Праздник, связанный с 1 мая, отмечается в 142 странах мира

24.04.2018 в 14:12, просмотров: 772

Об истории Первомая

Праздник, связанный с 1 мая, отмечается в 142 странах мира
Фото: tr-exp.com

История Первомая длинна и запутана. В разных государствах его отмечают тоже по-разному, однако везде этот праздник посвящен весне, плодородию, труду и красоте. Для большинства из нас торжество, потерявшее свой некогда интенсивный политический окрас, означает возможность лишний раз отдохнуть и провести время со своей семьей и друзьями на даче или в лесу. 

Итальянец или грек?

Майский праздник, оказывается, начали отмечать с незапамятных времен. В сегодняшнем первомайском веселье прослеживаются отголоски древнего Белтейна — дня, который кельты посвящали богу Белену. Его считали началом лета и встречали разжиганием костров, плясками и прыжками через огонь.

Право называться родиной первомая у кельтов оспаривают греки. В древней Элладе в честь праздника устанавливали майское дерево. Это была священная сосна Аттиса — супруга матери-земли. Ее наряжали полосками шерсти и торжественно несли к храму с песнями и плясками.

Впрочем, с греками совершенно не согласны римляне, считающие, что майский праздник родился на солнечной итальянской земле. В древние времена здесь проводились празднования в честь доброй богини Майи — покровительницы земли и плодородия. Именно в честь богини, утверждают потомки обитателей Римской империи, последний весенний месяц и был назван маем.

Кто из спорщиков прав, судить сложно. Однако именно из Италии первомайские традиции распространились по всей Европе, а потом попали и в Россию.

Российская история праздника 1 Мая в городах берет свое начало с указа Петра I, которым предписывалось проводить праздничные гуляния в Сокольниках (в Москве) и Екатерингофе (в столичном Петербурге). Гуляния посвящались приходу весны, а участвовали в них и простые горожане, и знать, и даже представители императорской фамилии.

Днем солидарности трудящихся праздник стал только к концу XIX века. Впервые его официально отметили коммунистические и социалистические организации в 1886 году в США — митингами и демонстрациями. А в 1890 году рабочее-крестьянский Первомай провели в Варшаве, Москве и Петербурге. 

С 1987 года в России День солидарности трудящихся стал носить ярко выраженный политический характер и сопровождался массовыми демонстрациями. В 1992 году этот праздник был переименован в День весны и труда. Так он и дошел до наших дней, изменившись почти до неузнаваемости, но не потеряв всеобщей популярности и даже сохранив где-то в глубине прежнюю политическую подоплеку.

Кстати, об особых, традиционных празднествах на 1-е мая у кубанских казаков историки не упоминают. Казаки — народ глубоко верующий. Выбирая праздники, они придерживались церковного календаря. Были при этом у казаков и светские — войсковые праздники. Ближе всех к дате Первомая стоит в списке круг Донского и Кубанского казачьих войск, отмечаемый 19 мая. 

Первомай вместо Пасхи

В конце XIX века на Кубани уживались две несовместимые традиции: празднование Светлой Пасхи и рабоче-крестьянские «маевки».

Пасха повсеместно в Кубанской области отмечалась с большим размахом и участием представителей всех сословий верующего населения. Помимо самой Пасхи Господней, в число неприсутственных (нерабочих) на службе дней входили четверг, пятница и суббота Страстной седмицы, а также дни Светлой седмицы. Всего было 10 выходных дней, читаем в исследовании кубанского историка Сергея Шаповалова «Пасха и Первомай: борьба старого и нового быта на Кубани в 1920–1930 годы».

Как проходили пасхальные праздники в Екатеринодаре, отмечает В. Ф. Золотаренко в рукописи «Плач Василия при реке Кубани». «…Во время пасхальной утрени зажигают четыре смоляных перетирка, по числу сторон храма. По четырем же сторонам стоят на холсте изображенные иконы, освещенные восковыми фитилями… После выстрелов изо всех крепостных пушек начинается колокольный призыв к услышанию радостной песни: Христос воскресе… Освятились пасхи, народ отобедал… Девушки собираются в кучу, ходят по улицам и поют… Малолетки проводят святочные дни в пустых рассказах, иногда играя в мяч… На другой день светлого праздника, при обхождении духовенством вокруг собора с хоругвями, офицеры носят знамена всех полков, а урядники — куренные булавы…»

О «маевках» в стольном граде вспоминает екатеринодарец М. Г. Зорин: «Ежегодно разными контингентами жителей в городе и в разных местах вне его устраивались «маевки», но по-разному… К 7 часам утра все учащиеся в гимназии собирались в ее дворе, затем выходили на Красную улицу и под звуки ученического оркестра стройным маршем двигались за город — в Круглик, небольшой лесок на северо-востоке недалеко от Екатеринодара. За учащимися ехала линейка с продуктами питания… Пройдя в Круглик, все сразу же разбредались по лесу — кто ловить мотыльков и кузнечиков; иные устраивали борьбу… А вот рабочие уже в то время справляли свои «маевки» по-иному. Это были не праздники, как их тогда понимали, это были скорее сходки — то есть собрания… Собирались, правда, не без закуски и выпивки и не без лес для ловли рыбы, обсуждали политические вопросы…»

Постепенно политическое начало в рабочих «маевках» стало все более преобладать. Впрочем, полиции удавалось быстро утихомиривать особо рьяных участников подобных встреч и даже задерживать некоторых из них.

После Октябрьской революции новым правительством был принят декрет «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и расписании рабочего времени». В нем был определен перечень праздничных (нерабочих) дней, в том числе День рабочих 1 Мая. 

Пасха также осталась в календаре в качестве праздничного (нерабочего) дня, однако продолжительность Пасхальной недели была существенно уменьшена. Выходными объявлялись пятница и суббота Страстной недели, а также понедельник и вторник Пасхальной недели. 

С укреплением власти партии большевиков (чьи взгляды на религию были общеизвестны) началось наступление на религиозные праздники. С принятием в начале 1918 года Совнаркомом декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» приоритетными для новых властей стали гражданские рабочие торжества.

Пасха и Первомай периодически совпадали, и между религиозным и рабочим праздником развернулась борьба за массы. Одно из первых совпадений Первомая и Пасхи произошло в 1921 году. 

На Кубани власти сделали все возможное, чтобы максимально привлечь население к участию именно в пролетарском празднике. Рабочим-ударникам, помимо специального пайка, выдавалось дополнительно по четверти фунта постного масла, сахара и — курящим — табака. Местный совпроф объявил нерабочими днями 30 апреля, 1 и 2 мая. 

В Краснодаре программа первомайского праздника была предельно насыщенна. В городе проводились военный парад, демонстрация трудящихся, торжественный митинг, массовые художественные инсценировки и народные гуляния. 

К концу 1930-х Первомай официально вытеснил Пасху из быта населения. Однако пасхальные традиции негласно продолжали существовать, чтобы возродиться с новой силой в наши дни. 

Всемирный день шашлыка

День солидарности трудящихся, превратившись в Праздник весны и труда, практически потерял политическую окраску. Собираясь на «маевку», наши соотечественники искренне радовались весне и хорошей погоде и думали не о солидарности трудящихся, а о том, все ли сложено в приготовленную для пикника на природе тару. Традиция отмечать Первомай с шашлычком и любимыми напитками где-нибудь на берегу реки прочно закрепилась в народе. 

Накануне праздника, который шутники окрестили Всемирным днем шашлыка, «МК на Кубани» предлагает читателям несколько советов, как сделать праздник еще более ярким и запоминающимся. 

Во-первых, следует помнить, что в идеальном шашлыке главное — это правильно выбранное мясо. Чаще всего любители пикников готовят шашлык из свинины. Знатоки советуют покупать для этого шею, хотя иногда можно выбрать лопатку или окорок. Корейка для шашлыка вообще не подходит. 

Во-вторых, мясо нужно правильно нарезать. Слишком маленькие кусочки мяса на костре высохнут и станут жесткими, а большие не успеют прожариться — подгорят сверху, внутри останутся сырыми. Кусочки в идеале должны быть среднего размера, ровными и аккуратными. Нарезать мясо следует поперек волокон.

В-третьих, нужно позаботиться о маринаде. К слову, во многих кавказских республиках мясо для шашлыка маринуют в собственном соку, добавляя только соль, черный перец и лук. Впрочем, рецептов маринада существует множество, и вы вправе выбрать любой — на свой вкус. Стоит помнить, что мясо нужно выдержать в маринаде какое-то время, хотя бы 4-5 часов (в идеале 10-12).

В-четвертых, не сдерживайте фантазию, нанизывая мясо на шампура. Чередуйте кусочки мяса с дополнительными продуктами. Чаще всего речь, конечно же, идет о луковых кольцах, но можно попробовать и более непривычные и интересные варианты. Знатоки говорят, что совершенно невероятно смотрится куриный шашлычок, который надевают на шампура вперемежку с крупными ягодами винограда. Потрясающе вкусны приготовленные на углях кабачки и цуккини, болгарский перец, твердые помидоры. Пикантности шашлыку придадут кусочки сала, тыква, баклажаны, персики, яблоки, айва, твердые сливы — словом, любые фрукты-овощи, которые, по вашему мнению, сочетаются с мясом.

В-пятых, готовьте шашлык исключительно над углями. Не полностью прогоревшие дрова могут попросту сжечь мясо. Кстати, для мангала не стоит брать дрова хвойных пород, которые пропитают ваше блюдо запахами смол и испортят его. 

В-шестых, не спешите начинать праздник и подождите до тех пор, пока мясо будет полностью готово. Шашлык проверяют на готовность очень просто: ножом разрезают самый толстый кусочек мяса до шампура, слегка надавливают. Если выделяемый сок бесцветен, шашлык готов. Если на срезе видна кровь, стоит подождать еще немного.

И совет напоследок. Перед тем, как подать готовый шашлык к столу, дайте ему немного «расслабиться». Снимите мясо с шампуров, положите в широкую посуду, сбрызните гранатовым соком или вином и накройте фольгой. 

Итак, с наступающим Первомаем, друзья, и пусть ваша «маевка» в нынешнем году станет самой лучшей из череды предыдущих майских праздников! 



Партнеры