В Новороссийске прошел XVI фестиваль театров малых городов

10.07.2018 в 15:20, просмотров: 270

Фестиваль был организован при поддержке Министерства культуры РФ, администрации Краснодарского края, города-героя Новороссийска, благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы»

В Новороссийске прошел XVI фестиваль театров малых городов
Пресс--конференция Евгения Миронова. Фото Алексея Лишуты

Лето, море, солнце — что может быть лучше для театрального фестиваля? Разве что не все участники учитывали риски акклиматизации, например, перегреться и обгореть. Достаточно много было внештатных ситуаций и срочных вводов. Особым призом от администрации Новороссийска «за актерское братство и мастерство» были награждены Петр Незлученко, Кирилл Имеров и Игорь Булыгин, которые срочно ввелись в спектакли других театров. 

Открывал фестиваль спектакль Новороссийского муниципального драматического театра. Михаил Заец поставил пьесу Винко Модерндорфера «Чудный день, чтоб сдохнуть» на двух актрис, в мелодраматическом стиле, с минимальными сценографическими средствами: диван да стул. Виктория Десятова играет мать карикатурного «панка»-переростка, в черном и цепях. Как голос совести, возникает ее некогда брошенная дочь (Елена Вербицкая): затянута в старомодное пальто, со строгим вопрошающим взглядом. Дочь кажется воплощением буржуазной морали, но и она после череды перемен придет к повторению материнского пути. 
Лучшим спектаклем в большой форме была признана «Смерть Тарелкина» Серовского театра драмы. Режиссер Павел Зобнин последовательно и любовно перенес жутковато-гротескную историю Сухово-Кобылина в современность, и самое сильное впечатление от спектакля — несменяемость эпох. Текст 150-летней давности ложится на нашу реальность, как влитой. Комната Тарелкина в первом акте — подвал, пронизанный трубами разного диаметра, мешающими ходить, создающими препятствия чиновникам. Во втором акте фантасмагория перемещается в полицейский участок и обретает все черты пародии, когда принятые методы дознания способны сделать кого угодно не только виновным, но и вурдалаком, вампиром, «мцырем». 
Лучшим спектаклем малой формы стали «Мертвые души» лесосибирского театра «Поиск». Олег Липовецкий придумал спектакль не столько о всероссийской мороке мертвых душ, сколько о чуде театрального преображения. Поэму Гоголя, найденную среди старого хлама, эти три артиста читали и играли, перевоплощаясь слету. На долю Максима Потапченко и Виктора Чарикова приходятся все Собакевичи, Плюшкины и Ноздревы; Олегу Ермолаеву достается Чичиков — и насколько же по-бендеровски обаятельным оказывается вдруг этот неуловимый герой! У каждого персонажа свой ритм, а вместе они воссоздают в пластическом рисунке возрастающую ухабистость русской дороги. На протяжении трех с лишним часов три артиста бесконечно меняют театральные обличья, чтобы в итоге полушутя предложить залу купить у них покетбук «Мертвых душ». На фестивале случился настоящий аукцион, и книжку выкупила член жюри Ольга Остроумова. 
Глазовский театр «Парафраз» представил на фестивале постановку по роману Брэдбери «Вино из одуванчиков». Дамир Салимзянов ставит этот текст в очаровательной и лукавой наивности. Здесь взрослые играют детей, а юные — стариков, и звучит тема о том, что осознание себя живым невозможно без понимания конечности жизненного пути. Сам режиссер, сыгравший Дугласа, стал лауреатом в номинации «За лучшую мужскую роль». Игорь Павлов был награжден специальным дипломом председателя жюри Игоря Скляра за роль Тома, а спектакль получил приз Ассоциации театральных критиков с формулировкой «За свободу театрального мышления».
Денис Хуснияров в театре «Мастеровые» (Набережные Челны) поставил «Карла и Анну» Леонгарда Франка — историю о том, что с войны не возвращаются, даже если с нее вернулись. Артисты работают с большой интонационной амплитудой: от полушепота до почти истерической готовности, от пластической зарисовки о войне до крика-зонга. И в номинации «Лучшая женская роль» лауреатами стали обе актрисы: Александра Комлева за роль Анны и Анна Дунаева за роль Марии.
Кинешемский театр имени Островского привез довольно редкий текст Островского. «Снегурочку» поставил Александр Огарев, и эта яркая работа, в которой царство берендеево представлено обобщенно-советским миром, внезапно продемонстрировала, что текст совсем не так архаичен. Вот только трактует его режиссер вразрез с традицией: победа бодрого мира физкультурников над «холодной» Снегурочкой (Элина Манапова) оборачивается победой оптимистичного большинства над отдельной интеллигентной девочкой. Этот спектакль для меня оказался одним из самых интересных на фестивале. 

Фестиваль в цифрах
16 спектаклей из 16 малых городов России
Более 400 участников
8 дней
3 площадки
4 пятидневных мастер-класса
4 лекции
4 кинопоказа
4 города приехали на фестиваль впервые: Мензелинск, Тара, Кинешма, Мичуринск.