сезонность шин — одна из самых правильных и удачных идей, воплощенных в жизнь.

Приведем свежие данные практических исследований одной очень авторитетной организации. Специалисты тестировали тридцать одну модель шин размером 225/40 R18. Испытания проводились на специализированных полигонах: в Италии — на сухом асфальте (температура — от пяти до десяти градусов по Цельсию), в Германии — на мокрой и искусственно обледенелой поверхности (от нуля до минус пяти градусов), в Финляндии — на снежном покрове (от минус семи до минус десяти градусов).

Программа включала торможение с восьмидесяти километров в час на мокром асфальте. Оптимальный результат показала зимняя резина: тридцать один метр. Наихудший — у летней: машина вообще не остановилась, прошла контрольную отметку на остаточной скорости в сорок пять километров в час.

На чистом льду летние шины останавливались с тридцати километров в час за сорок пять метров, зимние — за двадцать пять. Понятно, что почти двукратная разница в длине тормозного пути при скромных тридцати в час критически влияет на исход столкновения. При повышении скорости разница в торможении на летней и зимней резине растет в геометрической прогрессии.

Чтобы закрыть вопрос всесезонных шин, добавим, что исследования показали их несостоятельность как компромиссное решение для зимней езды. На снегу тормозной путь в два раза длиннее, чем у специализированных зимних, а на льду — и того больше: в три — четыре раза. Однако стоит добавить, что всесезонные шины показывали удовлетворительный результат при температурах выше семи градусов. Но уже при нуле градусов сцепление с дорожным покрытием резко ухудшалось.  

Физика и химия

Разница между разносезонными шинами — в их составе и рисунке протектора. Летние шины оптимальны при температуре от десяти градусов и выше. Их резиновая смесь жесткая, с акцентом на высокую теплостойкость. Протектор с широкими канавками предназначен для эффективного отвода воды и предотвращения аквапланирования. Однако даже при минимальном морозе материал теряет пластичность — и коэффициент трения снижается на пятьдесят — семьдесят процентов. Это ведет к удлинению тормозного пути и снижению управляемости на поворотах.

В зимних шинах используются мягкие полимеры с добавлением диоксида кремния, который увеличивает коэффициент сцепления. Такой состав позволяет сохранять эластичность резины до минус сорока градусов. Рисунок тоже «заточен» под другие цели: протектор обеспечивает многоточечный контакт с неровностями снега и льда. Как следствие, на снежном покрытии тормозной путь сокращается на тридцать — сорок процентов. И если при минус десяти градусах на летних шинах больше шансов не вписаться в поворот, чем проехать без проблем, то зимние сохраняют траекторию.

Дополнительно стоит учитывать фактор износа. Летние шины на морозе быстро потрескаются и станут опасными для эксплуатации даже в теплое время года.

Шипы или «липучка»?

При выборе зимней резины надо ориентироваться на климатические особенности своего региона. Так, шипованные шины предназначены для регионов с длительными периодами гололеда и снежного покрова: для Сибири, Дальнего Востока, северных территорий. Металлические или керамические шипы проникают в ледяную корку, сокращая тормозной путь на двадцать — тридцать процентов относительно фрикционных аналогов — «липучки». Но есть и недостатки: повышенный шум, вдвое выше износ на чистом асфальте, сниженная эффективность торможения и управляемости на мокрой дороге.

Фрикционные шины подходят для умеренного климата: в Центральной России, южных регионах. Развитая ламельная структура и мягкая смесь обеспечивают адгезию со снегом и асфальтом. Преимущества: не такие шумные, лучшая износостойкость, относительная универсальность — и по накатанному снегу, и по мокрой дороге, и по сухому асфальту держат машину уверенно. Но на льду «липучка» заметно уступает шипам: тормозной путь удлиняется на пятнадцать — двадцать процентов.

Летняя эксплуатация шипованных шин противопоказана, так как при положительных температурах смесь перегревается, износ возрастает в десять раз, шипы выпадают.

Что касается «липучки», то летом она размягчается, что повышает износ и даже может привести к эффекту аквапланирования без воды. Мягкая резина просто теряет связь с покрытием — и машина словно плывет.

Нарушение сезонности шин влечет предупреждение или штраф пятьсот рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

Цепная реакция

В теме зимней езды нельзя не сказать еще об одном техническом решении: о цепях. Это устройство довольно широко применяется в северных регионах России и доказало свою эффективность. Но с оговорками. Цепи очень хороши для экстремальных условий: глубокого снега и бездорожья. Преимущества — улучшение сцепления на снегу вдвое, быстрый монтаж и демонтаж устройства: устанавливаются только на ведущие колеса. Дальше начинаются ограничения. Ездить по асфальтированным трассам на цепях нельзя, так как они разрушают покрытие, что чревато штрафом. Максимальная скорость «на цепях» — пятьдесят километров в час. Значительно увеличивается износ шин и дисков. И конечно, грохот и вибрация от цепей, если ехать по твердому покрытию, очень ощутимы.  

Не успел «переобуться»

Штраф в размере пятисот рублей мало кого из автовладельцев может напугать. Но зимний вопрос гораздо серьезнее, чем может показаться, если оценивать по суровости наказания.

Катание на летних шинах по снегу или гололеду повышает риск ДТП в разы. И почти гарантировано, что в этом случае виноватым будет признан тот, кто не «переобулся» на зиму. Логика железная: «дубовая» на холоде летняя резина привела к потере контроля над автомобилем и столкновению.

Как считаете, страховая возместит ущерб по полису ОСАГО? Ответ очевиден: нет. Конечно, полис каско закроет убытки полностью или частично, но его цена вполне сопоставима с комплектом зимней резины — стоит задуматься.

Но даже не в деньгах дело. Ежегодно в зимних ДТП, в которых виновниками становятся «летние» водители, гибнут и получают увечья сотни людей. Всех этих трагедий можно избегать, если все водители будут ответственно подходить к обеспечению безопасности — своей и других участников движения. Но, как ни грустно, число зимних ДТП на летней резине не снижается — проблема требует решения.

В Госдуме России уже не раз обсуждалась необходимость радикального повышения ответственности за несезонную езду. С этим трудно не согласиться, если посмотреть немного глубже. Ведь, по сути, водитель, который выезжает на заснеженную или оледенелую дорогу на летних шинах, не может не понимать, что нарушает Правила дорожного движения, то есть, выражаясь протокольным языком, демонстрирует циничное поведение по отношению к другим участникам дорожного движения. Такого гражданина пятьсот рублей точно не остановят. А вот другая машина, столб или пешеход — остановят. Что и происходит с незавидным постоянством.

Подытоживая всё вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что зимняя резина — это не прихоть автолюбителей или уловка шинных компаний, а реальное спасение. Статистика ГИБДД не даст соврать.

Выбирай шины по своему региону (шипы — для льда, «липучка» — для снега и асфальта), меняй вовремя (октябрь — ноябрь — на зиму, апрель — май — на лето) и наслаждайся спокойной ездой по красивым зимним дорогам.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах