Профессии победителей: штурманов называли «мозгом авиации»

Что летчику нужно для выполнения боевой задачи? На этот вопрос фронтовики отвечали так: в первую очередь для этого необходим хороший штурман — без него в небе никак не справиться. Опытный военный штурман способен проложить курс до цели, даже если все навигационные приборы выйдут из строя во время боя. Именно он, штурман, может вручную рассчитывать высоту и скорость бомбометания, а между делом тем же способом, «на коленке», определять точки сброса боеприпасов. При этом штурман каким-то чудом сумеет проложить курс, учитывая данные об облачности, скорости и направлении ветра, сносе машины, направлении воздушных потоков…

Штурманы незаменимы во всех родах военной авиации: фронтовой бомбардировочной, дальней, военно-транспортной, армейской… В годы Великой Отечественной войны их и в шутку, и всерьез называли ее «мозгом».

Профессии победителей: штурманов называли «мозгом авиации»
Фото: aleks-savenkov.livejournal.com

Бомбардир и навигатор

Должность штурмана существует в российской авиации с 1932 года. Именно тогда командованием было принято решение, что летчика-наблюдателя в авиачастях ВВС сменит штурман. Практически сразу же обозначили задачи, которые должен выполнять штурман, а также навыки, которыми он обязан владеть. Итак, штурман самолета, звена, отряда, эскадрильи, бригады, округа и военно-воздушных сил целиком в полете принимал на себя два основных блока задач: навигатора и бомбардира.

Через год после учреждения должности штурмана в авиачастях появились «главные», или флаг-штурманы. А первым флаг-штурманом всех ВВС в феврале 1933 года был назначен Борис Стерлигов — тот самый Стерлигов, который в 1929 году в составе экипажа во главе с командиром Семеном Шестаковым совершил авиаперелет из Москвы в Нью-Йорк. Благодаря Борису Стерлигову в ВВС появились аэронавигационная, аэрофотосъемочная и метеорологическая службы.

С самого начала Великой Отечественной войны штурманская служба разными способами и методами решала одну глобальную задачу: повышение эффективности боевого применения авиации. И надо сказать, делала это вполне успешно. К примеру, уже через месяц после начала военных действий, в августе 1941-го, самолеты Балтийского флота нанесли первый бомбовый удар — по Берлину. А в течение сентября экипажи выполнили десять налетов, сбросив на вражескую столицу больше трех сотен бомб. Другими словами, созданные перед войной методики управления самолетом и бомбометания блестяще выдержали испытания боем. Равно как и навыки самих авиаторов, главным образом — штурманов.

Кадры для военной авиации — как сухопутной, так и морской — готовили в специальных летных школах, почти в одно и то же время открывшихся по всей стране: школы летчиков-наблюдателей, то есть штурманов, были созданы в Петрограде и Оренбурге, Мелитополе и Челябинске. В 1935 году Советом Труда и Обороны страны было принято решение о создании тридцати пяти новых штурманских школ. Одна из них открылась в Краснодаре.

О качестве подготовки штурманов в этих школах говорит уже то, что 243 их выпускника за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза. Штурман Василий Сенько этого высшего звания был удостоен дважды.

Павел Галкин Фото: Eysk.bezformata.com

«Пешка» в небе — королева

Экипаж самолета Пе-2 — самого массового пикирующего бомбардировщика в годы войны — состоял из командира-пилота, стрелка-радиста и штурмана. Именно в составе экипажа Пе-2 и совершил все свои 29 боевых вылетов Герой Советского Союза, потопивший два фашистских транспорта, штурман Павел Галкин.

— Пе-2 все мы ласково называли «пешкой»,— рассказывал ветеран,— но в небе эта пешка для фашистов была пострашней иной королевы…

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 участвовал в воздушных сражениях уже с осени 1941 года. Известно, что изначально Пе-2 задумывался как двухмоторный высотный истребитель, но позже группа разработчиков под руководством Владимира Петлякова нашла возможным использовать его и в другом качестве.

«Пешка» применялась повсеместно — на всех сухопутных фронтах и в морской авиации Балтийского и Черноморского флотов. Однако для управления этим грозным бомбардировщиком экипажу требовались особые навыки. Самую большую сложность, по словам фронтовых летчиков, представляло точное нанесение ударов с пикирования. Чтобы при этом не попасть под осколки от сброшенных бомб, пилотам нужно было обладать виртуозным мастерством. Кроме того, при пикировании на самолет и летчика действуют огромные перегрузки, а выход из пике уже сам по себе достаточно сложный элемент пилотажа. Тактику пикирующих ударов командование старалось применять только в крайних случаях. До тех пор, пока дважды Герой Советского Союза Иван Полбин не разработал свою знаменитую «вертушку».

Суть методики сводилась к следующему: удары по наземным целям наносили десятки бомбардировщиков, следующих друг за другом наклонным колесом — той самой «вертушкой». Такая траектория позволяла уклоняться от осколков своих бомб. К тому же угол пикирования бомбардировщиков, достигавший 70 градусов, делал их сложной целью для немецких зениток. В условиях уличных боев «пешки» действовали, как правило, на малых высотах, что позволяло наносить удары с предельной точностью.

Пе-2 стал одним из первых серийных советских самолетов. С 1941 по 1945 год было построено больше одиннадцати тысяч «пешек» самых разных модификаций.

Штурман, который потопил две подводные лодки

Паренек из рязанской глубинки Павел Галкин до войны о небе только мечтал. А в жизни выбрал для себя вполне мирную профессию, окончив педагогический техникум в поселке Сапожок. Получил специальность учителя русского языка и литературы. Но, как позже рассказывал Павел Андреевич, жизнь иногда такие виражи выписывает, что только держись. В его судьбе именно так и вышло. В 1940 году новоиспеченный учитель Галкин был призван на срочную службу и попал в Военно-морской флот. Когда началась война, ему было девятнадцать лет.

Как и многие его сверстники, Павел рвался на фронт — бить фашистов. Но на передовой он оказался лишь два года спустя, в 1943-м. А в 1941 году он был направлен в Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского, эвакуированное на станцию Безенчук Куйбышевской (ныне Самарской) области.

После окончания училища в 1943 году и начался боевой путь Павла Галкина. Воевал он в 29-м бомбардировочном авиационном полку штурманом пикирующего бомбардировщика Пе-2. Бил фашистов в составе 9-го гвардейского минометно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиадивизии Северного флота. С 1943 по 1945 год выполнил 29 боевых вылетов. На счету военного штурмана Галкина две потопленные подводные лодки, два транспорта, мотобот и танкер противника. Еще два фашистских транспорта отправил на дно штурман вместе с боевыми товарищами в составе группы. К слову, Павел Андреевич Галкин — единственный авиационный штурман, который обеспечил уничтожение двух подводных лодок врага.

Чаще других вспоминался ветерану один из фронтовых эпизодов. Было это в апреле 1944 года.

— Нашему экипажу была поставлена задача обследовать побережье, на котором стояли немецкие части, и уничтожить обнаруженные цели,— рассказывал штурман Галкин. — Полет выполняли на малой высоте, не более 100—200 метров. Вскоре обнаружили крупный корабль, идущий без охраны.

Помню голос командира, который крикнул: «Атакуем!» Наша «пешка» вышла на боевой курс. Сбросили торпеду. Точно в цель — взрыв! Осталось сфотографировать место. Пилот развернул самолет на 180 градусов, чтобы выполнить фотосъемку. Боевая задача выполнена, летим домой. На обратном пути моторы самолета заработали с перерывами: кончился бензин. Стал вручную подкачивать — моторы ожили, самолет дотянул до своего аэродрома…

А в сентябре 1944-го летчик Францев и штурман Галкин стали готовиться к очередному полету в тыл врага. На этот раз штурман рассчитывал нанести торпедный удар по немецкому авиатранспорту, стоящему во фиорде в районе аэродрома Лаксельвен. Вылет не состоялся: медики отправили Галкина в госпиталь на операцию. Францев вылетел с новым экипажем. Через пару часов после вылета пришла радиограмма: «Атаковали транспорт. Транспорт затонул. Возвращаемся». Но самолет Францева не вернулся. Высланный на место атаки воздушный разведчик подтвердил затопление транспорта и гибель экипажа бомбардировщика.

Оставшийся без экипажа штурман Галкин был направлен на Высшие офицерские курсы в Моздоке, после окончания которых в 1945 году его назначили штурманом эскадрильи 51-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП) ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

Уволен в запас Павел Андреевич был в 1978 году. В 1982 году переехал в Ейск, много лет заведовал учебно-методическим кабинетом Ейского высшего военного авиационного училища летчиков. В декабре 2019 года почетный гражданин города Ейска Павел Андреевич Галкин отметил свой 97-й день рождения.

За мужество и доблесть, проявленные в боях с фашистами, штурман Галкин награжден медалью «Золотая Звезда», орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. В августе 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру