Как кубанский дайвер помогал поднимать со дна Керченского пролива истребитель

Воздушное судно затонуло в 1943 году

На счету 49-летнего Эрнста Антонова больше 800 погружений. Все они были сделаны в течение последних 9 лет. Причем не только в разных морях (от Черного до Красного), но и в горах. Дайвер профессионально изучал технику погружения по трем системам: испанской, французской и американской.

Воздушное судно затонуло в 1943 году
Дайвер из Усть-Лабинска. Фото: tetis.ru

А вот искусство подводного фотографирования мужчина освоил сам. Он не только делает снимки, но и ведет записи своих вылазок. Эрнст Антонов рассказал корреспонденту «МК на Кубани» об экспедиции «Большой десант».

В прошлом году исследователи и строители Крымского моста подняли со дна Керченского пролива истребитель «Киттихаук». Он затонул в 1943 году, находился под водой свыше 70 лет. Самолет (он оказался в зоне строительства Крымского моста) использовали в знаменитой Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Назад в прошлое

Керченско-Эльтигенская десантная операция считается одной из крупнейших за всю историю Великой Отечественной войны. Это совместная операция войск Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии. Она продолжалась 40 дней: с 31 октября по 11 декабря 1943 года.

Советские главнокомандующие ставили цель — взять плацдарм на Керченском полуострове. По замыслу 3 стрелковые дивизии 56-й армии должны были высадиться северо-восточнее Керчи. Дивизия из состава 18-й армии, в свою очередь, — у села Эльтиген.

Историки пишут, что был захвачен пятачок до пяти километров по фронту и до двух километров в глубину. 6 декабря советские воины прорвали оборону противника. Они форсировали непроходимое болото, сделали 20-километровый марш, оказались на южной окраине Керчи и захватили гору Митридат. Десантная операция сыграла ключевую роль в освобождении Крыма в 1944 году. Историки пишут, что участниками Керченско-Эльтигенской десантной операции стали более 130 тысяч советских воинов. 129 из них получили звание Героя Советского Союза. В той кампании использовали свыше 250 кораблей, около 2 тысяч орудий и минометов, более тысячи самолетов…

Одномоторный американский истребитель «Киттихаук Р-40» также участвовал в операции. Такие воздушные корабли поставлялись в СССР из США и Великобритании с конца августа 1941-го по декабрь 1944-го. Советский Союз получил больше 2400 подобных самолетов. Поисковики предполагают, что истребитель использовался в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота.

Дайвер Эрнст Антонов — один из энтузиастов, благодаря которым воздушное судно, пролежавшее на глубине больше 70 лет, стало частью экспозиции в музее-крепости Керчи.

Эльтиген — земля героев

Экспедиция «Большой десант» пришлась на 28 апреля — 8 мая. В ней принимали участие около 50 человек. Это жители не только России, но и ближнего зарубежья. Люди приехали в точку сбора — село Эльтиген — из Тулы, Днепропетровска, Краснодара, Тольятти. Башкиры, татары, украинцы, русские…

— Был даже венгр. Его зовут Иштван. Запомнился мне больше всех. Почему? Общительный и любознательный. Плюс он хорошо разговаривал по-русски. Кроме того, Иштван ведет свой исторический блог. Исследователь рассказывает подписчикам историю Российской империи и Советского Союза, пишет статьи. Их публикуют в разных венгерских СМИ. Увлеченный человек, заинтересованный военно-морской страницей нашей истории, — рассказывает Антонов.

Стела "Парус" в селе Героевское(Эльтиген). Фото:tetis.ru

Само село Эльтиген мужчина описал так: «Замечательное, маленькое, уютное, но с грустным прошлым». Не все знают, но сейчас село носит название Героевское и территориально включено в состав Керчи. «Эльтиген» же переводится как «огненная земля», «земля героев». Здесь есть музей Эльтигенского десанта с экспозицией в виде пушек, мин и десантного мотобота. Над селом, на холме, возвышается памятник героям десанта. Это стела в виде паруса. Монумент был открыт 8 мая 1985 года. Высота его — 20 метров, вес — 2 тысячи тонн. Скульптором и архитектором памятника является россиянин Леонид Тазьба. «Парус», несмотря на разнообразие работ, считают главным творением мастера. Он выдерживает ураганные ветры и штормы в Азовском море и Керченском проливе.

— Гигантская бетонная стела доминирует над всем селом. Такой огромный осколок… Недалеко от стелы расположен дот с памятной табличкой. В годы войны в нем располагался командный пункт советских войск, — уточняет Эрнст.

Грязная работа

По словам дайвера, первый день экспедиции не был результативным. Участники не совсем точно определили навигационные точки. Координаты рэка (объекта исследования) выдает прибор, похожий на мобильный телефон. Туда идет лодка, устанавливаются маркерные буи. Но на прибор действует поле судов, что находятся рядом, плюс лодка движется на воде. Из-за этих и других факторов разница в координатах может составлять 100-200 метров…

В последующие дни работы по размыву найденного самолета были более эффективными.

— Суть размыва в том, чтобы сделать промоины под брюхом, крыльями и хвостом самолета. Их делают, чтобы завести подъемные полотенца… Все происходит так. На место погружения рано утром отправляется резиновая лодка с помпой. То есть насосом и шлангами. Они похожи на те, с которыми работают пожарные. Один человек остается на лодке. Ему непросто. Он трудится от рассвета до заката. Остальные — сменами. Максимум четыре бригады — по четыре или пять человек.

Фото: tetis.ru

Сам Антонов и его напарник ушли на размыв. Вода была около 10 градусов. Эрнст выбрал правое крыло самолета, напарник — левое.

— Видимость — около полутора метров. Для сравнения отличной считается видимость в четыре метра. Работа в проливе осложнялась тем, что это не море. Дно — илистое, постоянно происходило движение… Я четко видел свое крыло, рядом «иглу» с поворотным краном на конце шланга. Помимо этого, конструкцию дополнительно закрепил веревкой к корпусу самолета. Шланг от воды резко надулся и превратился в питона… Вокруг поднялись огромные серые пылевые тучи. Грязная в прямом смысле работа. На ощупь, — делится своими впечатлениями дайвер.

По словам Эрнста, он смог выдержать под водой 25 минут. Потом начал замерзать. Он работал в «мокряке» толщиной 7 мм. В отличие от «сухаря» (костюма, который остается сухим и позволяет находиться в воде, пока исследователь не устанет), «мокряк» спустя время в воде приносит дискомфорт. Напарник работал в «сухаре». Но и ему приходилось несладко. На спине мужчины находилась «спарка» — 2 баллона с воздухом. Они очень тяжелые…

Размыв воздушного судна вели практически на ощупь. Фото: tetis.ru

— Почувствовав, что замерз, я перекрыл кран и стал кружить на месте. Было снято подводное видео — 12 секунд. Эти подводные кадры потом показали на центральных каналах. Вернувшись на лодку, болтали о жизни и пили горячий чай. Дайверу такой напиток просто необходим (смеется).

Эрнст Антонов признался: «Киттихаук» впечатлил его. По расположению самолета и отсутствию пилота внутри было видно, что истребитель повредила артиллерия противника. Произошло это во время боевого вылета — в районе Эльтигена. После «ранения» он направился в Тамань, но не смог долететь до аэродрома. Он приводнился — не рухнул в пролив. Исследователи просмотрели архивы и выяснили, что через 15-20 минут после ЧП летчика подобрал катер.

— Мы работаем в тесном контакте с учеными. Например, Черноморским центром подводных исследований в Крыму. Главная цель — определить реальное местонахождение судов и других объектов времен ВОВ, исследовать их. Это кропотливая работа большой команды энтузиастов. Свою лепту внесло и краснодарское отделение РГО, — добавляет Эрнст Антонов.

Последний «взлет»

5 мая стало известно, что исследователям дают подъемный кран. Основная часть участников экспедиции в водолазных костюмах, но без «снаряги», на резиновых лодках отправилась к самолету. Подводные работы были завершены, полотенца заведены и обозначены маркерными буями. Некоторым разрешили подняться на кран (Антонов попал в число счастливчиков), остальных попросили отойти на резиновых лодках на расстояние 500 метров. Стропы от крана к самолету крепили водолазы из Севастополя. Их специально вызвали к месту подъема самолета.

— Бригада из 50 человек работала над самолетом пять суток! Плавкран сделал поворот, был выброшен крепеж, водолаз нырнул. Минут через 10 он появился на поверхности и поднял большой палец вверх. Крановщик потянул рычаг и из глубины начал подниматься «Киттихаук». Некоторое время судно держали на срезе воды — пытались вымыть грязь, которая скопилась за много десятилетий. Чтобы уменьшить вес. Мыли минут 10. Потом решили вести самолет под водой на небольшой глубине к платформе. Это дуга порядка 120 метров. После преодоления дуги начался медленный подъем из воды. Через 12 минут «Киттихаук» извлекли из воды. В последний раз судно поднялось над землей. Из 50 луженых дайверских глоток раздалось «Ура!», — с увлечением говорит Антонов.

Фото: wreck.ru

Известно, что судно было поднято с глубины примерно 9 метров. Вес превышал 3 тонны. Сохранилось вооружение. Это шесть пулеметов Browning M2 с боекомплектом. Частично уцелели приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Имелись и другие находки. Среди них — парашют пилота, кислородная маска, фрагмент радиостанции. Также — элементы аптечки и большой фотоаппарат, применяемый для аэросъемки. Это значит, самолет использовался в разведке. Кстати, исследователи установили год выпуска фотоаппарата — 1941!

— В конце апреля 2018-го планируется новая международная подводная экспедиция в Крыму. Ожидается, что в ней будет участвовать уже 65 человек. География тоже станет шире. Наши ряды пополнят эстонцы, белорусы… Условия для работы станут суровее. Например, температура воды наверняка будет ниже. Зачем нам все это? Чтобы люди помнили — о далекой войне, о наших предках, — подытоживает Эрнст Антонов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 18 апреля 2018

Заголовок в газете: Под крылом самолета

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру