В Краснодаре состоялась премьера военного спектакля «Мартышка»

Спектакль рассказывает

Сценарий Владимира Рунова, написанный 15 лет назад, получил свое воплощение на сцене Краснодарского академического театра драмы. Постановщиком стал Геннадий Николаев. В спектакле участвуют ведущие артисты театра, молодежь, множество студентов в массовке — постановка многолюдная и масштабная

Спектакль рассказывает
Фото: Вера Сердечная

В некоторых отношениях «Мартышка» реализована как целостное художественное высказывание: это касается работы художника Севы Громовикова, художницы по свету Марии Панютиной, композитора Валентина Демина и в несколько меньшей степени — автора видео-оформления Валерия Тимощенко. Визуально и аудиально «Мартышка» впечатляет. В центре сценографии — треугольная высокая конструкция, которая в одной плоскости выглядит как склон горы с вырубленными кривоватыми ступеньками, в другой — как часть моста, а в третьей — как нос корабля или горный пик. И каждый поворот этой конструкции, каждое световое решение, каждый гнетущий саундтрек оправданы.  

Другое дело — что лежит в основе. Сценарий Рунова представляет собой как бы документальный рассказ о становлении знаменитого снайпера Мартына Хребто. Но заявленный документализм подменяется вымыслом. Вымышленным на поверку оказывается и эпизод с фельдмаршалом Клейстом, и геройский выстрел, погубивший аэропорт (в действительности, как говорят, снайпер застрелил немецкого радиокомментатора). Принцип идеализации действительности очень похож на принципы социалистического реализма, который собственно реализмом не являлся.

Вместо подробности психологических портретов мы также видим условную и довольно грубую типизацию характеров. На сцене появляются и героические советские люди, и подлые, отвратительные полицаи, и понимающий командир партизанского отряда, и строгий, но не чуждый простых человеческих радостей майор — набор шаблонов дискурса о войне. Все до зубной боли предсказуемо. В партизанском отряде девушка честная и скромная, а у полицаев — отвратительно развратная. Фашисты отрывают ребенка от матери. У главного героя простецкая обаятельная улыбка, но при этом он безжалостен к врагам. И так далее.

Кроме глобального военного конфликта, все остальное — привычная для соцреализма борьба хорошего с лучшим. Разве что в спектакле довольно часто поминают Бога, крестятся — это уже что-то новенькое. Как и «Бессмертный полк» в финале спектакля, который уж очень напоминает крестный ход.

Еще один большой вопрос к «Мартышке» — вопрос жанра. Начинается спектакль с мощной аудовизуальной ноты: взрывы, документальные кадры, рев самолетов. Затем мы видим в видеопроекции ночной кошмар фельдмаршала Клейста: страшную фантасмагорию с хохочущими образинами. Это спорный, но сильный ход, который, однако, не получит никакого продолжения. Вообще видеоряд вместе с музыкой порой провоцирует непредусмотренные сближения тоталитарных режимов: вот на фоне немецких кадров под залихватские марши куражится главный полицай со своей Лизхен, а вот под не менее бравурные советские песни делают гимнастику русские снайперы (белые майки, черные трусы, масса народу — аллегория строительства коммунизма).

Заявленный вначале жанр драмы во втором акте сходит на нет: здесь царит летняя ночь на побережье, и драма становится мелодрамой. Интересна сцена военного концерта: сочетание акробатических упражнений, грубоватой пародии и лирических песен подчеркивает внутренний драматизм ситуации (хотя и здесь врывается мелодраматическая нота).

Артисты труппы театра драмы играют в силу своих возможностей: их хорошо слышно, они используют органику и порой, при всей калейдоскопичности повествования, создают обаятельные образы. Так, симпатичен появляющийся в паре эпизодов капитан Зубков (Виталий Стеблецов), запоминаются старлей Зангиев (Алексей Мосолов) и сержант Коромысло (Михаил Дубовский), некоторые другие. Изысканно элегантны и высокомерны нацисты Арсения Фогелева и Олега Метелева.

Однако артистам мешает многое: статичные мизансцены, лобовые решения в диалогах, отсутствие внутреннего развития у всех без исключения персонажей. Даже главный герой, Мартын Хребто (Руслан Копылов), никак не меняется: он потерял родных, он сирота, но за время спектакля с ним не происходит никаких переломов. Разве что у фельдмаршала Клейста (Анатолий Горгуль) есть какой-то намек на более сложную внутреннюю жизнь.

Многое могла бы объяснить заявленная документальность сюжета. Но, честно говоря, даже имени снайпера Мартына Хребто, дважды кавалера ордена Славы, мне в открытых источниках найти не удалось. А был ли мальчик?

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 20 июня 2018

Заголовок в газете: Быль о Мартыне. Но это не точно

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру