Какими были бои в нейтральных водах на Кубани в период ВОВ

" МК на Кубани" продолжает рассказывать об освобождении городов и станиц края от немецко-фашистских захватчиков

Создавая оборонительные рубежи в низовьях Кубани, гитлеровцы подводили их к плавням, мало заботясь о защите упиравшихся в них флангов

" МК на Кубани"   продолжает рассказывать об освобождении городов и станиц   края от немецко-фашистских захватчиков
Торжества по случаю открытия музея боевой техники "Военная горка". Темрюк, 27 сентября 1983 года Фото: архив музея

 Немцы считали плавни непроходимыми и даже называли их нейтральными водами. Несмотря на это, как писал в 1943 г. корреспондент фашистской газеты «Фолькишер беобахтер», нейтральные воды стали районом ожесточенных боевых действий.

Ключи к обороне

Паузу, наступившую на фронте после 16 марта, немцы использовали для создания сильной оборонительной позиции на подступах к центральному участку «Голубой линии» на рубеже Троицкая, Крымская. Условия местности, читаем в интернет-альманахе «Военная литература», благоприятствовали созданию в этом месте прочной обороны. Левый фланг немецких позиций прикрывался широкой полосой прикубанских плавней и заболоченными поймами рек Адагум и Вторая. Правый фланг, упираясь в западные отроги Главного Кавказского хребта, смыкался с «Голубой линией», проходившей здесь по оборонительному рубежу, который немецко-фашистские войска занимали и совершенствовали с сентября 1942 года. Ключом всей позиции являлась станица Крымская, превращенная немцами в мощный укрепленный пункт.

По приказу командования фронта части 56-й армии должны были прорвать оборону немцев на участке севернее и южнее шоссейной и железной дорог Краснодар — Крымская, уничтожить противостоящего противника и овладеть станицей Крымской.

4 апреля армия приступила к выполнению задачи, но успеха не имела. После десятидневной подготовки вновь перешла в наступление, но и на этот раз не добилась никаких результатов. Наши части были остановлены у реки Курки.

Войска 56-й армии снова перешли в наступление 29 апреля. Наши атакующие части противник встретил шквальным пулеметным и артиллерийским огнем. Одновременно сильные удары по нашим частям наносила вражеская авиация. После двух дней упорных боев на переднем крае наступление было приостановлено.

Новое наступление началось 3 мая. Сломив сопротивление противника, наши части прорвали его оборону южнее Крымской и вышли на шоссе Крымская — Неберджаевская. Под угрозой окружения немецко-фашистское командование вынуждено было оставить станицу Крымскую и отвести войска на свою основную оборонительную полосу — «Голубую линию». Так завершилась многонедельная борьба за этот важный узел обороны противника на подступах к Таманскому полуострову.

Удар через плавни

В канун майского праздника 1943 года 37-я армия должна была ударом через плавни содействовать 56-й армии в штурме станицы Крымской. Успех операции во многом зависел от работы инженерных частей. Задача перед ними стояла сложная. Нужно было провести крупные силы пехоты с артиллерией и минометами через плавни к северному берегу реки Адагум, обеспечить форсирование войсками этой реки и содействовать им в прорыве обороны противника по южному берегу Адагума.

Выполнять задачу было приказано инженерным войскам армии генерала

А. И. Голдовича, в распоряжении которых, кроме дивизионных и полковых саперов, были три инженерных батальона и два понтонно-мостовых батальона фронтового усиления. Армия сверх табельной потребности получила 250 плавательных костюмов и 150 кубических метров лесоматериала.

По решению командующего 37-й армией удар через плавни наносился двумя дивизиями — 295-й и 389-й. В первом эшелоне наступал специально сформированный для этой цели отряд из добровольцев (около полутора тысяч человек). Отряд был разбит на три штурмовых добровольческих батальона.

Подготовка к операции, назначенной на 30 апреля, началась за 10 суток. Все это время в плавнях действовали инженерные разведывательные группы дивизионных саперов 295-й и 389-й стрелковых дивизий, в обязанности которых входила разведка маршрутов. Через плавни решено было подготовить три самых удобных в тактическом отношении маршрута — для каждого из трех добровольческих штурмовых батальонов.

Первый маршрут проходил от южного выступа рощи западнее хутора Урма в направлении на хутор Ленинский на южном берегу реки. Глубина воды в начале маршрута составляла около метра, а в конце увеличивалась до полутора-двух метров. Второй маршрут начинался с выступа мыса на западной окраине хуторов Прикубанских и выходил примерно против станции Кеслерово, глубина на маршруте была от 0,4 до 1,5 м. Третий маршрут был проложен по притоку Адагума — ручью Адагумка шириной от 5 до 8 м и глубиной до 3 м.

К утру 29 апреля подготовка к наступлению была закончена, а в ночь на 30 апреля батальоны добровольческого отряда погрузились на лодки и паромы и вошли в плавни.

1-й штурмовой батальон в темноте потерял ориентировку. Наткнувшись на мель, через которую пришлось перетаскивать паромы и лодки волоком, батальон лишь к 14 час. 30 мин. 30 апреля достиг северного берега Адагума. Попытка форсировать реку на этом участке успеха не имела, и батальон отошел в плавни.

2-й штурмовой батальон к 8 часам 30 апреля без задержек достиг северного берега Адагума, успешно форсировал реку. Атаковав противника, ворвался в Кеслерово и начал просачиваться за полотно железной дороги, перерезав железнодорожное сообщение между Крымской и Варениковской.

3-й штурмовой батальон к 3 часам 30 апреля выдвинулся по ручью Адагумка к реке Адагум, форсировал ее и к 7 часам достиг северо-западной окраины хутора Ленинского. Но подошедшие резервы гитлеровцев, поддержанные сильным артиллерийско-минометным огнем, вынудили батальон отойти в плавни.

К концу дня 1 мая добровольческий отряд, использовав успех 2-го штурмового батальона, захватил железнодорожную станцию Кеслерово.

Сразу же после того, как штурмовые батальоны зацепились за противоположный берег и вступили в бой, инженерные роты под руководством старшего лейтенанта Ромашко приступили к строительству штурмового моста через плавни.

За четверо суток непрерывной работы саперы перекрыли мостом 4,5 км плавней. Мост представлял собой узкую полоску настила (из 5-6 жердей или пары досок), поддерживаемого опорами. Из-за нехватки материала (который строителям приходилось доставлять на руках, стоя по пояс в воде) настил оказался тонким и, прогибаясь под тяжестью человека, иногда на полметра уходил в воду. Тем не менее, сообщение через плавни было налажено. Просуществовал штурмовой мост только двое суток.

В первые дни операции добровольческий отряд успешно отбивал ожесточенные контратаки противника. Немцы стянули к месту прорыва подкрепление, и отряд, теснимый противником, начал медленно отходить к своему берегу.

Бои в плавнях на этом участке закончились для добровольческого отряда неудачей. Однако приобретенный опыт боевых действий крупных сил в плавнях войска фронта успешно использовали в последующих боях на заболоченных участках Таманского полуострова.

«Военная горка»

Сегодня технику, которая выдержала проверку боем в районе станицы Крымской, можно увидеть в числе других экспонатов в музее «Военная горка». Уникальный комплекс под открытым небом, расположившийся на склонах грязевого вулкана Миска, стал визитной карточкой Темрюка.

— Инициатором создания «Военной горки» в 1983 году был председатель райисполкома Виктор Салошенко, — рассказывает заведующая Темрюкским историко-археологическим музеем Евгения Захарова. — В сентябре нынешнего года, к 75-летию освобождения города Темрюка от фашистов, музей отметит юбилей — три с половиной десятка лет со дня открытия.

Сегодня в музее собраны более 100 единиц военной техники. Территория разделена на две части — морскую и сухопутную. В сухопутной представлены техника, участвовавшая в боевых действиях на фронтах Великой

Отечественной, и более современное вооружение, использовавшееся позднее в локальных кампаниях на территории страны. Здесь есть танки, бронемашины, пушки, истребители, вертолеты, ракеты. Во второй части собрана морская техника: торпеды, катера. Все экспонаты в прекрасном состоянии, их можно трогать, фотографироваться; на каждом есть информационная табличка.

Посетителей встречает символ музея — танк Т-34 на высоком постаменте, участвовавший в освобождении Темрюка от немцев. Рядом — обелиск с памятной надписью и картой военных действий. Еще один необычный экспонат — монумент, собранный из остатков мин и орудий, найденных на территории Темрюкского района.

— Большинство техники, выставленной в «Военной горке», прибыло своим ходом, — продолжает рассказ Евгения Захарова, — и вертолет, и знаменитый танк Т-34. По этому поводу у нас в районе шутили, что Темрюк продолжает обороняться, когда вся Россия разоружается.

Собирая экспонаты, сотрудники музея вели переписку с воинскими частями. Евгения Захарова вспоминает связанный с этим курьезный случай. «Передаем вам самолет», — писали музейщикам военные. Но будущий экспонат то ли из-за путаницы в бумагах, то ли по каким-то иным причинам по дороге в музей трансформировался до неузнаваемости. В «Военную горку» вместо самолета прибыл… танк! Сегодня его вместе с другими экспонатами можно увидеть в экспозиции.

Самые известные из экспонатов музея — ракетная установка «Катюша», знаменитый паровоз, который, по задумке архитектора, должен был везти на фронт остальную военную технику. Он прибыл в музей с железнодорожной станции в Старотитаровской. Поначалу технику, отправляющуюся на фронт, как и было задумано, размещали на прицепленных к паровозу платформах. Однако вскоре поступления выросли, и технику пришлось размещать на территории музея по-другому. А паровоз сохранил за собой платформу с зенитным орудием.

Экспонаты располагаются на склоне вулкана Миска, что, по словам заведующей, создает для музейщиков дополнительные трудности.

— Миска потихонечку ворчит, — поясняет Евгения Захарова, — наблюдается активная сейсмичность грязевого вулкана. Вызванные этим подвижки грунта вредят экспонатам.

Каждый год, например, музейщикам приходится ремонтировать постаменты, на которых установлена военная техника…

Тем не менее, стараниями сотрудников боевые машины времен Великой Отечественной и более поздние образцы военной техники, размещенные в «Военной горке», выглядят так, словно только вчера вышли из боя. Кажется, что они немного отдохнут — и снова вернутся туда, где рвутся снаряды и свистят пули.

Справка " МК"

Из сводок Совинформбюро

16 марта 1943 года — войска Северо-Кавказского фронта тактически перешли к обороне, готовясь к новой наступательной операции — разгрому немцев на Таманском полуострове.

4 апреля 1943 года — 56-я армия предприняла неудачную попытку наступления на станицу Крымскую.

14 апреля 1943 года — вторая безуспешная попытка овладеть станицей Крымской.

29 апреля 1943 года — войска 56-й армии в третий раз перешли в наступление на Крымскую.

1 мая 1943 года — наши части захватили железнодорожную станцию Кеслерово.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру