Проблемы расчистки русел рек обсудили на Кубани

Наводнения во многом вызваны несовершенством законодательства и несогласованностью действий властей различных уровней по их предотвращению

Проблемы расчистки русел кубанских рек и ремонта берегозащитных сооружений обсудили в Армавире. В работе совещания приняли участие депутат Госдумы Наталья Костенко, представители краевой прокуратуры, Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, министерства по делам ГО и ЧС, а также Кубанского водного бассейнового управления

 Наводнения 
во многом вызваны несовершенством законодательства 
и несогласованностью действий властей различных уровней 
по их предотвращению
Фото:ssl.com

Защита населенных пунктов от наводнений наиболее актуальна для районов Предгорья Кавказа. К сожалению, на сегодняшний день мероприятия по очистке русел рек и эффективность берегоукрепительной работы, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Причина — недостатки законодательства и отсутствие взаимопонимания между муниципальными и федеральными органами власти, ответственными за эту работу.  

Большинство защитных дамб на реках Кубань и Лаба построены во время или после катастрофического наводнения 2002 года с целью максимальной защиты населенных пунктов от стихии. В дальнейшем

(2005-06 гг.) возведенные всем миром защитные инженерные сооружения, далеко не всегда отвечающие критериям для гидротехнического сооружения (ГТС), были переданы краевым законодательством в собственность поселений. При этом у большинства населенных пунктов не оказалось средств не только на их содержание, но и оформление всех необходимых для владения документов.

В связи с этим муниципалитеты давно бьют тревогу и просят федерального собственника рек проводить расчистку русел, поскольку невыполнение этих мероприятий приводит к интенсивному разрушению дамб. Однако федеральные органы власти, ответственные за состояние рек, отвечают, что на участках, где есть объекты берегоукрепления, проводить расчистку не требуется. Тогда муниципалитеты запрашивают разрешение самостоятельно расчищать реки от корчей и донного грунта, поскольку это дешевле, чем ремонтировать дамбы, но получают ответ: федеральным законодательством передача полномочий не предусмотрена. Такая переписка длится по 5-8 лет, люди продолжают страдать от затоплений и подтоплений, а государство несет многомиллионные убытки…

О подобных проблемах на совещании заявили представители 6 муниципалитетов — города Армавира, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского и Успенского районов.  

Первое, на что обратили внимание участники форума: вызывает большие сомнения сам факт распространения муниципальной собственности на ГТС, предназначенное для защиты водного объекта, который, в свою очередь, принадлежит Российской Федерации. Для решения этой коллизии необходимо определить в законодательстве РФ, и прежде всего в Водном кодексе, четкий порядок установления прав собственности на ГТС.

В ходе дискуссии выявлен еще один проблемный аспект — отсутствие отлаженного механизма взаимодействия между муниципальными и федеральными органами, отвечающими за предотвращение негативного воздействия вод. Так, администрация Новокубанского городского поселения несколько лет не может добиться от Кубанского бассейнового водного управления расчистки русла реки Кубани вблизи микрорайона Капланово, что приводит к разрушению дамбы, на ремонт которой у поселения со скудным бюджетом просто нет денег. Проблема могла бы разрешиться при наличии у муниципалитета полномочий по расчистке наносов и отложений в русле реки, однако в Водном кодексе РФ попросту нет упоминания о полномочиях муниципальных органов в данном вопросе.

В свою очередь бассейновое управление не торопится расчищать русла рек в зоне установки защитных дамб, поскольку обязанности по содержанию ГТС возложены на их собственников. По мнению уполномоченного органа, отремонтировать дамбу дешевле и проще, чем проводить работы в воде.

Муниципалитеты не согласны с оценками федералов. Но заходить в реки и вести там работы они могут только после объявления режима ЧС, то есть когда населенные пункты уже затопило (!). Федеральные органы также формируют свой план работы только по критерию наступления затопления в течение последних 3 лет.

В связи с этим участники совещания пришли к выводу, что нужно перенастраивать работу на профилактический характер, а для этого более четко прописать полномочия всех заинтересованных лиц в сфере охраны водоемов.

— Безусловно, в первую очередь следует уточнить порядок взаимодействия между органами власти разных уровней в области защиты территорий от затоплений и подтоплений, а также порядок согласования и включения соответствующих мероприятий в ежегодную программу работ уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Все участники, ответственные за состояние рек, должны слышать друг друга, а не вести переписку годами, в то время как люди теряют жилье, а бюджеты — миллионы рублей на устранение последствий стихии. Имеются предпосылки для внесения в Водный кодекс РФ и соответствующие подзаконные акты изменений, касающихся передачи части полномочий в муниципалитеты. Такая дискуссия должна состояться на федеральном уровне, и мы будем ее инициировать, — прокомментировала для «МК на Кубани» итоги совещания Наталья Костенко.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 14 февраля 2018

Заголовок в газете: «Низы» не могут, «верхи» не хотят?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру