Как машинист из Краснодара стал коллекционером вкусов и зрелищ

Интервью с краснодарским фудфотографом Дмитрием Скоковым

«Креветки в панировке», «салат тибетских монахов», «мидии в котелке по-бельгийски». Дмитрий Скоков из Краснодара может c легкостью рассказать, из чего приготовлены самые сложные блюда, стоит ли пробовать их снова. На его счету десятки пирожных, салатов, супов. Причем к фактическому приготовлению большинства из вкусностей 31-летний мужчина не имеет никакого отношения

Интервью с краснодарским фудфотографом Дмитрием Скоковым
Дмитрий Скоков. Фото: личный архив

 Дмитрий не шеф-повар ресторана, а фудфотограф. Так называют человека, который профессионально делает снимки еды для вывесок общепит-заведений, меню. Он же и фудстилист. Так ли вкусна пища, которой заманивают нас кафе и рестораны? Должен ли фудфотограф любить есть? Готовы ли рестораторы Кубани пожертвовать куском мраморной говядины ради одного удачного снимка? Дмитрий Скоков ответил на гастрономические и другие вопросы. 

В стиле «ню»

Дмитрий, вы наверное, мечтали стать фотографом с детства?
— Вовсе нет. По образованию я машинист. То есть ничего творческого. Однако фотографией занимаюсь вот уже 12 лет. Толчком стало знакомство с родным отцом. Так получилось, что он в моей жизни появился, когда я уже был взрослым. Оказалось, папа фотограф. Причем, фотограф в стиле «ню» (мастер, снимающий обнаженных моделей). Я не пошел по его стопам, а стал искать себя. Фотографировал все, что на глаза попадется: от ваз до картин на стене. Можно сказать, спал с фотоаппаратом.
— А как пришли в фудфотографию?


— Работал в ночном клубе и познакомился с директором одного из ресторанов Краснодара. Он посмотрел мои снимки и предложил попробовать снимать блюда. Многим кажется это простым. Мол, щелкнул затвором — и все. С одной стороны, с едой действительно проще работать, чем с моделью-человеком. Еда податливая. С другой стороны, фудфото — это целая наука. Надо уметь создавать творческую атмосферу на площадке и зажигать шеф-повара. Чтобы вместо семи блюд «по плану» он готовил 25! Сами блюда — масса нюансов. Я начинал с десертов, креветок в панировке. Вызвало восторг, что все приготовленное разной текстуры, формы, по-разному отражает свет. Еще для фудфотографа важна скорость. Вот приносят блюдо, и секунд за 40 надо успеть сделать удачный кадр.

Фото: Дмитрий Скоков

— Наверное, пришлось пойти на курсы….
— Для начала я поднял учебники по физике за девятый класс. Для фотографа важно понимать, что такое длина волн, какие есть способы преломления света. Конечно, настольными стали книги по композиции, цвету и свету. Появилась и «униформа». Это шапочка и халат. СанПин требует, чтобы люди на кухне находились в головном уборе и чистой специальной одежде.

Голод как знак качества


—К гастрономическим зрелищам быстро привыкаешь? Ведь вкусности всегда возбуждают аппетит, или можете прийти на съемку голодным и равнодушно смотреть на сочную курицу…
— Если пришел на площадку не сытый, то чувство голода возникает, едва принесут первое блюдо. Кстати, по этому чувству я оцениваю и качество своей работы. Хороший снимок должен вызывать у зрителя голод.
— А так ли вкусно все то, что мы видим на красивой картинке?
— Далеко не всегда. Например, я работал с компанией, которая продавала йогурты в торговых центрах. Молочный продукт был такой, что едва оказывался в руках у покупателя, начинал таять. Сделать снимки с живым йогуртом не было никакой возможности. Мы нашли выход из положения в том, что приготовили свой «молочный» продукт. Это была смесь клея, крахмала, шампуня или бальзама для волос. Бывает, для фото стейков приходилось оливковое масло заменять машинным. Я понял, что на Кубани не принято портить мясо. В частности, стейки (толстые куски обжаренного мяса). А если говядина мраморная, о машинном масле и заикаться не стоит (смеется). Одна из фирм вообще была против подготовки блюда к съемке. Максимум, что можно было, добавить на тарелку помидорчик или зелень. По принципу: только натуральные продукты. Вообще сегодня многие рестораторы делают ставку на натуральность. Вы мало найдете снимков лимонада, на которых в стакане вместо подлинного напитка была бы простая вода.

Фото: Дмитрий Скоков

Много обмана


— Кстати, как сделать так, чтобы бокал с напитком кричал: «Выпей меня!»
— Ну, возьмем лимонад. Задний фон можно сделать зеленым, например, это будут деревья на улице. А у ножки бокала лед и кусочки лайма. Лайм всегда ассоциируется со свежестью, прохладой. Или вот мидии в котелке. Если рядом поставить бутылку вина, то в голове человека возникнет картинка: едим и запиваем вином. Кстати, я против того, чтобы во время съемок в бокале вместо вина был сок. Это совершенно разные жидкости. Вино имеет текучесть, вязкость.
— Получается, даже фотография еды — это история.
— В каждом снимке должна быть история
— Есть ли нюансы фотографирования у других блюд. Например, супов?
— Жидкие блюда труднее всего фотографировать. Суп надо делать блестящим или насыщенным. Для этого важно, как минимум два источника света. Один должен осветить борщ сзади, второй — блюдо целиком. И еще борщ должен быть с пылу с жару.

Фото: Дмитрий Скоков

— Чтобы фотограф успел поймать дымок над тарелкой?
— Дымок можно наколдовать (смеется). Струйка дыма над кофе, например, создается вейпом — специальным устройством для генерации пара.
— А что насчет тортов?
— Торты, пирожные снимаются только в разрезе. Овощи и фрукты опрыскиваются водой из пульверизатора. Так создаются капли на листьях салата, например. Еще часто спрашивают насчет хлеба. Мол, как снимать, он быстро сохнет. На самом деле хлеб не так скоро превращается в сухарь. Приведу пример. Один холдинг выдал мне массу позиций товара: булочки, батоны. Я все это положил в сумку, принес домой, разложил на деревянной доске… На съемку ушло часа полтора. На снимках ощущение, будто разные виды выпечки только что достали из печи.

Бананы вместо рук


— Что может испортить хорошее фото?
— Плохой повар.
— Есть разница: повар ас или у него вместо рук бананы? Это же фотография. Зритель все равно не попробует блюдо на вкус…
— Для фудфотографа плохой повар тот, кто не умеет красиво подать. Важна картинка. В ней должны присутствовать минимум три цвета. Причем эти цвета должны сочетаться между собой.

Фото: Дмитрий Скоков

— Вот говорите о поварах: «плохой», «хороший». А сами-то готовить умеете?
— Никто не жаловался (смеется). Одно из любимых к приготовлению блюд — это лаваш с начинкой. В него можно завернуть все: огурцы, помидоры, сыр по вкусу…
— Ежедневно сталкиваетесь с огромным количеством блюд. Друзья часто спрашивают, стоит ли заказывать ту или иную вкусность из меню?
— Да. Более того, сами повара спрашивают: «Как тебе?» И нужно отвечать со знанием дела. Именно поэтому я коллекционирую внутри себя вкусы. Понравившееся блюдо потом могу повторить дома. Кстати, недавно меня привел в восторг салат тибетских монахов. Это три типа зелени и четыре типа бобовых…
— А должен фудфотограф любить есть?
— Обязательно. Все, кто связан с общепитом, должны любить вкусно поесть. При этом не стоит забывать о пользе пищи. Утром ем смузи. Это орехи с молоком, ягодами: черной или красной смородиной, добавляется мед. Могу параллельно пить морковно-сельдереевый сок.

Фото: Дмитрий Скоков

— Вы приехали на встречу на лонгборде. Это хобби или фудфотографа ноги кормят?
— Два в одном. Лонгборд дает нагрузку на мышцы ног (замена пробежки), и на доске очень удобно передвигаться по городу. Но чаще перемещаюсь на такси. У фудфотографа много оборудования, в общественном транспорте с ним непросто. Кроме того, за день можно сменить несколько точек 
съемок.
— Продолжите фразу « фудфотограф — это человек, который работает…»
— Не с девяти до шести. Голова все время включена. Как в любом бизнесе. Как родитель не может оставить маленького ребенка одного и идти развлекаться, так и бизнесмен свое дело.
— В общем, работает принцип: как потопаешь, так и полопаешь…
— Нужно вкладывать в себя, заниматься саморазвитием. Можно заработать 80 тысяч и 40 вложить в фотоаппарат. Останется только на бутерброды. Считаю, неправильно рассуждать: зарабатываю мало потому, что у меня не получается…. Человек получает столько, сколько он стоит.
—А на что кроме работы, времени хватает?
— У меня всегда разные хобби. Сейчас вожусь с машиной. У меня есть семья. Дочку зовут Лаванда, ей восемь месяцев
— К выбору имени вы, как творческий человек, подошли творчески…
— Это наша с женой история любви. Лаванда — ее любимый цветок. На этапе ухаживаний я нашел единственный в Краснодаре букет лаванды. Потом ездили в Крым, там есть лавандовые поля. Когда родилась дочь, вопрос имени не стоял.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: Остановись мгновенье: ты — съедобно!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру