Как освобождали Кубань от фашистов 75 лет назад

Продолжаем знакомить наших читателей с хронологией и основными вехами освобождения

Как освобождали Кубань от фашистов 75 лет назад
Фото: cdn.fishki.net

К сооружению рубежа, преграждающего путь к Черному и Азовскому морям, гитлеровцы приступили в феврале 1943 года. 
За четыре месяца, к моменту выхода наших войск в низовья Кубани, они создали мощный оборонительный пояс, названный «Голубой линией». Правым краем «Голубая линия» упиралась в Черное море, а левым — в приазовские плавни.

С немецкой основательностью

Левофланговый участок «Голубой линии», начинаясь у Курчанского лимана, проходил по реке Курке. Насыпав по берегам Курки высокие земляные валы, немцы превратили ее в прочный рубеж протяженностью 56 км.
Далее «Голубая линия» поворачивала на восток и шла вдоль болотистой реки Адагум до селения Киевского, защищенная широкой полосой прикубанских плавней, а затем вновь поворачивала к югу.
Центральный участок «Голубой линии» представлял собой узкое холмистое плато. Укреплению этого 32-километрового участка гитлеровцы уделили основное внимание. Здесь «Голубая линия» имела две позиции с большим количеством узлов обороны и опорных пунктов. Основой первой позиции являлись два узла обороны: Киевский (запиравший дорогу на Тамань через станицу Варениковскую) и узел на высоте 195,5 (прикрывавший шоссейную и железную дороги на Новороссийск через станицы Нижне-Баканскую и Верхне-Баканскую). 
Село Молдаванское, расположенное в центре плато, противник превратил в мощный узел обороны второй позиции, преграждавший советским войскам путь к центру Таманского полуострова в случае прорыва первой позиции. Этот узел прикрывался с фронта опорным пунктом на высоте 114,1.
Правофланговый 25-километровый участок «Голубой линии» от станицы Неберджаевской до Новороссийска проходил по труднодоступной горной местности и укреплялся противником с ноября 1942 года.

В бой идут картонные танки

Опорным пунктом обороны немцев была станица Крымская. Через нее проходили основные железнодорожные и автомобильные дороги на Новороссийск, Анапу, Тамань и Темрюк. Стремясь во что бы то ни стало удержать этот важный населенный пункт, гитлеровцы превратили его в мощный узел сопротивления. Впервые на Кавказе немцы применили здесь мощную траншейную оборону. Все каменные дома в станице враг приспособил к обороне и держал в них постоянные гарнизоны. Основные направления наступления наших войск — центральный участок оборонительного рубежа — прикрывались узлом сопротивления, организованным в станице Киевской. Особенностью центрального участка обороны немцев было расположение огневых средств вдоль насыпи железной дороги и узкого гребня высот восточнее станицы Крымской.
Не только инженерные сооружения и заграждения сдерживали наши войска. Приазовские плавни и заболоченные поймы трех рек (Второй, Адагума и Кубани) сами по себе были серьезной преградой для атакующих. 
Чтобы сбить с толку разведку противника, штаб инженерных войск разработал специальный план, о котором сообщается в одном из выпусков «Календаря Победы». Его реализация была поручена 26-й маскировочной роте, разыгравшей целый спектакль. В Краснодаре, в уцелевших мастерских, были изготовлены макеты 40 танков, которые можно было перетаскивать тягачом. Макеты погрузили на железнодорожные платформы, накрыли брезентом и отправили на станцию Линейная. Во время движения эшелона по железной дороге появился немецкий самолет-разведчик, который сфотографировал «танки». 
На станции макеты выгрузили и перетащили в рощу неподалеку, а затем небольшими партиями переправили к хутору Красный Октябрь. Перемещали макеты днем, чтобы враг заметил это и поверил в передвижение крупного танкового соединения. В это же время в районе прибытия из всего, что попалось под руку, сооружались неподвижные макеты танков, которые через некоторое время разбирали и переносили на другое место. 
Для полного введения в заблуждение немецких летчиков макеты перетаскивались танками, которые на земле оставляли множественные следы гусеничных траков, видимые с воздуха. Враг сразу же поверил в достоверность танковых частей. Только за первые четыре дня в район имитации попало 58 бомб и 95 снарядов. К концу операции все передвижные макеты были повреждены, а 20 стационарных — уничтожены прямыми попаданиями.

Из сводок Совинформбюро

5 марта 1943 года ранним утром немцами из комендатуры в станице Красноармейской были вывезены к лиманам все заключенные. Возле бойни за четыре дня до освобождения станицы были расстреляны 102 человека — 57 жителей станицы и служащие Одесского банка.
10 марта 1943 года в Красноармейскую вошли бойцы 9-й армии, станица была освобождена после семи месяцев оккупации.
19 марта 1943 года — 317-я и 351-я стрелковые дивизии завязали ожесточенные бои за хутор Свистельников. Ветеран Великой Отечественной войны, участник боев за хутор Николай Михайлович Дискант вспоминает: «Бой шел почти без перерыва четверо суток. До войны на картах Славянского района была нанесена точка — хутор Свистельников. Сейчас ее нет».
23 марта 1943 года — частями Красной армии освобождена станица Славянская.
31 марта 1943 года начались кровопролитные бои за освобождение станицы Анастасиевской

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 11 апреля 2018

Заголовок в газете: По правилам военно-инженерного искусства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру